Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения высших психических функций у детей с черепно-мозговыми травмами 6
1.1. Понятие и структура высших психических функций 6
1.2. Особенности развития высших психических функций в детском возрасте 9
1.3. Методы диагностики и коррекции нарушений высших психических функций у детей с черепно-мозговыми травмами 17
Глава 2. Современные исследования особенностей высших психических функций у детей с черепно-мозговыми травмами 21
2.1. Отечественные исследования особенностей высших психических функций у детей с черепно-мозговыми травмами 21
2.2. Зарубежные исследования особенностей высших психических функций у детей с черепно-мозговыми травмами 25
2.3. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований 30
Заключение 37
Список использованных источников 39
Фрагмент для ознакомления
2
Высшие психические функции представляют собой сложные, произвольные, опосредованные психические процессы, которые являются результатом длительного социально-исторического развития человека.
В отличие от элементарных психических процессов, высшие психические функции характеризуются сознательностью, произвольностью, опосредованностью и социальной обусловленностью.
Сущность высших психических функций заключается в их сложной иерархической организации, включающей различные уровни психической деятельности. Они формируются в процессе онтогенетического развития ребенка под влиянием социальных факторов и опираются на сложные межфункциональные связи в головном мозге.
К основным высшим психическим функциям относятся:
1. Восприятие – процесс отражения в сознании человека предметов и явлений объективной действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.
2. Внимание – избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
3. Память – процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком своего опыта.
4. Мышление – опосредованное и обобщенное отражение действительности, установление связей и отношений между предметами и явлениями.
5. Речь – сложная функциональная система, обеспечивающая формирование и формулирование мысли посредством языка.
6. Воображение – психический процесс создания новых образов на основе прошлого опыта [1].
Высшие психические функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, образуя сложную функциональную систему, обеспечивающую регуляцию и контроль поведения и деятельности человека.
Высшие психические функции характеризуются сложной иерархической организацией, включающей различные уровни психической деятельности.
На нижнем уровне находятся элементарные психические процессы, такие как ощущения и простейшие формы восприятия. На более высоком уровне располагаются собственно высшие психические функции, такие как произвольное внимание, логическая память, абстрактное мышление, речь и воображение.
Формирование и развитие высших психических функций происходит под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Биологические факторы включают в себя особенности строения и функционирования центральной нервной системы, созревание мозговых структур, наследственные задатки.
Социальные факторы представлены системой социальных отношений, в которые включается ребенок, а также обучением и воспитанием, осуществляемыми в процессе его развития.
Высшие психические функции находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии [9].
Так, развитие восприятия опирается на функционирование внимания и памяти, а мышление и речь тесно взаимодействуют в процессе познания окружающего мира.
Нарушение одной из высших психических функций может приводить к вторичным нарушениям других функций, что обусловлено сложными механизмами их взаимодействия.
В то же время сохранные высшие психические функции могут компенсировать недостатки или нарушения других функций, что является важным механизмом психического развития [17].
Таким образом, структура высших психических функций представляет собой сложную иерархическую систему, формирование и развитие которой обусловлено как биологическими, так и социальными факторами.
Взаимосвязь и взаимовлияние различных высших психических функций являются важным условием их нормального функционирования и развития.
Высшие психические функции человека имеют сложную нейрофизиологическую организацию, которая обеспечивается скоординированной работой различных отделов головного мозга.
Каждая из высших психических функций опирается на специфические мозговые структуры, обеспечивающие ее реализацию.
Так, восприятие зависит от функционирования первичных и вторичных зрительных, слуховых и соматосенсорных областей коры головного мозга. Внимание и память связаны с активностью префронтальной коры, лимбической системы и подкорковых структур [10].
Мышление и речь обеспечиваются работой лобных, теменных и височных долей коры, а также межполушарным взаимодействием. Воображение опирается на интеграцию различных модальностей в ассоциативных областях коры.
Важную роль в реализации высших психических функций играют механизмы межполушарного взаимодействия. Левое полушарие преимущественно отвечает за аналитические, вербально-логические процессы, в то время как правое полушарие специализируется на целостном, образном восприятии и переработке информации.
Взаимодействие и взаимодополнение этих двух полушарий обеспечивает эффективное функционирование высших психических функций.
Особую роль в компенсации нарушений высших психических функций играет пластичность мозга – его способность к структурным и функциональным изменениям в ответ на воздействие внешних и внутренних факторов.
Пластичность мозга позволяет перераспределять функции между различными отделами, задействовать сохранные мозговые структуры для компенсации нарушенных функций, а также способствует восстановлению нарушенных связей [24].
Таким образом, нейрофизиологические основы высших психических функций включают в себя сложную систему взаимодействия различных отделов головного мозга, механизмы межполушарного взаимодействия, а также пластичность мозга, которая играет ключевую роль в компенсации нарушений высших психических функций.
1.2. Особенности развития высших психических функций в детском возрасте
Развитие высших психических функций в онтогенезе подчиняется определенным закономерностям. Одной из ключевых закономерностей является существование сензитивных периодов – наиболее благоприятных возрастных этапов для формирования тех или иных высших психических функций.
Так, сензитивным периодом для развития восприятия является ранний и дошкольный возраст, когда происходит интенсивное формирование зрительных, слуховых, тактильных и других видов восприятия [27].
Черепно-мозговые травмы у детей имеют ряд специфических особенностей, связанных с незрелостью и пластичностью детского мозга, а также возрастными особенностями развития.
Классификация черепно-мозговых травм у детей включает в себя следующие основные виды:
1. Сотрясение головного мозга – наиболее распространенный вид черепно-мозговой травмы, характеризующийся кратковременным нарушением функций головного мозга без органических повреждений.
2. Ушиб головного мозга – более тяжелая травма, сопровождающаяся очаговыми повреждениями мозговой ткани различной степени выраженности.
3. Сдавление головного мозга – травма, вызванная внутричерепным кровоизлиянием или отеком мозга, приводящая к нарушению кровообращения и функций мозга.
4. Проникающие ранения – травмы, при которых повреждается твердая мозговая оболочка и происходит проникновение инородных тел в полость черепа.
Возрастные особенности течения и последствий черепно-мозговых травм у детей обусловлены незрелостью и высокой пластичностью детского мозга.
Так, у детей раннего возраста черепно-мозговые травмы часто сопровождаются диффузными повреждениями мозга, в то время как у детей старшего возраста преобладают очаговые поражения. Кроме того, у детей наблюдается более быстрое восстановление нарушенных функций за счет компенсаторных механизмов.
На тяжесть и исход черепно-мозговых травм у детей влияют такие факторы, как:
- Возраст ребенка (более тяжелое течение у детей раннего возраста).
- Локализация и характер повреждения (диффузные или очаговые).
- Наличие сопутствующих повреждений (внутричерепных кровоизлияний, ушибов, переломов).
- Своевременность и качество оказания медицинской помощи
- Состояние здоровья ребенка до травмы.
- Социальные условия жизни и воспитания ребенка.
Внимание активно развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок овладевает произвольными формами внимания. Память претерпевает значительные изменения в дошкольном и младшем школьном возрасте, переходя от непроизвольной к произвольной форме.
Мышление интенсивно развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок овладевает наглядно-образным и логическим мышлением. Речь формируется в раннем и дошкольном возрасте, когда происходит становление фонетической, лексической и грамматической сторон речи. Воображение активно развивается в дошкольном возрасте, когда ребенок переходит от репродуктивных к творческим формам воображения [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаджанян В.В., Рзаев О.Ф., Новокшонов А.В., Якушин О.А. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ // Политравма. 2021. №2.
2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школьной практике // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – № 2. – С. 24-38.
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ: Астрель, 2018. – 384 с.
4. Гончарова Е.Л. Особенности воображения у детей с черепно-мозговыми травмами // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 12-19.
5. Горина И.С., Горячева Т.Г., Ковтонюк С.В. НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ПОДРОСТКОВ ПОСЛЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ // Национальный психологический журнал. 2019. №4 (36).
6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2019. – 768 с.
7. Малюкова Н.Г. Значение методов нейропсихологической диагностики нарушений когнитивных функций в системе современной нейрореабилитации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2012. Том 4. № 4.
8. Немкова С.А., Заваденко Н.Н., Маслова О.И., Каркашадзе Г.А. Диагностика и коррекция когнитивных нарушений у детей с последствиями черепно-мозговой травмы // ПФ. 2014. №3
9. Немкова С.А. Современные подходы к диагностике и лечению последствий черепно-мозговой травмы у детей и подростков. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022;122(6):20‑29.
10. Орел В.В. КЛИНИКО-АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ У ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4.
11. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2017. – 319 с.
12. Фуфаева Е.В., Микадзе Ю.В., Лукьянов В.И. Нейропсихологическая диагностика сниженного уровня сознания после тяжелой черепно-мозговой травмы у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2017;117(11‑2):33‑40.
13. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: Юрайт, 2019. – 524 с.
14. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юрайт, 2018. – 302 с.
15. Allen DN, Leany BD, Thaler NS, Cross C, Sutton GP, Mayfield J. Memory and attention profiles in pediatric traumatic brain injury. Arch Clin Neuropsychol. 2010 Nov;25(7):618-33.
16. Anderson V, Godfrey C, Rosenfeld JV, Catroppa C. Predictors of cognitive function and recovery 10 years after traumatic brain injury in young children. Pediatrics. 2012 Feb;129(2):e254-61.
17. Arnett AB, Peterson RL, Kirkwood MW, Taylor HG, Stancin T, Brown TM, Wade SL. Behavioral and cognitive predictors of educational outcomes in pediatric traumatic brain injury. J Int Neuropsychol Soc. 2013 Sep;19(8):881-9.
18. Babikian T, Asarnow R. Neurocognitive outcomes and recovery after pediatric TBI: meta-analytic review of the literature. Neuropsychology. 2009 May;23(3):283-96.
19. Barney SJ, Allen DN, Thaler NS, Park BS, Strauss GP, Mayfield J. Neuropsychological and behavioral measures of attention assess different constructs in children with traumatic brain injury. Clin Neuropsychol. 2011 Oct;25(7):1145-57.
20. Beauchamp MH, Anderson V. Cognitive and psychopathological sequelae of pediatric traumatic brain injury. Handb Clin Neurol. 2013;112:913-20.
21. Bolikal PD, Narad M, Raj S, Kennelly M, Kurowski BG. Biopsychosocial Factors Associated With Attention Problems in Children After Traumatic Brain Injury: A Systematic Review. Am J Phys Med Rehabil. 2021 Mar 1;100(3):215-228.
22. Cermak CA, Scratch SE, Reed NP, Bradley K, Quinn de Launay KL, Beal DS. Cognitive Communication Impairments in Children With Traumatic Brain Injury: A Scoping Review. J Head Trauma Rehabil. 2019 Mar/Apr;34(2):E13-E20.
23. Figaji A. An update on pediatric traumatic brain injury. Childs Nerv Syst. 2023 Nov;39(11):3071-3081.
24. Keenan HT, Hooper SR, Wetherington CE, Nocera M, Runyan DK. Neurodevelopmental consequences of early traumatic brain injury in 3-year-old children. Pediatrics. 2007 Mar;119(3):e616-23.
25. Keenan HT, Presson AP, Clark AE, Cox CS, Ewing-Cobbs L. Longitudinal Developmental Outcomes after Traumatic Brain Injury in Young Children: Are Infants More Vulnerable Than Toddlers? J Neurotrauma. 2019 Jan 15;36(2):282-292.
26. Lopez DA, Christensen ZP, Foxe JJ, Ziemer LR, Nicklas PR, Freedman EG. Association between mild traumatic brain injury, brain structure, and mental health outcomes in the Adolescent Brain Cognitive Development Study. Neuroimage. 2022 Nov;263:119626.
27. Prasad MR, Swank PR, Ewing-Cobbs L. Long-Term School Outcomes of Children and Adolescents With Traumatic Brain Injury. J Head Trauma Rehabil. 2017 Jan/Feb;32(1):E24-E32.
28. Thurman DJ. The Epidemiology of Traumatic Brain Injury in Children and Youths: A Review of Research Since 1990. J Child Neurol. 2016 Jan;31(1):20-7.
29. Torregrossa W, Torrisi M, De Luca R, Casella C, Rifici C, Bonanno M, Calabrò RS. Neuropsychological Assessment in Patients with Traumatic Brain Injury: A Comprehensive Review with Clinical Recommendations. Biomedicines. 2023 Jul 14;11(7):1991.
30. Wilde EA, Hunter, Bigler ED. Pediatric traumatic brain injury: neuroimaging and neurorehabilitation outcome. NeuroRehabilitation. 2012;31(3):245-60.