Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Современные реалии предъявляют требования к деятельности учреждений культуры инновационного характера: вся деятельность учреждения социально-культурной сферы должна соответствовать современным реалиям, тем самым удовлетворяя потребности населения. Данный социальный заказ подкрепляется нормативно – правовой составляющей: в Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года подчёркивается, что система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие молодёжи, её творческих способностей, умений самореализации. Соответственно, для того, чтобы привлекать различные целевые группы в учреждения культуры необходима инновационная деятельность, которой на современном этапе является проектная деятельность.
Под проектной деятельностью в сфере культуры понимается организационно-управленческая активность субъектов культурной политики, направленная на реализацию проектного замысла на основе чёткого плана, который определяет состав работ, их порядок и исполнителей. Разработка и реализация этого плана должен способствовать эффективному решению актуальных социально-культурных проблем.
Однако, несмотря на социальный заказ и потребность в модернизации учреждений культуры посредством проектной деятельности, отсутствует строго регламентированная последовательность организации данного вида деятельности в социально – культурной практике: учреждения организуют такую деятельность. однако на недостаточном методологическом и методическом уровне.
Проблема исследования. Анализ выявленных противоречий позволил выявить проблему исследования, которая заключается в выявлении проблем и особенностей организации проектной деятельности в муниципальном учреждении культуры.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию проектной деятельности в муниципальном учреждении культуры.
Задачи исследования:
изучить проектную деятельность: содержание понятия, потенциал, основные принципы организации;
рассмотреть особенности организации проектной деятельности в учреждениях культуры;
проанализировать практики проектной деятельности в муниципальном учреждении культуры;
разработать рекомендации по совершенствованию проектной деятельности в муниципальном учреждении культуры.
Объект исследования – муниципальное учреждение культуры. Предмет исследования – особенности применения проектной деятельности в условиях муниципального учреждения культуры.
Теоретическая основа исследования. Вопрос организации проектной деятельности не нашёл своего широкого отражения в научных исследованиях последнего двадцатилетия. Несмотря на это, выделены основополагающие труды российских учёных в области социально – культурной деятельности. Среди них труды М. А. Ариарского, А. Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Т. Г. Киселёвой.
Степень разработанности проблемы. На современном этапе продолжается изучение использования проектной деятельности. Проектный подход в учреждении культуры изучен в трудах учёных: Д. А.Бесхмельницыной, О. В. Карпуновой, П. С. Коверзневой, Л. Н. Кондратьевой и др. Вопросы управления проектной деятельностью в учреждениях культуры отражены в трудах: М. С. Куля, Н. А Мальшиной, О. Г Масневой и др.
Методы исследования. Теоретические: анализ, системный анализ, классификация, абстрагирование. Практические: наблюдение, сравнение, беседа.
Этапы исследования. На первом теоретическом этапе исследовалась степень разработанности проблемы в научной литературе, определялся научный аппарат в области проектной деятельности в учреждениях культуры.
На втором аналитическом этапе осуществлялось эмпирическое исследование проектной деятельности в муниципальном учреждении культуры на примере Дворец культуры имени Кирова, г. Санкт – Петербург.
На третьем этапе происходила обработка полученных в ходе экспериментальной работы результатов, их количественный и качественный анализ, формулировались выводы, оформлялся текст курсовой работы.
База исследования. Дворец культуры имени Кирова, г. Санкт – Петербурга.
Практическая значимость работы. Результаты исследования, выраженные в форме рекомендаций по совершенствованию проектной деятельности в муниципальном учреждении культуры, могут быть использованы в практической деятельности специалистов социально – культурной сферы базы практики.
Описание общей структуры работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ
1.1. Проектная деятельность: содержание понятия, потенциал, основные принципы организации
Понятие проектной деятельности является обширным понятием и предусматривает цикл мероприятий, программ, подпрограмм, направленных на достижение единой цели, носящей воспитательный потенциал.
Проект - это целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению [2, с. 321].
Если делать акцент на проекте как механизме или процессе, то встаёт определение проектной деятельности как важнейшего механизма реализации проекта как задуманного плана. Конкретно проектная деятельность — это метод достижения конкретных целей деятельности, основанный на проработке проблемной ситуации и вариантов её решения в течение ограниченного временного периода с определённым оформлением итогов решения проблемы.
Потенциал проектной деятельности для социально – гуманитарных направлений велик. Она позволяет решать остросоциальные проблемы постепенно, гибко, адаптируя план мероприятий под каждую отдельную социальную группу.
Прежде всего, потенциал проектной деятельности выражается в воспитательной составляющей. В каком бы социально – гуманитарном направлении не реализовывалась проектная деятельность, её единственной целью будет решение конкретных жизненных проблем полностью или отчасти [11, с. 239].
Проектная деятельность, как целенаправленный механизм, опирается в своей реализации на ключевые принципы, которые позволяют ей достигать определённого результата. Объединившись в единую систему, принципы образуют методологию проектной деятельности, которая является одной из ключевых составляющих данного процесса. Среди принципов проектной деятельности можно выделить:
1) Принцип прогностичности – предусматривает сам смысл проектной деятельности – планирование в решение острой социальной проблемы.
2) Принцип пошаговости – выполнение плана проекта строго по определённому плану в задуманные сроки.
3) Принцип обратной связи – обязательное получение информации от целевой аудитории, на которую направлен проект.
4) Принцип продуктивности предусматривает опору на конечный результат, который предназначен для конкретной целевой аудитории [13, с. 79].
Таким образом, мы можем говорить о значении проектной деятельности для решения проблем социально – гуманитарной направленности. Такая деятельность больше всего является эффективной в образовательной и культурной средах, объединённых в единый социально – культурный сектор.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность креативноинформационной эпохи [Текст] / Марк Ариевич Ариарский ; Российская акад. образования, Науч.-образовательный центр педагогической культурологии. - Санкт-Петербург : Концерт. 2013. — 248 с.
2) Бесхмельницына Д. А. Анализ практики применения проектного подхода в сфере культуры муниципального образования / Д. А. Бесхмельницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 321-322.
3) Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учеб.-мет.пос. — 2-е изд., перер. и доп. — М. : Профиздат. 2002. — 288 с.
4) Жаркова Л. С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности : научно-практическое пособие / Л. С. Жаркова. — М. : Литера. 2009. — 111 с.
5) Карпунова О. В. Ресурсное обеспечеине проектной деятельности учреждений культуры и НКО / О. В. Карпунова // Государственная культурная политика России и механизмы ее реализации : Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Орел, 04 апреля 2023 года / Под редакцией Ю.П. Соболевой. – Орел: Орловский государственный институт культуры. 2023. – С. 96-100.
6) Киселева Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — Москва. 2003. — 164 с.
7) Коверзнева П. С. Построение коммуникативных связей учреждений культуры на основе проектной деятельности / П. С. Коверзнева // Государственная культурная политика России и механизмы ее реализации : Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Орел, 04 апреля 2023 года / Под редакцией Ю.П. Соболевой. — Орел: Орловский государственный институт культуры. 2023. — С. 103-106.
8) Кондратьева Л. Н. Проблемное поле управления инновационными проектами в учреждениях культуры / Л. Н. Кондратьева, И. А. Алексеева // Вестник Академии знаний. — 2022. — № 48(1). — С. 122-124.
9) Корякина А. О. Проектная деятельность в учреждениях культуры / А. О. Корякина, Е. Ю. Сервуля // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. — 2020. — № 3. — С. 34-42.
10) Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции / О. Н. Астафьева ; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. — Москва: Издво РАГС. 2010. — 68 с.
11) Куля М. С. Анализ управления проектной деятельностью муниципального бюджетного учреждения культуры "Музей истории города Новокуйбышевска" "Централизованная клубная система" / М. С. Куля // Культура и молодежь: поиск культурной идентичности : Материалы XLIX научно-творческой конференции студентов СГИК, посвященной 50-летию Самарского государственного института культуры, Самара, 05–09 апреля 2021 года. — Самара: Самарский государственный институт культуры. 2021. — С. 238-240.
12) Куля М. С. Проектный менеджмент в системе управления социально-культурной деятельностью учреждения культуры (на примере музеев) / М. С. Куля // Лаборатория культуры: молодежные практики и новации : Материалы ХLVIII научно-творческой конференции студентов СГИК, Самара, 01–30 апреля 2020 года. — Самара: Самарский государственный институт культуры. 2020. — С. 104-105.
13) Мальшина Н. А. Организация проектной деятельности в сфере культуры и искусства в регионах РФ / Н. А. Мальшина, И. В. Сергеева // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. – № 2(12). – С. 75-83.
14) Маркова В. В. Проектная деятельность учреждений культуры в исследованиях студентов / В. В. Маркова // Наука и высшее образование в XXI веке: пространство возможностей и векторы развития : Сборник научных трудов Международная научно-практическая конференция, Иркутск, 15–16 декабря 2023 года. — Иркутск: Иркутский государственный университет. 2023. — С. 637-641.
15) Маснева О. Г. Применение проектных технологий в деятельности учреждений культуры Белгородской области / О. Г. Маснева // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : Сборник докладов X Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 6-ти томах, Белгород, 28 апреля 2022 года / Отв. редакторы Н. В. Посохова [и др.]. Том 2. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры. 2022. — С. 455-458.
16) Матвеев, В. В. Совершенствование процесса реализации проектной деятельности в социально-культурной сфере / В. В. Матвеев, Ю. П. Соболева, И. С. Ефименко // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. — № 3(47). — С. 430-440.
17) Проектная деятельность в учреждениях культуры и образования: теория, методика, практика : Методические разработки финалистов Конкурса профессионального мастерства работников учреждений культуры и образования имени Г.Н. Волкова Всероссийского фестиваля, Чебоксары, 20 апреля – 24 2022 года / Ред.-сост. В.С. Головачев. Том IV. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. — 168 с.
18) Мирошниченко М. А. Документационное обеспечение проектной деятельности учреждений культуры (на примере ГБУ ГФА песни и танца «МАГАС») / М. А. Мирошниченко, М. М. Вышегурова // Управление инновационной экосистемой региона и коммерциализацией нововведений. Организационное, аналитическое и информационно-документационное сопровождение деятельности инфраструктуры : Сборник трудов V Всероссийской (национальной) научно-практическая конференции с международным участием, Краснодар, 24–29 мая 2021 года / Отв.редактор В.В. Ермоленко. Краснодар: Кубанский государственный университет. 2021. — С. 246-254.
19) Проектная деятельность в учреждениях культуры и образования: теория, методика, практика : Методические разработки финалистов Конкурса профессионального мастерства работников учреждений культуры и образования имени Г.Н. Волкова Всероссийского фестиваля "Краски Чува-шии-2023", Чебоксары, 23–24 июня 2023 года. Том V. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. 115 с.
20) Проектная деятельность в учреждениях культуры и образования: теория, методика, практика : методические разработки финалистов Конкурса профессионального мастерства работников учреждений культуры и образования имени Г.Н. Волкова Всероссийского фестиваля «Краски Чувашии - 2021», Чебоксары, 24 июня – 24 2021 года. Том III. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда». 2021. — 148 с.
21) Симонова М. В. Социально-культурное проектирование как средство формирования основ информационной компетентности студенческой молодежи : специальность 13.00.05 "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Симонова Марина Витальевна. – Барнаул. 2008. — 189 с.
22) Солодовникова Н. В. Проектная деятельность учреждений культуры области как базис региональной культуры / Н. В. Солодовникова, Л. В. Яковлева // Colloquium-Journal. 2019. — № 22-4(46). — С. 22-23.
23) Стебляк В. В. Теоретико - методологические подходы к проектированию социально-культурной деятельности / В. В. Стебляк // Культурное пространство Русского мира. 2018. — № 4(8). — С. 26-33.
24) Тягаева Д. Л. Роль социально-культурного проектирования в жизни общества / Д. Л. Тягаева, С. В. Домнина // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития в социокультурном пространстве : Сборник научных трудов VI Международная научно-практическая конференция, Чебоксары, 19 марта 2019 года / Под редакцией Г.Н. Петрова. Чебоксары: Плакат. 2019. — С. 180-185.