Фрагмент для ознакомления
2
Традиция мощного государственного аппарата, оказывающего обширное воздействие на различные аспекты общественной жизни, присуща России. Следовательно, состояние, качество и результативность управления государством являются принципиально важными аспектами для нашей страны. Повышение качества государственного управления и личной отдачи людей в этой сфере – ключевые предпосылки для успешного решения социальных и национальных задач, стоящих перед Россией.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена рядом факторов.
1. Постоянное развитие конституционного законодательства. Конституционные могут модифицироваться в связи с изменениями в общественной жизни, что требует анализа и исследования их воздействия на государственное управление.
2. Реформирование органов государственного управления. В связи с поисками оптимальных путей повышения эффективности государственного управления, различные государства проводят реформы органов власти, что делает актуальным изучение этих процессов и их правовых основ.
3. Глобализация и интеграционные процессы. Такие процессы заставляют государства адаптировать свою систему государственного управления к международным стандартам и нормам, что требует глубокого понимания конституционно-правовой базы для эффективной интеграции.
4. Информационные технологии и цифровизация управления. Современные тенденции в области цифровых технологий оказывают огромное влияние на методы и формы государственного управления, что требует анализа существующего правового регулирования и его возможной модернизации.
5. Укрепление прав и свобод граждан. Повышение уровня правовой защищенности граждан, их активное участие в политической жизни страны требуют соответствующих конституционно-правовых гарантий, в части их взаимодействия с органами государственного управления.
Исследование на тему "Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности органов государственного управления" несомненно актуально, поскольку оно затрагивает основы функционирования государственной власти и управления, которые являются ключевыми для любого правового государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные со статусом, организацией и деятельностью государственных органов, вопросы их взаимодействия с гражданами и организациями. Предметом указанной темы являются конституционно-правовые нормы, регулирующие порядок формирования, компетенцию, функции, права и обязанности органов государственного управления, а также принципы их взаимодействия с другими органами и субъектами права.
Степень разработанности темы достаточно высока. Научные работы посвящены как системе государственного управления в целом, так и отдельным ее органам в частности. В контексте нашей работы большое внимание нами было уделено работам таких авторов, как А.А. Гришковец, Р.Р. Рагимханов, Ю.В. Сергиенко, В.А. Скрыпников и др. Считаем, что было бы целесообразно теоретикам конституционного права обратить внимание на тему взаимосвязи органов государственной власти и иных субъектов правового поля.
Целью курсовой работы является раскрытие основных теоретических основ, принципов и механизмов конституционно-правового регулирования статуса и деятельности органов государственного управления.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучение теоретических основ деятельности органов государственного управления;
- анализ конституционных норм и законов, регулирующих статус и деятельность органов государственного управления;
- определение проблем и перспектив развития конституционно-правового регулирования статуса и деятельности органов государственного управления.
Методология исследования включает в себя анализ нормативно-правовых актов, сравнительно-правовой метод, системный подход и другие методы юридической науки.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие, сущность и функции органов государственного управления
Государственное управление в академическом дискурсе трактуется как в более общем, так и в частном аспекте. В общем понимании государственное управление означает влияние государства на социальные процессы через упорядочивающую деятельность законодательных структур (чаще всего речь идет о структурах власти). Если рассматривать государственное управление в более узкой перспективе, то под ним подразумевается функционирование и действия административно-распорядительного характера, выполняемые федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также другими учреждениями, обладающими соответствующими полномочиями, включая Центральный банк РФ, различные государственные фонды и корпорации.
В статье 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» сформулировано понятие государственного управления «применительно к целям настоящего закона»: «Государственное управление - деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации».
Базовые элементы системы государственного управления включают власть, управление, территорию и экономическую систему. Власть определяет процесс избрания и способ осуществления функций управления государством, а также взаимодействие между основными политическими структурами. Форма правления является средством реализации власти и определяет особенности работы исполнительных и представительных органов власти. Управление, как производная от власти, включает рассмотрение правительственных действий для регулирования текущих социально-экономических и политических процессов. Управление проявляется в государственном вмешательстве в экономику, защите политических прав граждан, создании институтов гражданского общества и т.д. Политический режим, составляющий неотъемлемую часть системы государственного управления, определяет способы реализации функций государственной власти. Особенности территории также оказывают влияние на систему государственного управления и экономическую политику. Большая территория требует создания дополнительных уровней управления в сравнении с государствами меньшей площади. Географические особенности, такие как рельеф, реки, климат и т.д., также играют роль в механизме государственного управления. Форма государственного устройства, которая учитывает региональные, этнические и географические особенности, является средством ассимиляции территориальных особенностей в систему государственного управления. Экономическая система государства является подсистемой государственного управления и способствует функционированию хозяйственной жизни страны, удовлетворению базовых потребностей граждан и поддержке важных секторов производства и распределения. Экономическая система отражает выбранную модель хозяйствования, которая определяется экономической политикой и отражается в основных макроэкономических показателях. Форма хозяйствования, в свою очередь, влияет на методы государственного регулирования социально-экономических и политических процессов и зависит от территориальных, ресурсных и структурных особенностей государства. Весь вышеупомянутый набор элементов системы государственного управления представляет собой инструменты диагностики существующих систем государственной власти, а их анализ позволяет провести классификацию этих систем по различным типологическим группам.
Итак, остановимся в контексте нашего исследования на том, что государственное управление - это деятельность государства, направленная на организацию и регулирование общественной и частной жизнедеятельности людей для обеспечения целостности, безопасности и упорядоченного развития общества. Она осуществляется через систему структур государственного аппарата и методов властного воздействия. Административно-правовые методы включают принятие нормативных актов, а организационные - организационные воздействия на объект и субъект управления. Все эти методы осуществляются в рамках действующей законодательной системы.
Государственное регулирование заключается в применении юридических принципов и законодательных мер, одобренных самим государством, и включает в себя несколько ключевых характеристик.
1) В ходе управленческой деятельности цели государства реализуются через согласование общественных (национальных и общественных) и индивидуальных (гражданских, неправительственных) интересов.
2) Государственные управленческие функции выполняются структурами, созданными самим государством, которым по закону делегируются определенные управленческие полномочия.
3) Органы госуправления должны работать в рамках полномочий, определенных законами и другими регулирующими нормативными документами.
4) Властные структуры госуправления имеют право издавать обязательные к исполнению указания, включая право создавать вторичные законодательные акты как нормативного, так и административного характера, обеспечивая их обязательное выполнение при необходимости.
Государственное управление осуществляется через установленную систему властных структур, включая их сотрудников и государственных служащих, которые формируют административный аппарат, придающий действиям правительственных институтов практическое значение. Чтобы эффективно выполнять возложенные на него задачи, государство требует логически организованной системы власти и ясной иерархии своих учреждений. Учитывая многоуровневость и большое количество чиновников управляющего аппарата, а также их близость к потребностям граждан, особую практическую важность в системе государственного регулирования приобретают федеральные исполнительные органы власти и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, которые являются стержнем управления в нашей стране. В структуре управления государства, помимо исполнительных органов, функционируют специальные учреждения, известные как государственные внебюджетные фонды. К ним относятся Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ, которые выполняют задачи в социальной области и активно сотрудничают с Правительством РФ, а также с соответствующими исполнительными органами. Деятельность этих фондов основывается на действующем законодательстве.
В связи с этим целесообразно сформулировать определение понятия «орган государственного управления» - это юридически (на основании закона или подзаконного нормативного правового акта, изданного во исполнение закона) и организационно обособленная часть структуры государственного аппарата, имеющая очерченную нормативно компетенцию, в рамках которой, как правило, реализуются государственно-властные полномочия, включая издание правовых актов управления и применение в предусмотренных законом случаях мер государственного принуждения. Следует также добавить, что деятельность органа государственного управления обеспечивается штатом его служащих, обычно служащих государственных или работников его управленческого аппарата.
Понятие органов государственного управления в Российской Федерации относится к системе институтов и организаций, которые осуществляют руководство, контроль и регулирование государственной деятельности в стране. Эти органы отражают сущность принципа разделения властей (представлен в Схеме 1). Они осуществляют исполнительную, законодательную и судебную власть, а также ряд других функций для обеспечения эффективного функционирования государства.
Схема 1. Виды государственной власти согласно конституционному принципу разделения властей
Органы государственного управления в Российской Федерации представлены президентом, правительством, федеральными министерствами и агентствами, парламентом, местными органами управления (администрациями, городскими и сельскими округами) и другими органами. У каждого звена системы органов государственного управления есть определенный круг полномочий, его мы приводим в Таблице 1 (которая размещена в Приложении А). Каждый орган исполняет свои функции и участвует в общей системе государственного управления.
Функция нормативного регулирования заключается в разработке и принятии нормативных актов (законов, постановлений и т.д.), которые определяют правила и порядок жизни общества, регулируют отношения между гражданами и организациями, а также устанавливают обязанности и права государства.
Функция исполнительная предполагает принятие мер по реализации принятых нормативных актов, обеспечению их исполнения и контролю за их соблюдением. Органы исполнительной власти обеспечивают функционирование государственного управления и обеспечивают реализацию политики государства.
Функция контрольно-надзорная заключается в осуществлении контроля за исполнением нормативных актов и деятельностью государственных органов и должностных лиц. Она направлена на предотвращение злоупотреблений, коррупции, нарушений законодательства и обеспечение соблюдения законности.
Функция представительная означает представление интересов граждан и общества перед государственными органами. Это предполагает осуществление коммуникации между государственными органами и обществом, а также формирование общественного мнения и участие граждан в принятии решений.