Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития сенсорно-перцептивной деятельности у умственно отсталых младших школьников 5
1.1. Особенности психического развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста 5
1.2. Сущность и структура сенсорно-перцептивной деятельности 6
1.3. Роль сенсорно-перцептивной деятельности в психическом развитии умственно отсталых детей 9
Глава 2. Особенности работы специалиста по развитию сенсорно-перцептивной деятельности у умственно отсталых младших школьников 11
2.1. Виды деятельности и содержание работы специалиста по развитию ощущений и восприятия у умственно отсталых детей 11
2.2. Методы и приемы развития сенсорно-перцептивной деятельности у умственно отсталых младших школьников (тестопластика, игры с песком, пальчиковая гимнастика, особенности восприятия звуков и т.д.) 13
2.3. Особенности организации психокоррекционных занятий, направленных на активизацию сенсорно-перцептивной деятельности умственно отсталых младших школьников 17
Заключение 19
Список использованных источников 20
Приложение 22
Фрагмент для ознакомления
2
Сенсорно-перцептивная деятельность является важнейшим компонентом познавательной активности человека, лежащим в основе его взаимодействия с окружающим миром.
Данная деятельность представляет собой процесс отражения в сознании человека различных свойств и качеств предметов и явлений действительности посредством органов чувств.
Сущность сенсорно-перцептивной деятельности заключается в том, что она обеспечивает первичное восприятие и познание окружающей действительности.
Именно благодаря ощущениям и восприятию человек получает информацию о цвете, форме, размере, положении в пространстве, звуковых, тактильных и других характеристиках предметов и явлений.
Основными компонентами сенсорно-перцептивной деятельности являются ощущения и восприятие. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
Восприятие же выступает как целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при воздействии на органы чувств.
Сенсорно-перцептивная деятельность включает в себя два основных структурных компонента: ощущения и восприятие.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Различают несколько видов ощущений: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые [3].
Зрительные ощущения возникают при воздействии света на зрительный анализатор и позволяют человеку воспринимать цвет, форму, размер, положение в пространстве различных объектов. Слуховые ощущения возникают при воздействии звуковых волн на слуховой анализатор и дают информацию о высоте, громкости, тембре звуков. Тактильные ощущения возникают при воздействии механических раздражителей на кожный анализатор и позволяют человеку воспринимать температуру, давление, фактуру поверхности. Обонятельные ощущения возникают при воздействии химических раздражителей на обонятельный анализатор и дают информацию о запахах. Вкусовые ощущения возникают при воздействии химических раздражителей на вкусовые рецепторы и позволяют человеку различать вкусовые качества.
Восприятие представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при воздействии на органы чувств. Различают несколько видов восприятия: предметное, пространственное и временное.
Предметное восприятие обеспечивает целостное отражение предметов и явлений окружающего мира, их формы, размера, цвета, фактуры. Пространственное восприятие позволяет человеку воспринимать пространственные характеристики объектов, их взаимное расположение, удаленность. Временное восприятие дает возможность человеку воспринимать длительность, последовательность и ритм событий.
Важную роль в развитии сенсорно-перцептивной деятельности играют сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны представляют собой выработанные человечеством в процессе исторического развития образцы, меры и системы для оценки различных свойств и качеств предметов и явлений окружающего мира [1].
Сенсорные эталоны выступают в качестве своеобразных "мерок", с помощью которых человек осуществляет анализ, сравнение и оценку воспринимаемых объектов. Они позволяют ему более точно и дифференцированно воспринимать и различать цвета, формы, величины, звуки, запахи и другие свойства предметов.
Процесс усвоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста.
Ребенок постепенно овладевает системой сенсорных эталонов, соотнося их с реальными предметами и явлениями. Это способствует формированию перцептивных действий, позволяющих ему более точно и адекватно воспринимать окружающий мир.
Использование сенсорных эталонов в процессе познания окружающей действительности имеет ряд преимуществ.
Во-первых, они обеспечивают более дифференцированное восприятие, позволяя человеку тонко различать и анализировать свойства предметов.
Во-вторых, сенсорные эталоны выступают в качестве ориентиров, облегчающих процесс восприятия и познания.
В-третьих, они способствуют развитию перцептивных действий, формированию перцептивных образов и представлений [7].
Таким образом, сенсорные эталоны играют важную роль в развитии сенсорно-перцептивной деятельности человека. Их усвоение и использование в процессе познания окружающего мира способствует более точному и дифференцированному восприятию, формированию перцептивных действий и развитию сенсорно-перцептивной сферы в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Антипова И.Г. Психология обучения детей с умственной отсталостью / И.Г. Антипова, И.С. Володина // Психология обучения. – М.: издательство Современного гуманитарного университета, 2012. – № 9. – С. 12-24.
2. Белопольская Н.Л. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью / Н.Л. Белопольская, В.И. Лубовский // Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито – Центр, 2004. – С. 32–45.
3. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников / И.В. Белякова. – М.: МПСИ, 2002. – 198 с.
4. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева. – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.
5. Лихачева В.Е. особенности развития сенсорной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта // Форум молодых ученых. 2017. №6 (10). – С. 33-44.
6. Петрова В.Г. Психология умственно отсталого школьника: (Олигофренопсихология) / В.Г. Петрова, И.В. Белякова; Ун-т Рос. акад. образования. – М.: изд-во РОУ, 1996. – 46 с.
7. Резанцева И.Е. Коррекция и развитие зрительного восприятия умственно отсталых младших школьников / И.Е. Резанцева // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 3. – Ч. 4. 193 с.
8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студ. пед. институтов / С.Я. Рубинштейн.. – М.: Просвещение, 2003. – 192 с.
9. Шеботинова Е.А. Особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте / Е.А. Шеботинова. // Молодой ученый. – 2019. – № 2.1 (240.1). – С. 44–46.
10. Шипицина Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Д.Н. Исаев, Е.С. Иванов, О.В. Защиринская. – М.: Академия, 2012. – 224 с.