Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1 Общее понятие о расстройстве аутистического спектра 6
1.2. Причины аутизма 7
1.3. Признаки аутизма 8
1.4. Классификация расстройств аутистического спектра 12
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1 16
РАЗДЕЛ 2 ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 17
2.1. Основные методы лечения аутизма у детей 18
2.2. Физическая реабилитация при расстройствах аутистического спектра 19
2.3. Задания, цель и принципы реабилитации 21
2.4. Средства физической реабилитации 22
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2 25
РАЗДЕЛ 3 РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНЬЕМ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 26
3.1. Физиологическое воздействие плаванья на организм человека 26
3.2. Плаванье, як средство реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра 28
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
Расстройство аутистического спектра представляют собой группу нарушений нейроразвития, которые в свою очередь включают в себя различные дефиниции. Расстройство аутистического спектра характеризуется триадой нарушений - это нарушение коммуникации, социального взаимодействия и стереотипность поведения, а также факультативными признаками, которые могут встречаться и при других нарушениях в развитии.
Термин «аутизм», как негативный синдром при шизофрении, был предложен швейцарским психиатром Eugen Bleuler (1911). Уход больного в мир фантазий он обозначил термином «аутизм» и диагностировал его у любых «психотиков» эндогенного и органического происхождения. В России в 1926 г. Г.Е. Сухаревой была описана клиническая картина «шизоидной психопатии» в детском возрасте, близкая к описанию «аутистической психопатии» Г. Аспергером в 1944 г. [1, 2]. Leo Kanner (1943) впервые описал ранний детский аутизм как отдельное заболевание на группе 11 пациентов с «аутистическим одиночеством и с навязчивым стремлением к однообразности с рождения» [3]. В 1949 году L. Kanner писал: «Я не верю, что существует какая-либо вероятность того, что ранний детский аутизм в будущем будет отделен от шизофрении» [4, P. 416]. Со времени описания аутизма L. Kanner, ведутся непрерывные дискуссии о его нозологической принадлежности. M. Rutter во главе рабочей группы ВОЗ (1968) постарался разделить детский аутизм (ДА) и детскую шизофрению (ДШ), что нашло отражение в МКБ-9 (1975) [5]. В МКБ-10 (1994) разработана типология РАС. Выделены неспецифические расстройства. Актуальным остается дифференциальный диагноз психозов в детстве, а именно инфантильного психоза, атипичного детского психоза и детской шизофрении. В 80 годы ХХ столетия L. Wing вводит понятие «аутистический спектр» заболеваний, сопровождающихся нарушением общения, социального взаимодействия, социального понимания и воображения («триада L. Wing») [6]. В аутистический континуум она включила генетически и клинически разнородные психические расстройства, объединенные признаком нарушенного социального взаимодействия.
В ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» в 2011 году с клиникобиологических и лонгитудинальных позиций введено определение «спектр аутистических расстройств». В 2019 г. описан «континуум аутистических расстройств» и детской шизофрении, принятый в мире [7, 8, 9]. Широко используемый термин «аутизм» в специальной литературе относят к «аутистическому расстройству», которое определено в Диагностическом руководстве по психиатрии IV-го издания, текстовой редакции (DSM-IV-TR), а так же и к «расстройствам аутистического спектра», зонтично покрывающим весь спектр расстройств, определенных в DSM-5, объединяющем аутистическое расстройство с другими клинически сходными состояниями.
Ввиду того, что последние годы сохраняется тенденция к росту показателей по выявлению аутизма, проблема реабилитации, детей с расстройствами аутистического спектра, выходит на первый план. Актуальными остаются вопросы затрагивающие пути улучшения функционирования детей с аутизмом, а также их социальная адаптация в общество. К сожалению, при достаточно подробном исследовании психиатрами и психологами проявлений расстройств аутистического спектра, особенности физического развития данных детей продолжают оставаться мало изученными [12]. Установлено, что дети с расстройствами аутистического спектра, нуждаются в развитии физических качеств и способны успешно овладевать техникой плаванья[12]. Однако, возможность использования средств и методов аквареабилитации для улучшения состояния детей с расстройством аутистического спектра продолжает оставаться малоизученной. Таким образом, актуальность проблемы обусловлена необходимостью разработки и внедрения комплекса упражнений для развития двигательных навыков детей с расстройством аутистического спектра, и недостаточной изученностью вопроса использования для этого занятий плаваньем.
Объект исследования: занятия плаваньем с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: влияние занятий плаваньем на детей с расстройствами аутистического спектра.
Цель работы: изучить и проанализировать влияние занятий по плаванью с детьми, которые имеют расстройства аутистического спектра.
Задачами исследования являются:
1. Изучить особенности развития двигательных навыков
детей с расстройством аутистического спектра;
2. Изучить и проанализировать литературные источники по данной теме;
3. Выявить влияние занятий по плаванью на детей с аутизмом;
4. Сделать выводы на основании подобранных материалов и детального изучения выбранной проблематики.
Гипотеза исследования предполагает, что занятия плаваньем позволит детям расстройством аутистического спектра активно развивать двигательные навыки, а вследствие этого более легко овладевать сложными двигательными навыками, которые требуют скоординированной работы различных групп мышц, а также выносливости.
Практическая значимость работы заключается в разработке занятий в бассейне и оценке влияния занятий на улучшение и развитие двигательных навыков детей с расстройством аутистического спектра и возможности использования их в реабилитации детей данной категории.
РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕ ПРО АУТИЗМ, ЕГО СИМТОМЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Общее понятие о расстройстве аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра – это расстройство, которое определяется наличием аномального нарушенного развития, которое проявляется в возрасте от трех лет, и отличается аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, коммуникации и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство выявляют в 3-4 раза чаще, чем у девочек [5].
Постановка диагноза основывается на наличии трех основных качественных нарушений: недостаточность социального взаимодействия, недостаточность взаимной коммуникации, а также наличии стереотипных форм поведения[16]. Это зависит от общих черт индивидуального развития и проявляется в разных ситуациях, хотя может отличаться степенью выраженности, но является обязательным при данном нарушении.
Особенный асинхронный вид задержки развития считается важной особенностью детского аутизма. Это проявляется в одновременном проявлении признаков замедления и акселерации в ограниченных сферах (музыке, математики и т.д). Также наблюдается нарушение иерархии психического, разговорного и эмоционального созревания ребенка с аутизмом. Присутствует вариативность аутистических синдромов (от легких до тяжелых) при разных типах происхождения [3, 8]. Обычно эти особенности проявляются уже на первом году жизни, а к третьему году становятся заметными. Только после третьего года жизни можно установить окончательный диагноз. На основе етиопатогенетического подхода выделено несколько вариантов аутизма:
1. Детский аутизм при различных заболеваниях ЦНС (органический аутизм);
2. Психогенный аутизм возникает преимущественно у детей до 3-4 лет, которые растут в условиях эмоциональной депривации;
3. Дети с аутизмом шизофренической этиологии;
4. Аутизм при заболеваниях обмена веществ;
5. Аутизм при хромосомной патологии;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. Пер. с англ. М.: Теревинф, 2013.
2. Баниэль А. Дети с неограниченными возможностями. М.: Альпина Паблишер, 2020. 320с.
3. Гончаренко М.С., Бурцева А.Р., Бачурина А.Е. Методический инструментарий для оценки базовых адаптивных навыков и обучения функциональным адаптивным навыкам. М.: Благотворительный фонд, 2023. 27с.
4. Грей К. Социальные истории. Инновационные методики для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. Екб.: Рама Паблишинг, 2018. 429с.
5. Гриспен С., Уидер С. На «ты» с аутизмом. М.: Теренвинф, 2016. 210с.
6. Джамелова Г. П. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в инклюзивном пространстве. М.: Флинта, 2018. 82с.
дошкольного возраста с РАС 6-7 лет. М.: Omni Scriptum Publishing KS, 2019. 52с.
7. Дыбошина Е. А., Гаврилова Н. В. Воспитание и обучение детей
8. Ефимов О. И. Аутизм дружбе не помеха. Книга о социальной адаптации детей с аутизмом. М.: Диля, 2015. 36с
9. Загуменная О. В., Васильева А. В., Кистень В. В., Петрова О. М. Организация среды при обучении детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 1. С. 13–17
10. Каченовская Т., Кагарлицкий О. Особенности работы логопеда с детьми, имеющими РАС. М. : Omni Scriptum Publishing KS, 2018. 64 с.
11. Керре Н. О. Особенные дети. М.: Альпина Паблишинг, 2018.364 с.
12. Костина И. А. Консультирование родителей детей с аутизмом // Детский аутизм: исследования и практика. 2018. Том 16. № 2. С. 333–344.
13. Кудашова С. Синдром Аспергера. Справочник-пособие для родителей. М.: АСПИ, 2021. 240с.
14. Лиф Р., Митч Т. Есть контакт! Социализация людей с аутизмом с помощью прикладного анализа поведения. М. : ИП Толкачев, 2018. 448с.
15. Макдональд Р., Лангер С. Различаем и сопоставляем. Обучение детей с РАС базовым навыкам дискриминации на основе прикладного анализа поведения. М. : Рама Паблишинг, 2019. 248с.
16. Марлен К., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. Екб. : Рама Паблишинг, 2018. 261 с.
17. Мартынова О.Г., Валишин Э. Х. Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / О. Г. Мартынова, Э. Х. Валишин // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 337-342.
18. Морозов С. А., Морозова С. С., Морозова Т. И. Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 2. С. 19–31.
19. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. 2021. 288с.
20. Панюшкина Н. К. Проблемы реализации ФГОС ОВЗ для детей с РАС в условиях массовой школы. М.:Omni Scriptum Publishing KS, 2019. 52с.
21. Роджерс С. Дж., Доусон Дж. Учебник по денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. М.: ИП Толкачев, 2019. 432с.
22. Тихомирова, Ю. В. Обзор исследований, посвященных изучению и способам применения прикладного анализа поведения [Электронный ресурс]: Молодой ученый. 2020. № 23. С. 564-566. URL: https://moluch.ru/archive/313/71339/ (дата обращения: 07.05.2024).
23. Тюлина В. Б. Воспитание ребенка с аутизмом в семье. М.: Владос, 2018. 204с.
24. Ульд Семета М.Б. Особенности сенсорно-перцептивных функций у детей с РАС на модели изучения особенностей зрительного и гаптического восприятия: Материалы международного научного форума «Ломоносов - 2016» / Отв. Ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. — М.: МАКС Пресс, 2016.
25. Чаварска К., Волкмар Ф. Расстройство аутистического спектра в первые годы жизни: исследование, оценка и лечение. М.: Городец, 2022. 576с.
26. Шошина И.И., Шелепин Ю.Е., Вершинина Е.А., Новикова К.О. Функциональные особенности магноцеллюлярной и парвоцеллюлярной систем при шизофрении. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. 2014. Т. 7. № 4. С. 77-88.
27. Шрамм Р. Детский аутизм и ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. Екб: Рама Паблишинг, 2020. 240 с.
28. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком: установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Теревинф, 2021. 134 с.