Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы заключается в том, что Московский метрополитен - самая современная система подземного общественного транспорта, уступающая в мире только Токио, и обеспечивает быстрое перемещение граждан России, живущих или проживающих в Москве, из одной точки города в другую.
В крупных городах ощущается потребность в скоростном транспорте, не мешающем автомобилям и другому общественному транспорту и не имеющем уровневых переходов, как метро. Увеличение потока всех видов транспорта и пешеходов затруднено существующей системой дорог, пропускная способность которых быстро ухудшается. В условиях высокой загруженности городской наземный транспорт уже не в состоянии удовлетворить транспортные потребности населения. Сейчас невозможно представить себе Москву без метро. Оно стало неотъемлемой частью жизни горожан и используется многими туристами. Ежедневно в метро ездят около 9 миллионов человек.
Московское метро является одним из самых знаковых и узнаваемых общественных транспортных систем в мире. За десятилетия своего существования оно превратилось не просто в эффективное средство передвижения, но и в неотъемлемую часть городской инфраструктуры, пульс сердца современной Москвы.
Сегодня, когда динамика жизни в мегаполисе постоянно растет, роль метро становится все более актуальной. Ежедневно миллионы москвичей и гостей столицы полагаются на эту разветвленную подземную сеть, чтобы быстро, комфортно и безопасно добираться до работы, учебы, развлечений и других пунктов назначения. Метро позволяет эффективно решать проблему дорожных заторов на городских улицах, разгружая наземный транспорт.
Но московское метро - это не только транспортное средство. Это архитектурное наследие, воплощение советской эпохи и ее эстетических представлений. Грандиозные залы станций, украшенные мозаиками, скульптурами и росписями, являются подлинными произведениями искусства, притягивающими внимание туристов со всего мира. Московское метро - это живая история, которая продолжает свое развитие, адаптируясь к современным вызовам.
В условиях растущей урбанизации и необходимости создания устойчивых, экологичных и технологичных городских систем, роль метрополитена приобретает все большее значение. Московское метро демонстрирует пример того, как общественный транспорт может стать неотъемлемой частью жизни мегаполиса, способствуя его развитию и процветанию. Этот подземный пульс Москвы будет продолжать биться, обеспечивая мобильность и доступность для миллионов людей.
Также важно отметить, что метрополитен для города Москва является важнейшей транспортной составляющей, которая считается альтернативой для наземного вида транспорта, который ограничен городской застройкой и не всегда имеется возможность к его расширению. Метро способно перевозить значительное количество пассажиров, которые добираются по своим делам, на работу на отдых и т.д. Важно, что метрополитен также имеет высокую скорость перевозки пассажиров, что очень важно в условиях быстрого темпа жизни городских жителей, которые постоянно спешат делать свои дела. Немаловажно, что метро является не только транспортной артерией города, но также может выполнять смежные функции, например, служит бомбоубежищем на случай артиллерийского обстрела или атаки авиации. Данную функцию московское метро выполняло в годы Великой Отечественной войны, когда Москва находилась под ударами немецкого оружия и авиации. Население Москвы пряталось на территории метра и пережидало авианалеты, которые были достаточно серьезными и наносили значительный урон. Глубина залегания метра, а также сама конструкция и качество бетона позволили создать очень сильное защитное укрепление, которое позволило сохранить жизни большому количеству людей.
Как видим, метро Москвы является важнейшим стратегическим объектом города, так как позволяет перемещать значительное количество людей, особенно в пиковое время, а также является очень серьезным защитным сооружением, которое позволило защитить население Москвы в годы Великой Отечественной войны от постоянных ударов немецкой авиации.
Историография изучения и научная новизна. Достаточно подробно изучен столичный регион. Так, системный подход к изучению городского пространства (И. П. Анциферов, Л. Лефевр, М. Фуко, М. Кастельс, Е. Амин и И. Бережной и др.), целостное изучение городского феномена через комплексное осмысление различных его аспектов, в том числе архитектурного пространства (так называемого монументального образа города) как средства опосредования контролируемого потока информации. Также предлагается определить городскую среду в целом как сочетание глобального и "виртуального", локального и "реального".
Проблема влияния городского транспорта, в том числе метро, на формирование городской культуры рассматривается в постулатах теории транспорта об урбанизирующей функции феномена городского транспорта и роли метро в формировании и развитии городской культуры (Р. М. Фогельсон и Т. Харт, С. Пайл. Hart, S. Paille, T. Misa, V. Калиничев, Н. Аникина, О. Запорожец и др.) Работы этих авторов преимущественно посвящены социологическим и антропологическим аспектам исследования метро, однако некоторые аспекты, важные для понимания этого социокультурного объекта, остаются в тени. С точки зрения теории культуры и истории культуры метро остается недостаточно изученным. Прежде всего это касается московского метро, которое послужило образцом для всего последующего градостроительства в России и бывших советских республиках, а также во многих других странах. До сих пор не выработано целостного понимания московского метро как культурного феномена, учитывающего его особое значение в советскую эпоху, экспериментальную интеграцию в символическое пространство формирующейся общественно-политической системы и те культурно-идеологические формы, которые он принимал.
Нельзя не упомянуть и исследование А. Н. Зиновьева "Сталинское метро: исторический путеводитель", которое по праву можно считать путеводителем по станциям метро в их первоначальном великолепии, по идеологическому смыслу их архитектурно-художественного оформления и по прослеживанию пути "сталинского неоклассицизма" от его зарождения до заката. Эта работа - первое издание о Московском метрополитене, максимально объективно и подробно раскрывающее процесс "борьбы с культом личности" в художественном оформлении станций, систематически документирующее все архитектурные утраты, имевшие место в метрополитене в разные периоды.
Также отметим работу Ермошина А.Д. "Сетевой анализ просопографической базы данных об архитекторах Московского метрополитена 1935–1991 гг." которая имеет ключевое значение для понимания истории и развития московского метро.
Данное исследование представляет собой комплексный анализ просопографической информации об архитекторах, проектировавших станции Московского метрополитена в течение более полувека - с момента его основания и до распада Советского Союза. Ермошин использует методы сетевого анализа для изучения взаимосвязей между архитекторами, их профессиональной деятельности и влияния на формирование архитектурного облика подземных станций.
Работа Ермошина имеет важное значение по нескольким причинам:
1. Она позволяет восстановить целостную картину развития архитектуры московского метро, выявляя ключевые фигуры, творческие коллективы и преемственность поколений зодчих.
2. Применение сетевого анализа дает возможность проследить взаимосвязи между архитекторами, их совместные проекты, влияние авторитетных мастеров на молодые кадры.
3. Исследование раскрывает роль государственной политики и идеологических установок в формировании архитектурного стиля станций московского метрополитена.
4. Работа вносит существенный вклад в историю отечественной архитектуры второй половины XX века, расширяя представления о творческих процессах и персоналиях этого периода.
В целом, труд Ермошина А.Д. является важным академическим источником, позволяющим углубить понимание того, как создавалось культурное наследие Московского метро - одного из главных символов советского градостроительства и дизайна. Это исследование открывает новые возможности для изучения и популяризации уникального архитектурного облика московской подземки.
Объект работы: московский метрополитен.
Предмет работы: московский метрополитен 1935-1941 гг.
Цель работы: охарактеризовать московский метрополитен 1935-1941 гг.
Задачи:
1.Выделить основные предпосылки создания метрополитена в Москве .
2. Охарактеризовать процесс формирования системы метрополитена в Москве.
3.Описанить станций метро и их архитектурных особенностей первой и второй очереди.
Методология исследования: Основополагающим принципом исследования является историзм и принцип объективности, которые в применении изучению Московского метро означает необходимость рассмотрения данного периода как явления, порожденного условиями исторического развития общества, позволяет представить объект, в исследуемый период, определить внешние и внутренние факторы, влияющие на это развитие.
Использованы различные методы исследования:
1) общенаучные - системно-структурный (данный подход помогает взглянуть на исторический период, который связан с развитием Московского метро как на часть целого в определенный промежуток времени); методы классификации и типологизации, которые помогают структурировать большое количество источников.
2) специально-исторические методы – метод описания, сравнительно - исторический, с помощью которых можно сравнить материал из различных источников и литературы, так же сравнить информацию по внешней политике у разных историков.
3) историографические методы: методы поиска литературы, методы историографического анализа.
Так же использован метод абстрагирования, т. е отвлечение от каких-либо частных свойств объекта исследования и выделением его характеристик, которые позволяют отразить сущность изучаемого объекта.
Таким образом, используемые методы в целом реализуют методологические подходы исследования и дают возможность оценить основные подходы к рассмотрению внешней политики Ивана Грозного в современной отечественной и научной литературе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка литературы.
Глава 1. История создания Московского метро
1.1 Предпосылки создания метрополитена в Москве
На рубеже XIX и XX веков облик патриархальной Москвы стремительно менялся.
Кареты и монархи ушли в прошлое, по улицам побежали стальные рельсы: сначала появилась конка, затем трамвай и первые автомобили.
В то же время быстрый рост населения, особенно в пригородах, расширение городских территорий и превращение Москвы в крупный железнодорожный узел привели к появлению множества проблем, решить которые можно было только путем радикальной реорганизации междугороднего и пригородного транспорта.
Одной из первых попыток решить эти проблемы стал план инженера А. И. Антоновича, представленный в Московскую городскую думу в июле 1897 года. Однако он предлагал лишь строительство окружной железной дороги для контроля за движением транзитных грузов. Такая дорога была построена, но транспортной проблемы это не сняло.
В крупнейших городах мира - Лондоне, Нью-Йорке, Будапеште, Париже, Берлине - создан или уже успешно внедрен совершенно новый вид транспорта - метро. Это название дословно переводится как "мегаполис". По мнению инженеров Е.К. Кнорре и П.И. Балинского, авторов первого проекта строительства метро в России, именно метрополитен может решить "...насущные и нерешенные городские проблемы, такие как "жилищный кризис", "децентрализация", "удешевление жизни" .
В своем плане они обосновывают необходимость создания "скоростных городских железных дорог в Москве вне улиц", то есть под землей или над землей (Метрополитен), и предлагают план их строительства в три этапа.