Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие о мышлении в психологии 6
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста 10
1.3 Методы и приемы развития мышления младших школьников в учебном деятельности 15
Выводы по 1 главе 20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1 Методы диагностики уровня развития мышления младших школьников 21
2.2 Эмпирическое изучение уровня развития мышления у обучающихся начальной школы 23
2.3 Практические рекомендации по развитию мышления у детей младшего школьного возраста 24
Выводы по 2 главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Фрагмент для ознакомления
2
При выделении критериев и показателей уровней развития мышления младших школьников мы опирались на исследования И.Я. Каплунович, А.И. Савенкова, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой, А.Э. Симановского.
Для проведения мышления можно использовать следующие диагностические методики:
- «Схематизация» (автор — Р.И. Бардина). Методика направлена на выявление уровня развития мышления, содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.
- «Систематизация» (автор — Н.Б. Венгер). Методика направлена на оценку овладения элементами логического мышления. Она содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам и представляющей собой «логическое умножение» классификации геометрических фигур по форме на их сериацию по величине. Детям предлагается найти места отдельных элементов в этой матрице.
- Методика «Зеркало» А.Л. Венгера, К.Н. Поливановой выявляет умение ориентироваться на плоскости листа, различать направления пространства «справа-слева» и выполнять узор в зеркальном отражении к образцу.
Для диагностики потребуются три рисунка, расположенные на листах А4, прямоугольное зеркало, которое меньше листа бумаги, листы белой нелинованной бумаги размером с зеркало, карандаш и ластик.
Диагностика проводится индивидуально и состоит из предварительной беседы и трех диагностических заданий. При выполнении серии педагог садится рядом с ребенком, а не наоборот, так как сидение напротив затрудняет правильное понимание ребенком направлений «справо-влево». Педагог предлагает ребенку посмотреть на отражение фигуры в зеркале, акцентируя его внимание на изменениях элементов в зеркале. В этом случае картина лежит на столе, а зеркало расположено вертикально.
Педагог спрашивает ребенка, как выглядит отражение в зеркале, все ли точно или есть ли отличия от первоначального отражения. Затем он выясняет, в какую сторону девочка бросает мяч на картинке и в отражение. После этого воспитатель и ребенок обсуждают особенности отражения: изображение в зеркале такое же, как образец, только все, что было справа, перешло влево, и наоборот. Если ребенок в этом возрасте не знает названий направлений важно акцентировать внимание на этих словах. Важно то, что он чувствует разницу. Как только ребенок поймет разницу и сможет зеркально отразить элементы картинки и отраженные элементы (на картинке бантик справа, а зеркало слева и т. д.), можно переходить к другой картинке.
- Методика «Изучение скорости мышления» направлена на оценку скорости мышления обучающегося.
Обучающемуся дается бланк, на котором в словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Обработка и анализ результатов:
25-30 слов - высокая скорость мышления;
20-24 слова - хорошая скорость мышления;
15-19 слов - средняя скорость мышления;
10-14 слов - ниже средней;
до 10 слов - инертное мышление.
Таким образом, нами были подобраны методики, позволяющие изучить различные аспекты развития мышления у обучающихся начальной школы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабкина Н. В. Логические задачи для развития интеллекта дошкольников / Н. В. Бабкина. – М. : Школьная пресса, 2016. – 24 с.
2. Бариева А. А. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 228-230
3. Безруков М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений// М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1999. С. 40
5. Возрастная и педагогическая психология: учебник для СПО/ под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 359 с.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. - № 6. – С. 62-76
7. Джеймс У. Мышление. – Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-639.html
8. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология: учебник / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 464 с.
9. Ишкова В.В. Математические игры и упражнения как средство развития пространственного мышления у детей младшего школьного возраста /В.В. Ишкова //MODERN SCIENCE. 2020 №4. С.257-259.
10. Камышева О.В. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников средствами Лего-конструирования /О.В. Камышева, Н.М. Клюшникова //Мир детства и образование. 2018. С.30-35.
11. Книга для учителя Лего Education 9689. Комплект заданий к набору «Простые механизмы». – 113 с.; ил. [сайт]. – URL: https://robo3.ru
12. Комарова Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средством конструктора Лего) / Л.Г. Комарова. – Москва : Линка-Пресс, 2001. – 88 с
13. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2014. – 240 с.
14. Леонтьев А.Н. Мышление. – Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1557.html
15. Мельникова, О.В. Лего-конструирование. Программа, занятия / О.В. Мельникова. – Волгоград : Учитель, 2019
16. Мнсабирова В.Н. Объемная композиция из природных материалов как средство развития пространственного мышления младших школьников /В.Н. Минсабирова //Евразийское научное объединение. 2020. №2-6. С.380.
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров/ Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 460 с.
18. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2014. – 352 с
19. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие/ И.М. Прищепа. – Минск: новое знание, 2006. – 416 с.
20. Романов Н.Н., Семенов Р.Р. Развитие пространственного мышления учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 173-174.
21. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
22. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н. Н. Поддьякова. – М. : Высшая школа, 2011. ‒ 297 с.
23. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2022. – 185 с.
24. Тарапата В.В. Робототехника в школе: методика, программы, проекты: учебно-методическое пособие / В. В. Тарапата, Н. Н. Самылкина. – 2-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2021. – 112 с.
25. Тарапата В. В. Пять уроков по робототехнике / В. В. Тарапата. - (Робототехника) // Информатика - Первое сентября. - 2014. - № 11. - С. 12-25.
26. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования [Электронный ресурс]: в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643 // КонсультантПлюс: справ.- правовая система / Компания «КонсультантПлюс».