Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной исторической науке можно выделить три основных подхода к изучению прошлого человечества: "формационный", "цивилизационный" и "релятивистский". "Формационный" подход фокусируется на социально-экономическом развитии общества и утверждает единство всемирной истории, проходящей через определенные этапы или "формации". "Цивилизационный" подход рассматривает историю как совокупность историй "локальных цивилизаций", которые полностью или частично изолированы друг от друга. "Релятивистский" подход отвергает возможность каких-либо широких обобщений и наличие объективных закономерностей в истории человечества.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) заслуженно признается классиком "цивилизационного" подхода. Ни один из его предшественников в этой области (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер) или последующих мыслителей, развивавших схожие идеи (С. Хантингтон), не смог так детально разработать концепцию "цивилизационного" подхода, используя такой обширный фактический материал.
Для Тойнби история не была "мертвой книгой". Он рассматривал современные события как продолжение истории, как результат действия ее законов, смысл которых он стремился понять. Он прожил долгую жизнь и был свидетелем самых важных событий XX века: двух мировых войн, социальных революций, экономических кризисов, "холодной войны" и научно-технической революции. Все эти явления и процессы требовали теоретического объяснения, без которого ни одна концепция всемирной истории, претендующая на универсальность, не могла обойтись.
Актуальность данной курсовой работы обуславливается интересом современного общества к проблеме исторического процесса. Люди задумываются о том, что служило его движущей силой, каковы его критерии. Это послужило к образованию цивилизационной концепции исторического процесса, которая была сформулирована А.Тойнби и оформлена им в многотомном труде «Постижение истории».
Современное человечество сталкивается с вопросами о своем направлении и перспективах развития. Быстрый прогресс технологий и экономики ведет к предположениям о приближении к идеалам западной демократии. Однако, ранжирование стран по "прогрессивности" на основе экономических показателей игнорирует важные аспекты, такие как нравственность и культурная уникальность. Некоторые мыслители считают, что история - это не линейное движение к единой цели, а развитие отдельных обществ, где смерть одних соседствует с рождением других. Арнольд Тойнби, английский историк XX века, представил теорию локальных цивилизаций, которая поддерживает этот взгляд.
Объект исследования. Объектом исследования является проблема рассмотрения исторического процесса, его движущей силы.
Предмет исследования. Предметом исследования является цивилизационная концепция исторического процесса А.Тойнби, а именно рассмотрение всемирной истории как системы условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели.Цель работы – рассмотреть и проанализировать цивилизационную концепцию исторического развития, сформулированную А.Тойнби. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие цивилизации;
2. Выявить различные классификации цивилизаций;
3. Исследовать жизненный цикл цивилизаций, а именно: генезис, рост, надлом и распад цивилизаций;
4. Рассмотреть современную ситуацию.
Различные аспекты данной научной темы нашли отражение в исследованиях таких ученых, как: Багновец К. А., Бледсо У., Бойчук С. С., Дрягин С. В., Никитина Е. А. Н, Елин С. П., Жданов В. Л., Иванов В. О., Киреева Е. Ю., Ташлыкова Н. Ю., Комаров С. А., Лагунова О. К., Куликов А. Ю., Мишкевич Т. В., Павлова У. А., Тамазян А., Тойнби А., и др.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы составил 25 страниц.
1 Основное понятие концепции цивилизации
1.1 Понятие цивилизации
В своей концепции исторического процесса, Арнольд Тойнби (1889 – 1975) определяет цивилизацию как замкнутое общество, которое характеризуется рядом ключевых признаков: религией, формой ее организации, территориальностью и степенью удаленности от места первоначального возникновения. Тойнби рассматривает цивилизацию как общность людей, живущих на одной территории, обладающих общими духовными традициями и сходным образом жизни, сравнивая ее с биологическим видом, имеющим свою среду обитания.
Цивилизация для Тойнби - это не просто "область исторического исследования", но единая система, где все части связаны друг с другом причинными связями . В этой системе, все части зависят друг от друга и от целого, а целое - от частей. Он утверждает, что цивилизации - это целостные системы, где все части взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Одним из основных признаков растущей цивилизации является координация всех аспектов и сторон ее социальной жизни в единое социальное целое, где элементы экономики, политики и культуры находятся в тонком взаимодействии друг с другом, создавая внутреннюю гармонию растущего социального организма .
Прежде чем перейти к теории цивилизаций, Тойнби определяет "цивилизацию" как "единицу измерения" исторического бытия. По его мнению, цивилизации - это общества, которые имеют большую протяженность как в пространстве, так и во времени, по сравнению с национальными государствами, городами-государствами или любыми другими политическими союзами. У Тойнби есть ряд критериев для классификации цивилизаций, но два из них остаются неизменными: это религия и форма ее организации, а также территориальный признак. Он считает, что "вселенская церковь" является основным признаком для классификации обществ одного типа, а другим критерием является степень удаленности от места, где общество впервые возникло.
1.2 Классификация цивилизаций
Арнольд Тойнби, в своем исследовании, выделяет 21 цивилизацию, включая египетскую, андскую, китайскую, минойскую, шумерскую, майянскую, индскую, эллинскую, западную, православную христианскую (в России), дальневосточную (в Корее и Японии), иранскую, арабскую, индуистскую, мексиканскую, юкатанскую и вавилонскую. Он предполагает, что более детальный анализ может привести к обнаружению меньшего числа полностью независимых цивилизаций, возможно, около десяти .
Среди этих цивилизаций, семь являются живыми обществами, в то время как остальные четырнадцать уже не существуют. Большинство из существующих цивилизаций сейчас находятся на пути к упадку и разложению. Тойнби также выделяет четыре неродившиеся цивилизации, включая скандинавскую, и особый класс задержанных цивилизаций, которые были остановлены в своем развитии после рождения, включая полинезийцев, эскимосов, кочевников, спартанцев и других. Эти "задержанные" цивилизации, в отличие от примитивных обществ, являются истинными примерами "народов, у которых нет истории". Они оказались в этом состоянии, стремясь продолжить движение, но вынужденные оставаться на месте из-за того, что любая попытка изменить ситуацию означает гибель. В конечном итоге, они гибнут либо потому, что все-таки решились двигаться вперед, либо потому, что застыли на месте, оказавшись в неудобной позиции.
Тойнби также разделяет цивилизации на три поколения . Первое поколение представляет собой примитивные, маленькие, бесписьменные культуры, которые отличаются односторонней специализацией и приспособленностью к жизни в конкретной географической среде. Второе поколение цивилизаций динамично, они создают большие города, развивают разделение труда, товарный обмен, рынок, и возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Третье поколение цивилизаций формируется на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская. К середине XX века из всех существовавших цивилизаций сохранилось только семь или восемь, включая христианскую, исламскую, индуистскую и другие.
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская, которые происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации также взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова Г. Ю. Cтимулирующая функция религии в эволюции государства и права в цивилизационном подходе к типологии А. Тойнби //Эволюция и революция в праве [Электронный ресурс]: сб. науч. ст./М-во образования и науки Рос. Федерации, Самар. нац. исслед. ун-т им. СП Королева (Самар. ун-т). – 2018. – С. 6-14.
2. Багновец К. А. Цивилизационный подход А. Тойнби //Язык. Общество. Медицина. – 2019. – С. 277-279.
3. Бахтин М. В. Развитие принципов причинности и телеологизма в моделях истории А. Тойнби и М. Вебера //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. – 2011. – №. 23. – С. 90-93.
4. Бледсо У. Динамика цивилизаций: некоторые проблемы изучения //Синтез цивилизации и культуры. – 2004. – №. 2. – С. 61-79.
5. Бойчук С. С. Религия и цивилизация: понимание религии в философии истории А. Дж. Тойнби в контексте цивилизационного подхода //Журнал Института Наследия. – 2018. – №. 2 (13). – С. 19.
6. Дрягин С. В., Никитина Е. А. Научный анализ проблем российской истории эпохи феодализма в вузовском образовании на основе цивилизационного подхода //Международный научный журнал. – 2020. – №. 2. – С. 133-139.
7. Думная Н. Н. Конкуренция мировых цивилизаций //Мир новой экономики. – 2010. – №. 4 (10). – С. 4-8.
8. Елин С. П. Элита в цивилизационной концепции Арнольда Тойнби //Актуальные проблемы социокультурных исследований. – С. 285.
9. Жданов В. Л. Философия истории Тойнби в контексте глобальных мировых преобразований //Философская мысль. – 2019. – №. 8. – С. 1-6.
10. Иванов В. О. Возникновение и развитие полинезийской цивилизации в концепции «Вызов-ответ» А. Тойнби //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2017. – №. 11. – С. 35-38.
11. Ищенко В. Б. Научный руководитель: Разумный ВВ, к. и. н., доцент Значение цивилизационной теории арнольда тойнби в современной российской историографии //Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный. – 2017. – С. 277.
12. Киреева Е. Ю., Ташлыкова Н. Ю. Роль церкви в истории: Взгляд через призму трудов Арнольда Тойнби //Редакционная коллегия. – 2023. – С. 294.
13. Комаров С. А., Лагунова О. К. Проблема «цивилизационный вызов/правильный ответ» и художественная словесность малочисленных народов севера Сибири: случай АП Неркаги //Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates.–2021.–Т. 7,№ 3 (27). – 2021.
14. Корнетов Г. Б. К публикации статьи А. Тойнби «Образование в зеркале истории» //Историко-педагогический журнал. – 2014. – №. 1. – С. 131-132.
15. Куликов А. Ю. Мировоззренческие основы общественно-политических взглядов Арнольда Тойнби //Теория и практика общественного развития. – 2014. – №. 12. – С. 89-93.
16. Курильченко С. Факторы, влияющие на развитие цивилизации //Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Ч. 4-5.—Екатеринбург, 2009. – 2009. – С. 232-234.
17. Мишкевич Т. В. Осмысление идей арнольда тойнби о смысле и постижении истории //Человек-Культура-Социум в начале XXI века. – 2020. – С. 143-147.
18. Павлова У. А., Дзюбан В. В. От конфликта к сотрудничеству цивилизаций //Россия и мир: развитие цивилизаций. Преобразования цивилизационных ценностей в современном мире. – 2021. – С. 267-271.
19. Свинцова С. Д. Место России в цивилизационных концепциях западной философии (Тойнби, Шпенглер, Тоффлер) //Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. – 2022. – С. 325-329.
20. Семенов Ю. И. и др. Органический принцип в цивилизационных концепциях исторического развития общества //Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 4/Под ред. ВС Белгородского, ОВ Кащеева, ВВ Зотова. – 2016. – С. 240.
21. Серов О. В. Методологическая дихотомия: Цивилизационный или формационный подход в преподавании истории //Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. – 2018. – С. 97-108.
22. Тамазян А. Концепция «вызов-ответ» А. Тойнби в аспекте аналитики социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры //Аналитика культурологии. – 2014. – №. 28. – С. 120-124.
23. Тойнби А. Д., Огурцов А. П. Постижение истории. – Прогресс, 1996.
24. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – 2006.
25. Фаритов В. Т., Борисова Т. В. Арнольд Тойнби как философ и богослов:(пост) метафизические смыслы истории //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Философия. – 2023. – Т. 5. – №. 2. – С. 61-68.
26. Хантингтон С., Тойнби А. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации. – Litres, 2020.
27. Чепиков Е. В., Уханов В. А. Развитие цивилизационного подхода к историческому процессу в философии А. Тойнби //Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2009. – №. 1. – С. 249-256.
28. Яровой А. В. Концепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби.