Фрагмент для ознакомления
2
В эту быстро меняющуюся эпоху, которая живет невероятными темпами, система образования является важным звеном социального развития. Перед школой стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый рос не только как сознательный член общества, не только как здоровый и сильный человек, но и обязательно как активный и мыслящий работник, способный проявлять творческий подход в любой работе, за которую он берется. А активная жизненная позиция может иметь под собой основание, если человек мыслит творчески, если видит возможности для совершенствования. Одним из важных направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и применение таких методов обучения и дидактических материалов, которые предусматривают целенаправленное развитие умственных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельность и творчество. Темпы роста объемов учебного материала диктуют условия применения методов обучения школьников. И эти методы часто ориентированы на количество усваиваемого материала, а не на его качество. Такой подход, конечно, не способствует успешному усвоению материала по программированию и повышению уровня знаний. И наоборот, плохо усвоенный учащимися материал не может быть надежной опорой для усвоения новых знаний.
Поэтому на данном этапе развития нашего общества новые технологии начинают внедряться в образовательный процесс в школе.
Поиск новых форм и методов изучения истории в наше время – явление не только естественное, но и необходимое. В настоящее время практически все учителя истории применяют в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На наш взгляд, это связано с формированием нового стиля мышления учителей, которые ориентированы на эффективное решение образовательных и воспитательных задач в условиях небольшого количества тематических часов и усиление творческой и самостоятельной поисковой активности школьников.
В школе особое место занимают классные формы, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в уроке, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебной работы. Эти задачи могут быть успешно решены с помощью игровых технологий обучения.
Игра, наряду с работой и обучением, является одним из основных видов человеческой деятельности, удивительным явлением нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором развивается и совершенствуется самоуправление поведением. Важность игры нельзя исчерпать и оценить рекреационные возможности развлечения. Это его феномен, который, как развлечение, отдых, может перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений на работе, в образовании.
В отечественной педагогике проблемой игровых педагогических технологий серьезно занимались Эльконин Д. Б., Выготский Л. С., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А., Газман О. С., Беспалько В. П., Селевк Г. К., Кларин М. В., Пидкасистый П. И. и другие.
Цель исследования – изучение и разработка рекомендаций технологии игрового обучения истории в школе.
Объект исследования – технологии игрового обучения.
Предмет исследования – особенности использования игровых технологий на уроках истории.
Задачи:
1. Определить понятие, цель и функции игровых технологий на современном этапе развития педагогики.
2. Выявить основное педагогическое значение игровой технологии для преподавания общеобразовательных предметов в школе.
3. Описать методику организации и проведения ролевых и деловых игр на уроках истории.
4. Разработать методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках истории.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы технологии игрового обучения истории в школе
1.1 Понятие, цель и функции игровых технологий на современном этапе развития педагогики
Игровые технологии являются неотъемлемой частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие принимали участие в разработке теории игр, ее методологических основах, выяснении ее социальной природы, изучении и применении, значении для развития учащихся в отечественной педагогике.
Не раз предпринимались попытки научной классификации игры и определения ее единой исчерпывающей концепцией, но на сегодняшний день научно определены только связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое игра имеет в развитии личности ребенка и взрослого. Была эмпирически выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем, игровые технологии остаются "инновационными" в российской системе образования. Любопытно, что некоторые новаторы, провозглашая игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут осваивать игровые технологии за рубеж, рассматривая ее как неоспоримый авторитет. Другие вообще не принимают игру, не считают ее особым или самостоятельным направлением в педагогике или соглашаются с ее формами, не имеющими ничего общего с игрой.
Важность игровых технологий нельзя исчерпать и оценить возможности для отдыха и развлечений. В этом его феномен, который, будучи развлечением, отдыхом, способен перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в типовую модель человеческих отношений и проявлений на работе, в образовании.
В современной школе, которая делает ставку на активизацию и интенсификацию образовательного процесса, игровые технологии используются в следующих случаях: как самостоятельные технологии освоения концепции, предмета и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда очень существенные) более обширной технологии, которая включает в себя: как технология занятия или ее фрагмент (введение, объяснение, закрепление, упражнение, контроль); как технология внеклассной работы.
Понятие "игровые технологии" включает в себя довольно обширную группу приемов организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр. В отличие от игр в целом, педагогическая игра имеет существенную особенность: четко сформулированную цель обучения и соответствующий педагогический результат, который может быть оправдан, четко выделен и охарактеризован образовательной и познавательной направленностью.
Фрагмент для ознакомления
3
Алендеева, Н. Е. Дидактические игры на уроках истории / Н. Е. Алендеева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 1 (23). — С. 50-55.
Бак, Е. Л. Значимость игры в учебном процессе / Е. Л. Бак, Л. Д. Якунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 (90.5). — С. 4-4.
Болмосова, Е. В. Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных компетенций будущего юриста / Е. В. Болмосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 89-91.
Кельберер, Г. Р. Система формирования методической компетентности бакалавров педагогического образования (на примере исторического образования) / Г. Р. Кельберер, З. Я. Селицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 484-486.
Копылова, В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В. Б. Копылова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 156-158.
Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
Мишечкина, Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 201-204.
Парпиев, О. Т. Использование педагогических игр как фактор повышения эффективности обучения / О. Т. Парпиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 127-129.
Писнова, О. Ю. Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся / О. Ю. Писнова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 8-11.
Солодягина, Ю. Н. Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы) / Ю. Н. Солодягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 185-186.
Учебный квест как форма развития интеллектуальной деятельности школьников / О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 35-36.