Фрагмент для ознакомления
2
Проблема творчества рассматривается в психологии в работах зарубежных (Г.Ю. Айзенк [2001], Дж. Гилфорд [2000], А. Маслоу [2020], Р. Стернберг [2015], Е.П. Торренс [2013], Г. Уоллес [2000]) и отечественных ученых (Д.Б. Богоявленская [2002], Л.С. Выготский [1997], В.Н. Дружинин [1999], А.М. Матюшкин [2003], Б.М. Теплов [1982]).
Проблема творчества в зарубежной психологии нашла свое отражение в рамках различных подходов, среди них редукционистский, психометрический и личностный. Каждый из данных подходов по-разному понимает процесс творчества и креативности (творческих способностей).
Редукционистский подход объединяет психологические теории Г. Айзенка [2001], Р. Стернберга [2015], которые занимались проблемой интеллекта. Творчество рассматривается как компонент интеллекта, то есть высокий уровень интеллекта подразумевает высокий уровень творчества, и наоборот. Данный подход показывает, что творчества как отдельной формы активности не существует, оно компонентом интеллекта.
Психометрический подход рассматривает творчество как самостоятельный фактор, который не зависит от интеллекта. В развитие данного подхода значительный вклад внесли такие зарубежные ученые, как Дж. Гилфорд [2000], Е.П. Торренс [2013]. Основной идеей данного является то, что творчество не зависит от уровня интеллекта, даже с высоким интеллектом люди могут быть не способны к творчеству.
Личностный подход рассматривает творчество как личностную характеристику, которая тесным образом связана не только с интеллектом, но и другими особенностями, например, с мотивацией, направленностью, ценностями. Наличия только высокого интеллекта не означает высокий уровень творчества, необходимы еще мотивы, ценности, направленность личности, стремление к созданию чего-то нового и оригинального. Данного подхода придерживается А. Маслоу [2020].
Творчество в зарубежной психологии рассматривается с разных сторон – как процесс и как результат.
Творчество как процесс включает определенные этапы (стадии) творческого акта. Процессуальной стороне творчества значительное внимание уделял Г. Уоллес [2000], который предложил четыре стадии творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, проверка. Одним из основных этапов творчества является процесс генерирования идеи, ее рождения. Именно с этим этапом связано понимание сущности и предназначения творчества.
Дж. Гилфорд [2000] считал, что процесс творчества тесно связан с мышлением, а точнее с такими мыслительными операциями, как дивергенция. Дивергенция (расхождение), или дивергентное мышление подразуемает поиск нескольких вариантов решения задачи, в разных направлениях, с разными подходами. В процессе творчества дивергентное мышление позволяет варьировать пути решения, что приводит к различным результатам, неожиданным выводам и новому, оригинальному решению, продукту. Помимо дивергенции, творческому мышылению свойственны также такие операции, как импликация и трансформация. Импликация понимается как выход за пределы заданных условий, имеющихся объектов, информации в целом, но при этом без потери связи с ними. В основе импликации лежит процесс логического рассуждения, установления причинно-следственных связей. Трансформация – это изменение информации, ее модификация, преобразование, рассмотрение объекта под другим углом, что также лежит в основе творческой деятельности человека.
Дж. Гилфорд выделяет четыре основных параметра для оценки творчества, его результата:
1. Беглость – это количество разных идей, подходов, решений за определенную единицу времени. Это творческая способность, позволяющая предлагать несколько вариантов решения поставленной задачи.
2. Гибкость – это способность трансформировать объект, изменять его, рассматривать с разных точек зрения, находить новые свойства, вариации, признаки.
3. Оригинальность – это способность создавать продукт, который не имеет аналога, отличается необычными свойствами; способность предлагать необычные способы решения, продуцировать ассоциации.
4. Разработанность – это способность предлагать новый способ использования, применения того или иного объекта, способность находить новые свойства.
Идеи Дж. Гилфорда более детально изучил другой зарубежный ученый в области творчества Е.П. Торренс. По его мнению, творчество – это процесс создания оригинальных, нестандартных решений. Е.П. Торренс изучил закономерности формирования способности к творчеству, разработал диагностическую методику, которая сегодня широко используется в психологии [2013].
Таким образом, с точки зрения зарубежных подходов творчество рассматривается как часть интеллекта, как самостоятельная способность, как свойство личности, как процесс, включающий несколько стадий, и как результат, который оценивается по таким параметрам, как беглость, оригинальность, гибкость, разработанность.
В отечественной психолого-педагогической науке проблема творчества рассматривается в работах Д.Б. Богоявленской [2002], Л.С. Выготского [1997], В.Н. Дружинина [1999], А.М. Матюшкина [2003], Б.М. Теплова [1982] и других.
С.Л. Рубинштейн [2015] считает, что творчество – это процесс, направленный на создание новых ценностей, которые имеют как объективную, так и субъективную новизну. Объективная новизна – это характеристика творческого продукта, который не имеет аналогов, субъективная новизна – это творческий продукт, который является новым для самого субъекта творческой деятельности.
А.В. Морозов [2003] считает, что творчество – это сложный психологический процесс, в котором задействованы познавательная, эмоциональная и волевая сфера личности. Для создания творческого продукта необходим синтез мышления, речи, волевых усилий, а также эмоций и чувств. Особое значение для творческого процесса имеет такой познавательный процесс, как воображение, способствующий открытию нового знания, созданию оригинального продукта, разработке новых идей и изобретений в различных сферах жизнедеятельности.
В.Л. Пономарев [1976] выделяет следующие признаки творчества:
1. Творчество – это синтез процесса и результата. Сам процесс является творческим, что дает возможность получить оригинальный, творческий продукт.
2. Творческий продукт получается в результате определенных приемов, действий, творческих процедур, выполняемых в процессе той или иной деятельности. Главным признаком творческого продукта является его новизна и оригинальность.
3. Новизна продукта творчества может быть объективной или субъективной. Также важен такой компонент, как оригинальность, нестандартность, неповторимость творческого продукта.
4. Не каждый продукт, даже оригинальный и новый, можно считать творческим с точки зрения морали, нраственности, гуманности. Только гуманный характер творчества, основанный на общечеловеческих нормах и ценностях, является собственно творческим.
5. Для творческого процесса необходимы такие познавательные процессы, как творческое мышление (дивергентное – по Дж. Гилфорду [2000]), творческое воображение, а также комплекс способностей, способов деятельности (творческие способности).
А.А. Мелик-Пашаев [1981] также считает творчество «процессом, направленным на получение творческого продукта». Автор считает, что для творчества необходимы:
1) самостоятельность личности;
2) интерес к творчеству;
3) творческие способности.
Способности – это индивидуальные особенности личности, которые не сводятся к знаниям и умениям, но их сочетание обеспечивает успешность овладения той или иной деятельностью. Б.М. Теплов [1982] отмечает, что способности формируются на основе природных предпосылок – задатков.
В.Н. Дружинин [1999] выделяет следующие уровня развития способностей – талант, одаренность, гениальность. Способности разделяются на общие и специальные. Общие способности являются универсальными, необходимыми для различных видов деятельности. Специальные способности проявляются в определенной сфере (математические, музыкальные, художественные и другие способности). Одним из видов способностей являются творческие способности (рисунок 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк Г.Ю. Исследования человеческой психики: почему мы ведем себя именно так. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 479 с.
2. Аленушкина Е.А., Мерцалова О.Д., Мальцева Н.Н. Нетрадиционные техники рисования в начальной школе // Вестник научных конференций. – 2022. – № 11-4 (87). – С. 10-11.
3. Балуева К.А., Федькушова Н.В. Парциальная образовательная программа «Лепим, творим, малюем» // Образовательный альманах. – 2019. – № 12 (26). – С. 8-12.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
5. Бондарева А.С. Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционную технику рисования // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2022. – № 9. – С. 8-12.
6. Бувалец, Л.Н. Выбор материала при планировании занятий по обучению детей лепке // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 798-802.
7. Бутенко Н.В. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности ребёнка. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 66 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
9. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. – URL: http://www.twirpx.com/file/682838/ (дата обращения: 01.05. 2024).
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
11. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 160 с.
12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Литера, 2014. – 128 с.
13. Кахнович С.В. Изобразительная деятельность в группах раннего и младшего возраста: методическое пособие. – М.: Русское слово, 2020. – 94 с.
14. Квитко Л.А. Развитие творческих способностей дошкольников через тестопластику // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2014. – С. 23-25.
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2018. – 434 с.
16. Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. 5-6 лет: календарно-тематическое планирование, комплексное планирование, конспекты занятий. – М.: Мозаика-синтез, 2021. – 62 с.
17. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: календарное планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 149 с.
18. Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения до школы»: под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой: старшая группа; авт.-сост.: О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2021. – 195 с.
19. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
20. Логинова Л.А. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей // Молодой ученый. – 2018. – № 44 (230). – С. 273-275.
21. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: методическое пособие для реализации образовательных программ «Теремок» и «Цветные ладошки». – М.: Цветной мир, 2021. – 135 с.
22. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. О. Чекчурина. – СПб.: Питер, 2020. – 444 с.
23. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 720 с.
24. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
25. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. – М.: Акад. Проект: Традиция, 2003. – 560 с.
26. Мясоедова С.П. Освоение детьми 5-6 лет нетрадиционных техник лепки // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 2 (5). – С. 174-176.
27. Нефедова Е.Д. Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей // Студенческий. – 2022. – № 20-6 (190). – С. 19-22.
28. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
29. Погодина С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник. – М.: Академия, 2017. – 269 с.
30. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
31. Разумная Л.Л., Юрченко И.В. Нетрадиционные техники рисования // Вестник научных конференций. – 2022. – № 1-1 (77). – С. 88-90.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник. – М.: Владос, 2015. – 516 с.
33. Стернберг Р. Интеллект успеха; пер. С.И. Ананин. – М.: Попурри, 2015. – 400 с.
34. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий: тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 136-151.
35. Торренс Е.П. Тест творческого мышления // Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – М., 2013. – С. 63.
36. Туминская О.А. Становление личности ребенка в процессе изобразительной деятельности: монография. – СПб.: Астерион, 2021. – 185 с.
37. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. – СПб.: ИМАТОН, 1998. – 170 с.
38. Тупичкина Е.А. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 186 с.
39. Уоллес Г. Искусство мыслить. – URL: https://vk.com/wall-165205956_39449 (дата обращения: 01.05.2024).
40. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – URL: https://clck.ru/36EUnL (дата обращения: 01.05.2024).