Фрагмент для ознакомления
2
В разработку теории эстетического воспитания детей большой вклад внесли учёные Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Педагоги практики отмечают, что недостатки в эстетическом воспитании обучающихся нередко оказываются невосполнимыми. Такая ситуация возникает в том случае, если к данной проблеме, оптимального эстетического воспитания, не подходить системно и комплексно.
В Концепции модернизации социально-экономического развития российской системы образования подчеркивается важность и значимость эстетического воспитания подрастающего поколения. Подобного рода процессы, которые должны быть повсеместно в образовательной среде для обучающихся всех возрастов, способствуют формированию и развитию творческих способностей каждого из школьников. В условиях личностно ориентированного и деятельностного подходов необходимо удовлетворять индивидуальные потребности каждого ребёнка, если речь идёт об эстетическом, художественном, нравственном, интеллектуальном и др., воспитании [9].
В современном образовании воспитательному процессу школьников уделяют достаточно большое внимание. Все подобного рода требования регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени общего образования. Современная образовательная модель отличается от традиционной модели, поскольку в её основе лежит личностно ориентированный и системно-деятельностный подход.
В традиционной образовательной среде предъявлялись требования к сформированным знаниям, умениям и навыкам. В системно – деятельностном подходе помимо предметных результатов, у обучающихся должны быть сформированы метапредметные результаты, которые представлены группами универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Такого рода требования предъявляются к целостному образовательному результату, в условиях требований ФГОС на каждой образовательной ступени [15].
Весь образовательный результат, который регламентируется ФГОС, подразделяется следующим образом:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Группа формируемых УУД классифицируется следующим образом:
1. Регулятивные.
2. Познавательные.
3. Коммуникативные.
Можно в данном случае говорить о том, что личностный образовательный результат и коммуникативные УУД относятся, в том числе, к воспитанию и развитию школьников. В связи с этим к процессам воспитания в современной образовательной организации сегодня предъявляют несколько иные требования. В каждой школе сегодня существует своя Рабочая программа воспитания. Педагоги и классные руководители разрабатывают календарно-тематический план воспитательных мероприятий на весь учебный год.
Современная образовательная среда, разрабатываемая на столь комплексной основе, позволяет осуществлять многогранное воспитание детей, в том числе, эстетическое. Эстетическое воспитание как целенаправленное формирование практической деятельности обучающихся является важнейшей составной частью педагогической деятельности в образовательной организации.
Целью эстетического воспитания в образовании выступает становление эстетической воспитанности ребенка. Безусловно, никакой из существующих видов образования нельзя полностью вычленить из общего процесса воспитания, но по каждому из воспитательных направлений образовательной организации существует некий заданный комплекс мер.
Базовой составной частью эстетического воспитания являются воспитание, развитие и образование человека. Понятие образование подразумевает реализацию триединой образовательной цели, обучение. воспитание и развитие личности школьника. Безусловно, перед педагогами стоит вопрос, каким должно быть содержание эстетического воспитания детей школьного возраста, отвечающее всем современным требованиям [21].
К примеру, в младшем школьном возрасте у детей закладывается основа нравственного и эстетического сознания. Происходит понимание существующих моральных норм поведения. У ребёнка начинает формироваться система устойчиво характеризующих ребенка побуждений. Проблема эстетического воспитания в школе - это проблема современного мира вообще. Современной молодежи сегодня бывает трудно оценить эстетическую красоту чего-либо, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое прежнее значение, уступив место практичности и доступности.
При этом главная задача, стоящая перед современной школой, была и остаётся - воспитание гармонично развитой личности. Именно эстетическому воспитанию принадлежит здесь значительная роль. Многие специалисты считают, что такие виды искусства, как изобразительное, музыкальное, танцевальное и др., являются сегодня в современной школе сильно недооценёнными, с позиции эстетического и художественного воспитания обучающихся [5].
В этом случае можно сказать, что важнейшая задача не только школы, но и других образовательных организаций заключается в значительном улучшении художественного образования и эстетического воспитания обучающихся
Необходимо развивать у школьников чувство прекрасного, а также формировать у них высокие эстетические вкусы. Все люди должны уметь понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы и др.
Опытные педагоги считают, что лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, если речь идёт об общем образовании, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики. Они имеют достаточно большую познавательную и воспитательную силу [10].
Речь также может идти о внеурочной деятельности, или дополнительном образовании. Особенностью эстетического воспитания является то, что его можно формировать у школьника повсеместно. Дети с младших классов начинают изучать художественную литературу, знакомятся с текстами, занимаются на уроках музыкой, посещают танцевальные кружки и др. в процессе всех этих видов работ школьники уже приобщены к творческим процессам. Но здесь очевидно, что эстетическое воспитание никак не может быть решено лишь средствами учебного процесса в образовательной организации.
Вероятно, по этой причине, можно говорить о том, что ведущую роль в системе эстетического развития и образования ведущую роль будет занимать внеурочная деятельность и система дополнительного образования, которая в настоящее время имеет чрезвычайно важное значение для каждого ребёнка. Насколько бы ни была насыщена урочная деятельность, она в любом случае всегда достаточно жёстко зарегламентирована учебным программным содержанием, чего нельзя сказать о внеурочной деятельности и о системе дополнительного образования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
2. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2016. – 205 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2016. – 173с.
4. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2012. – 79 с.
5. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 13.05.2024).
6. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 13.05.2024).
7. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vneurochnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_mladsh?ysclid=ldiya1xlh9760254108 (дата обращения: 13.05.2024).
8. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017. – 80 с.
9. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
10. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с. 222-229.
11. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2016. - No4. – с.15-21.
12. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/(дата обращения: 13.05.2024).
13. Значение внеурочной деятельности в развитии творческих способностей школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://урок.рф/library/znachenie_vneurochnoj_deyatelnosti_v_razvitii_tvorche_203129.html?ysclid=ldiyc2rsfj157861008 (дата обращения: 13.05.2024).
14. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - N 5. - с. 59-62.
15. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 13.05.2024).
16. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 13.05.2024).
17. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель [Текст] / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - N 1. - с. 8-15.
18. Никонорова, Л.А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л.А. Никонорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14735/ (дата обращения: 13.05.2024).
19. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - N 1. - с. 219-226.
20. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2022/01/31/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih?ysclid=ldiy7zxoux566928762 (дата обращения: 13.05.2024).
21. Развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/13431/1/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%90.%D0%92._%D0%9F%D0%9F%D0%9E%D0%B1%D0%B7-1506%D0%94.pdf (дата обращения: 13.05.2024).
22. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - No 3. - с.107.
23. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - N 5. с.6-12.
24. Чернышева, Д.С. Исследование развития творческого потенциала личности школьника в условиях дополнительного образования / Д. С. Чернышева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3088/ (дата обращения: 13.05.2024).