Фрагмент для ознакомления
2
В рамках данного научного исследования рассматривается образовательная польза национальных туристических маршрутов, в частности, изучается национальная тропа Демидова, которая представляет собой не только физический путь по различным исторически значимым местам, связанным с семьей Демидовых, но и метафорическое путешествие по культурному и промышленному наследию России. Актуальность данного исследования обусловлена растущим интересом к образовательному туризму и его потенциалом для расширения исторических знаний и национальной идентичности среди молодых поколений.
Проблемное поле данного исследования включает в себя несколько аспектов: интеграция культурного наследия в образовательные программы (использование национальных маршрутов); изучение возможностей Демидовской национальной тропы как образовательного инструмента; оценка ее влияния на региональное и историческое сознание детей школьного возраста. Используя многогранный подход, данное исследование сопоставляет аналитическую строгость с эмпирическими наблюдениями, вникая в тонкости исторического контекста тропы и ее современное значение для образовательного туризма.
Демидовская национальная тропа как артефакт значимого культурного наследия («демидовское наследие») отражает вклад семьи Демидовых в промышленное развитие России в имперскую эпоху, а также демонстрирует их влияние на социально-экономическую структуру их владений. В исследовании утверждается, что подобные маршруты, будучи встроенными в образовательные рамки (в частности, среднего образования), могут способствовать более глубокому пониманию и осознанию национальной истории и идентичности среди учащихся.
Исследование использует лексикон, изобилующий специальной терминологией, относящейся к изучению туризма и педагогическим стратегиям, таким как «образовательный симбиоз» (эффективная интеграция учебного опыта с досуговой деятельностью), «культурная дидактика» (преподавание культуры через непосредственное взаимодействие с предметом) и «историческое сознание» (осознание исторического контекста, влияющего на текущее восприятие и поведение). Изучение этих понятий на примере Демидовского национального маршрута позволяет раскрыть скрытый образовательный потенциал национальных туристических маршрутов и предложить методики их эффективного включения в систему школьного образования.
Итак, научное исследование Демидовского национального маршрута как образовательного ресурса предполагает тщательное изучение его исторического, культурного и экономического контекста, а также критический анализ его педагогического потенциала для улучшения образовательного ландшафта России. С помощью этого научного поиска исследование стремится внести вклад в более широкий дискурс о роли культурного наследия в образовании и его пользе в воспитании всесторонне развитого, исторически информированного гражданина.
Объект исследования – Демидовская национальная тропа – представляет собой квинтэссенцию образовательного ресурса, заключающего в себе богатый спектр индустриальной и культурной эпох России, а предмет исследования – полезность тропы в образовательных парадигмах, в частности ее интеграция в школьную программу для повышения исторического сознания и национальной идентичности учащихся. Цель этого научного исследования, прочно опирающегося на теорию образования и сохранение наследия, – прояснить возможности тропы как педагогического инструмента, продвигая понимание того, как такие исторические маршруты могут оживить образовательный опыт и способствовать более глубокой связи с национальным наследием. Для достижения этой цели были тщательно проработаны следующие задачи: во-первых, определить историческое и культурное значение семьи Демидовых путем тщательного анализа архивных и современных источников; во-вторых, оценить текущее использование «Демидовской тропы» в образовательных учреждениях, используя эмпирические методы для оценки ее влияния на результаты обучения учеников; в-третьих, предложить инновационные образовательные стратегии, которые используют потенциал тропы, такие как разработка интерактивных учебных модулей и образовательных экскурсий на местах, направленных на повышение исторического сознания и культурной компетентности учеников.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно впервые рассматривает Демидовский национальный маршрут в качестве образовательного инструмента, который до сих пор изучался лишь вскользь, в частности, в рамках использования национальных туристических маршрутов для обогащения образования; в исследовании вводится понятие «конвергенция образовательного туризма», когда дидактический потенциал исторических маршрутов систематически интегрируется в рамки формального образования. К тому же в исследовании выдвигается гипотеза о том, что включение Демидовской тропы в школьную программу не только повышает историческое сознание учащихся, но и укрепляет их национальную идентичность, способствуя тем самым формированию надежной образовательной парадигмы, соединяющей культурное наследие с современными целями обучения. Эта гипотеза, основанная на теоретических положениях «культурной педагогики» и «теории исторического взаимодействия», предполагает прямую зависимость между знакомством с объектами культурного наследия и повышением уровня исторических знаний и самосознания учащихся; этот постулат будет проверен с помощью серии методологически тщательных эмпирических исследований.
Методологическая основа исследования Демидовской национальной тропы как образовательного ресурса опирается на разнообразные научные работы, объединяющие теории менеджмента туризма, образовательной педагогики и регионоведения для создания надежной основы для анализа и реализации исторических маршрутов в образовательных учреждениях. Основные методологические подходы основаны на работах Зырянова А. и Зыряновой И. (2021), которые подчеркивают важность планирования межрегиональных туристических маршрутов для развития местной идентичности и экономики, а также служат примером для интеграции таких маршрутов в образовательные программы.
В развитие этой концепции Литвинова, О. и Воронина, О. (2018) вносят свой вклад, подчеркивая, как исторические маршруты могут повысить туристический и рекреационный потенциал региона; это согласуется с образовательным потенциалом «Демидовской тропы» в развитии регионального сознания учащихся. Шпырня, О. (2019) расширяет эту дискуссию, фокусируясь на творческом проектировании туристических маршрутов, предлагая методики, позволяющие сделать историческое образование более увлекательным за счет творческого планирования экскурсий.
Альтернативный подход к оценке туристической привлекательности, который помогает оценить, как можно позиционировать Демидовскую тропу в качестве образовательного ресурса, предлагает Лебедева С. (2023). Эту точку зрения дополняют Казакова, Е., Гирфанова, Л. и Ягофаровна, А. (2019), которые исследуют малые исторические города как туристические маршруты, тем самым давая представление о том, как незначительные, но значимые населенные пункты могут способствовать развитию образовательного туризма.
Дашкова, Е. и Ивушкина, Е. (2020) обсуждают «Шелковый путь» как туристический ресурс, предлагая сравнительную линзу, через которую можно оценить Демидовскую тропу на предмет ее образовательной ценности. Фирсова А. (2023) рассматривает культурные ландшафты Прикамья и Урала, обогащая методологический подход изучением того, как эти ландшафты могут служить образовательными инструментами.
С точки зрения педагогической методологии, Беликов В.А. (2004) рассматривает философию личностного образования, подчеркивая деятельностный аспект, который имеет решающее значение для разработки интерактивных и увлекательных образовательных мероприятий на тропе. Демидова Г.А. (2012) говорит об организационно-педагогических условиях, необходимых для формирования лидерского потенциала, которые могут быть применены для развития студенческих лидеров через проекты исторических маршрутов.
А Дзюба Е.А. (2009) и Елкина И.М. (2012) рассматривают современные образовательные технологии и методы самооценки соответственно, которые необходимы для создания интерактивного и саморефлексивного образовательного опыта на Демидовской тропе. Кроме того, Китаева И.В. и Щербатых С.В. (2013) рассматривают интерактивные методы в обучении, что особенно актуально для предлагаемой разработки образовательной игры на основе тропы.
Эти методологические основы обеспечивают комплексный подход к изучению и реализации Демидовской национальной тропы как динамичного образовательного ресурса, используя исторические, культурные и педагогические исследования для обогащения образовательного ландшафта и обеспечения значимого опыта обучения для учащихся. Использование этих разнообразных методик позволяет создать многогранную образовательную структуру, которая не только подчеркивает историческое значение семьи Демидовых, но и активно вовлекает учащихся в изучение и оценку их национального наследия.
Вывод о том, что Демидовская национальная тропа значительно повышает образовательные результаты, требует активного применения как теоретических, так и эмпирических методов исследования, поэтому в принятой методологии качественный анализ переплетается с количественными измерениями. Если бы тропа была систематически интегрирована в образовательную программу, она могла бы способствовать глубокому пониманию и восприятию национального наследия учащимися; такова гипотеза данного исследования, основанная на сочетании исторического анализа и педагогической теории.
Теоретически исследование опирается на анализ исторических документов, синтезируя данные из первоисточников о семье Демидовых и их промышленном и культурном наследии. В дополнение к этому, обзор литературы по предыдущим исследованиям, таким как работы Зырянова и Зыряновой по планированию межрегиональных туристических маршрутов и Литвиновой и Ворониной по включению исторических маршрутов в региональный туризм, дает фундаментальное понимание того, как национальные маршруты служат образовательным целям. Если эти теоретические изыскания выявят устойчивые тенденции, то можно будет предположить, что исторические маршруты по своей сути обладают образовательной ценностью, что оправдает более глубокое эмпирическое исследование.
Эмпирически в исследовании используется смешанный метод: количественные данные будут собраны с помощью опросов, распространенных среди учеников и преподавателей, для оценки их вовлеченности в маршрут и полученных знаний, в то время как качественные данные будут получены в ходе интервью и фокус-групп, которые изучают восприятие и опыт участников. Используя эти методики, можно сделать вывод, что интерактивное обучение на тропе не только расширяет исторические знания учащихся, но и углубляет их культурную идентичность, как это предполагается в гипотезе исследования.
Наблюдательные исследования вдоль Демидовской национальной тропы, изучающие взаимодействие и вовлеченность учеников в режиме реального времени, предоставили бы эмпирические данные, подтверждающие или опровергающие теоретические предположения. Если бы было продемонстрировано, что ученики демонстрируют повышенную вовлеченность и сохранение знаний, такие результаты подтвердили бы эффективность тропы как образовательного инструмента, что соответствовало бы умозрительному анализу, основанному на теоретических основаниях.
Так, методологически синтезируя теоретические знания с эмпирическими подтверждениями, исследование направлено на тщательную проверку и потенциальное подтверждение образовательной ценности Национальной тропы Демидова, предлагая нюансированное понимание ее влияния на укрепление исторического сознания и национальной гордости среди детей школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования достигается благодаря тщательному синтезу междисциплинарных исследований: исторического туризма, психологии образования и регионального экономического развития – каждое из которых вносит свой вклад в целостное понимание образовательного потенциала Демидовской национальной тропы. Анализируя тропу не только как физический маршрут, но и как «культурный канал», исследование выходит за рамки традиционных туристических исследований и позволяет проанализировать ее последствия для теории и практики образования; в частности, как опытное обучение через объекты наследия может способствовать укреплению исторического сознания и идентичности молодежи (такая интеграция культурного наследия с педагогикой дает новое представление об «образовательном туризме»).
Практическая значимость, с другой стороны, проявляется в применении результатов исследования в реальной образовательной среде: учителя могут использовать ресурсы тропы для создания более увлекательных и информативных уроков истории; разработчики образовательной политики могут рассматривать такие маршруты при разработке учебных программ, требующих внеклассного обучения. Если эмпирическое исследование подтвердит, что учащиеся демонстрируют повышенную вовлеченность и запоминаемость, когда уроки проводятся на исторических маршрутах, это подчеркнет «прикладную полезность» Демидовской тропы как эффективного образовательного инструмента.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. – М.: Владос, 2004. – 357 с.
2. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). – Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. – С.32-38.
3. Дзюба Е.А. Использование современных технологий обучения в вузе / Северо-Кавказский психологический вестник. – 2009. – 7 (4). – С. 63-72.
4. Елкина И.М. О роли и формах самооценки учеников при оценке результатов обучения // Ценности и смыслы. – № 6 (22). – 2012. – С. 122-134.
5. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии / Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин. – 1989. – №1. – С. 5-15.
6. Китаева И.В., Щербатых С.В. Интерактивные методы в обучении стохастике учащихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 1. – С. 107-110.
7. Климкина В. М., Кондратьева Г. А. Современные методы обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса в вузе [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2016. – №10. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/sovremennye-metody-obucheniya-kak-odno-iz-sredstv-povysheniya-effektivnosti-uchebnogo-processa-v-vuze
8. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. – Омск: Изд-во ОмГПУ, – № 4. – 1999. – 24 с.
9. Лебединцев, В.Б. Модификация программ учебных предметов для организации коллективных занятий / В.Б. Лебединцев. – Красноярск: Поликом, 2007. – 188 с.
10. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 1999. – 23 с.
11. Пожидаева Т.В. Информационно-образовательная среда как условие проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования // Научные открытия Сборник статей III Международной научной конференции. Редактор Т.В. Турубарова. – 2018. – С. 227-231.
12. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. -2014. – № 3. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13161
13. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 18.10.13 г. № 544н [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 121 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:/ xn--80abucjiibhv9a.xn-p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/12496
15. Черничкина В.А., Глушкова А.С.// Специфика современной терминологии образовательного туризма (постановка проблемы) - Сборник статей «Современные проблемы и перспективы развития туризма и сферы услуг в условиях глобализации».-2018- С. 351-355
16. Dashkova, E., & Ivushkina, E., 2020. «THE SILK ROUTE» AS A TOURIST RESOURSE. Science Almanac of Black Sea Region Countries. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2020-22-2-92-99.
17. Firsova, A., 2023. CULTURAL LANDSCAPES OF PRIKAMYE AND THE URALS (BASED ON THE BOOK OF VASILY NEMIROVICH-DANCHENKO ‘THE KAMA AND THE URALS’). Географический вестник = Geographical bulletin. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2023-1-164-179.
18. Kazakova, E., Girfanova, L., & Yagofarovna, A., 2019. TOURIST ROUTES THROUGH SMALL HISTORIC CITIES OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN. Gênero & Direito. https://doi.org/10.22478/ufpb.2179-7137.2019v8n4.48460.
19. Kondrateva, S., 2022. National tourist rating of Russian regions: Typological diversity. RUDN Journal of Economics. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2022-30-1-45-56.
20. Konyshev, E., 2021. THE ORGANIZATION OF TOURIST ACTIVITIES ON THE GERMAN NATIONAL LANDSCAPE TERRITORY. Успехи современного естествознания (Advances in Current Natural Sciences). https://doi.org/10.17513/use.37684.
21. Lebedeva, S., 2023. Alternative approach to the study of the Russian regions’ tourist attractiveness. Market economy problems. https://doi.org/10.33051/2500-2325-2023-2-67-94.
22. Litvinova, O., & Voronina, O., 2018. The Inclusion of Historical Routes in Tourist and Recreational Potential of the Siberian Region. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 204. https://doi.org/10.1088/1755-1315/204/1/012026.
23. Shpyrnya, O., 2019. Tourist-recreational projection of creative excursion routes in Krasnodar. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-1-104-109.
24. Zyrianov, A., & Zyrianova, I., 2021. Planning of the Interregional Tourist Route in the Urals. Quaestiones Geographicae, 40, pp. 109 – 118. https://doi.org/10.2478/quageo-2021-0018.