Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 4
1.1 Психологические теории развития личности 4
1.2 Личностная идентичность взрослых людей 9
ГЛАВА 2. Факторы, влияющие на формирование и изменение личностной идентичности 16
2.1 Внешние факторы: социальная среда, культурные ценности и традиции 16
2.2 Внутренние факторы: индивидуальные особенности личности, психологическое благополучие 20
2.3 Кризисы личностной идентичности взрослых людей 25
ГЛАВА 3. Выявление особенностей личностной идентичности 30
3.1 Процедура исследования 30
3.2 Результаты исследования и их анализ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Фрагмент для ознакомления
2
Личностная идентичность взрослых людей состоит из нескольких компонентов, которые были описаны различными авторами в области психологии.
Один из таких компонентов называется чувством идентичности, и Эриксон, один из известных авторов в этой области, утверждал, что это осознание себя как неповторимой личности с уникальным тождеством и исторической непрерывностью.
Чувство идентичности включает в себя осознание своей уникальности и связи с прошлым, собственную историю и представление о себе как отдельной личности.
Вторым компонентом является сознательное чувство идентичности, также выделенное Эриксоном. Оно основано на осознании и восприятии себя как существующего во времени и пространстве.
Это позволяет взрослым людям ощутить непрерывность своего существования, узнать о своих качествах, ценностях и целях и осознать их роль в своей жизни.
Кризис идентичности, описанный Марсиа, представляет собой период, когда взрослый человек ищет свою идентичность и стремится определиться.
В этот период люди пробуют различные роли, экспериментируют со своими интересами и ценностями, сравнивают себя с другими людьми и пытаются определить, кто они есть.
Следующий компонент - единицы идентичности, также предложенный Марсиа. Он описывает личностно значимые цели, ценности и убеждения, которые определяют направление жизни взрослого человека.
Эти единицы идентичности играют важную роль в формировании и поддержании личностного тождества. [8]
Мид выделил две формы идентичности - осведомленную и неосознаваемую. Осведомленная идентичность основана на принятых нормах и ожиданиях социальной группы.
В то же время, неосознаваемая идентичность возникает на основе неосознанно принятых норм и привычек.
Хабермас описал понятие я-идентичности, которая возникает в результате взаимодействия с социальной группой.
Я-идентичность представляет собой баланс между личностной и социальной идентичностью. Она формируется и развивается через взаимодействие с другими людьми и участие в социальных отношениях.
Все эти компоненты, описанные различными авторами, представляют собой важные аспекты формирования и развития личностной идентичности взрослых людей.
Они подчеркивают, что идентичность — это сложный процесс, требующий осознания и познания себя, а также активного взаимодействия с окружающим миром.
Виды личностной идентичности взрослых людей могут быть разделены на несколько категорий.
Первый тип идентичности - застревание. В этом случае, идентичность формируется автоматически при рождении и не выбирается самим индивидом. Он принимает те ценности, нормы и роли, которые ему передают родители и окружающая среда. [9]
Второй тип - идентификация. Этот процесс формирования идентичности связан с другими людьми, которые служат образцами для подражания.
Человек усваивает и принимает какие-то особенности или характеристики других людей, чтобы себе установить свою идентичность.
Третий вид — это социализация. Этот процесс включает в себя усвоение индивидом социальных норм, ценностей и ролей, необходимых для функционирования в обществе. Человек вступает во взаимодействие с другими людьми и овладевает требующимися навыками и знаниями, чтобы быть социально приспособленным.
Четвёртый тип идентичности - тождественность. В этом случае речь идет об осознании индивидом своей принадлежности к определенной социальной группе.
Это может быть связано с культурой, национальностью, полом, возрастом и так далее. Человек осознает и принимает свою принадлежность к данной группе, считая ее частью своей идентичности.
Феномен идентичности изучается многими авторами. Среди них Абдураманова Вилена Владленовна, Хантингтон С., Эриксон Э., Фрейд З., Адлер А., Шнейдер Л. Б.
Их исследования помогают более глубоко понять процессы формирования личностной идентичности взрослых людей.
Также существуют следующие формы идентичности взрослых людей:
Индивидуальная идентичность описывает осознание и понимание того, кто мы есть как личности и сохранение этого чувства себя на протяжении времени.
Она включает в себя осознание нашей уникальности, ценностей, убеждений, интересов и жизненных принципов.
Стремление к подтверждению этого осознания со стороны других людей также является важной частью индивидуальной идентичности.
Групповая идентичность относится к нашей принадлежности к различным социальным группам.
В эти группы могут входить семья, друзья, коллеги, нация, религия и другие. Принадлежность к таким группам формирует наши взаимоотношения, поведение и взгляды на мир. Она может оказывать сильное влияние на наш образ жизни и степень комфортности и принятия со стороны самих себя и других.
Профессиональная идентичность связана с осознанием себя как специалиста в определенной области и пониманием своих профессиональных достижений и потенциала роста.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники. Учебные пособия.
1. Алексеев Е. Б. Психология личностного роста. – М.: Смысл, 2003.
2. Блюм А. Ф. Психология идентичности: Тексты. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2008.
3. Васильева А. Н. Психологические основы формирования личностной идентичности взрослого. – М.: Изд-во Моск. гос. психол.-пед. ун-та, 2004.
4. Гершунская Б. С. Диагностика и коррекция личностных особенностей. – М.: Просвещение, 2002.
5. Дружинин В. Н. Личность свободная. – М.: Школа-Пресс, 1999.
6. Зоркая А. Н. Формирование личностной идентичности взрослых в психокоррекционной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 2001.
7. Иванов А. П. Личность и жизнь. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
8. Крыско В. Г. Личность в психологии. – Минск: ТетраСистемс, 2008.
9. Мартынов Ю. А. Особенности личности взрослых людей. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртия», 2013.
10. Новикова Е. Б. Психология личности. – СПб: Питер, 2010.
11. Орлов А. А. Травматический статус личности: диагностика и психокоррекция. – М.: Изд-во МГУ, 2007.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2002.
13. Самарина Ю. В. Психология личности: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2015.
14. Фрейд З. Психология идентичности. – М.: Республика, 2008.
15. Черноусова Е. В. Самоидентификация личности в переходный период. – М.: Изд-во МГУ, 2006.