Фрагмент для ознакомления
2
Представьте, что вы - признанный автор с опытом работы. Вам поручено переработать оригинальный текст, придать ему оригинальность, сохранив при этом основное содержание.
Постепенно вводя вышеперечисленные примеры, можно развить у детей самоконтроль и изменить их эмоциональное отношение к учебе. Например, опыт преподавателя Софьи Николаевны Крышевой представляется интересным с точки зрения формирования уверенности в себе у ее первоклассников. На уроках Крышевой широко используется методика "радужного обучения", которая позволяет развивать у детей навыки самоанализа, повышать мотивацию к обучению и способствовать формированию позитивного отношения к учебе в целом. В классе есть специальная доска, на которой написаны имена учеников, и семь разных рядов ячеек для каждого ребенка, соответствующих количеству цветов радуги. Каждой ячейке соответствует свой учебный предмет, обозначенный цветами радуги. В конце урока ученик берет полоску определенного цвета и прикрепляет ее к своей ячейке. Если ученику понравился урок и он доволен собой, он добавляет длинную полоску того же цвета радуги. Если же он испытывает тревогу или недовольство, то радужная полоска укорачивается. Такие игры помогают обеспечить психологический комфорт. Учителя могут наблюдать, как увеличивается длина синей ленты (арифметический ответ), и, если она не складывается, помочь ребенку выявить и решить проблему. Однако если большинство учеников в классе складывают одну и ту же короткую полоску, это говорит о том, что учебный материал непонятен и неинтересен учителю [2].
Еще один интересный прием оценивания - самостоятельная оценка учениками собственных результатов в процессе взаимодействия с учителем с помощью "алгоритма самооценки", разработанного Смолиной С.Ю., учителем начальных классов г. Зеленогорска. Например, в рамках алгоритма могут быть предложены следующие вопросы
- Какова была цель задания? (учащиеся учатся запоминать цель задания).
- Выполнена ли работа? (учатся сравнивать результаты с целью).
- Правильно ли выполнено задание или были ошибки (учатся признавать и принимать ошибки)?
- Выполняли ли вы работу самостоятельно или с помощью кого-то другого (учимся оценивать процесс работы)?
- Какие ошибки были допущены во время исследования? В чем они заключались?
- Какие навыки вы развивали во время выполнения задания?
- На каком уровне было выполнено задание?
- Как бы вы оценили себя?
Такой подход к оценке позволяет ученикам и учителям в процессе диалога выявить ошибки и их причины [14].
В современном образовании существует несколько авторизованных школ, которые уникальным образом оценивают результаты обучения учеников. Одной из таких школ является "Школа Александра Наумовича Тверского". Для школы характерна концепция свободного выбора, которая способствует самореализации, самоопределению и развитию чувства собственного достоинства учащихся. Дети изучают обязательные предметы, необходимые им для познания мира в целом, но при этом им предоставляется право выбора собственных предметов. Учителя помогают ученикам найти свой индивидуальный темп и подход к решению проблем, организуют совместную и индивидуальную работу учеников и учителей. Детям предлагается учебная программа, специально разработанная для каждого человека. Для оценки прогресса учеников школы используют качественные и контекстные характеристики, такие как рабочие тетради, графики, таблицы, схемы оценивания, обзоры работ и "выставки успеха". Они также разрабатывают общие критерии оценки, которые определяются в ходе публичных обсуждений [16], а кульминацией года обучения становится публичное обсуждение самостоятельной работы, демонстрирующее прогресс каждого ученика. Такой метод оценки результатов обучения предполагает сравнение с собственными прошлыми достижениями ученика, а не с оценками, и облегчает переход к самооценке.
Очень интересен опыт школы, использующей уникальную авторскую методику, разработанную Мирославом Александровичем Балабаном. В этих школах обучение проходит не в традиционных классах, а в открытых студиях. Дети могут сами выбирать, в какую студию им пойти, в зависимости от своих интересов. В каждой студии есть разные категории учеников, и дети могут выбирать, как они хотят участвовать в занятиях [5].
Дети могут стать постоянными участниками студии, посещая все занятия и активно участвуя в обсуждениях. Однако ученики могут изменить свой выбор в любой момент. Кроме того, ученик может присоединиться к студии в качестве клиента и активно участвовать в обсуждениях, но при этом не обязательно посещать все уроки. Наконец, студенты могут быть гостями в студии и наблюдать за беседой, но не участвовать в обсуждении. Поскольку Park School позволяет ученикам самим выбирать студии и участие в них, традиционные оценки больше не нужны и не показывают истинный уровень развития ребенка.
Вместо этого проводится только итоговая аттестация, и для каждого ученика составляется сводка личных достижений, в которой нет оценок, а только информация о достижениях ученика. Это позволяет детям организовывать себя и свое время и в то же время ответственно и творчески подходить к обучению. Такой подход является отходом от традиционных систем оценки знаний учащихся.
Еще один интересный пример - адаптивная школа, основанная Евгением Александровичем Ямбургом (официально известная как Центр образования № 109). Отличие этой школы в том, что она подстраивается под детей, их способности и особенности, а не наоборот. Школа учитывает требования ФГОС НОО к их знаниям, умениям и навыкам и разрабатывает различные образовательные программы.
При этом в школе сохраняется классно-урочная система, но учебный процесс организуется с учетом способностей, интеллекта, развития и готовности каждого ребенка. В начальной школе все предметы изучаются в группах "смешанных способностей", материал делится на части, проводятся диагностические тесты для оценки прогресса, индивидуальная или групповая работа для коррекции, одновременное введение нового материала, постоянное внимание учителя к межличностным отношениям между учениками. Такое разнообразие систем обучения позволяет каждому ученику развиваться в своем собственном темпе и обогащать себя в интересующих его областях. В школе есть детский сад, начальная школа, гимназия, средняя школа и коррекционные классы. [18].
Здесь также есть различные образовательные и развлекательные объекты, такие как театр, конюшня, экскурсионный корабль с пароходами и роботами, мастерская декоративно-прикладного искусства, кафе, салон красоты и комната здоровья. Идея переосмысления школьной системы, чтобы сделать ее более подходящей для детей, не нова, но методика, разработанная в Ямбурге, привлекла внимание педагогов и родителей своей гибкостью и интересным подходом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатова, Н.И. Введение новой системы оценки в общеобразовательных школах России. –Харабали, 2022.- 420 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки. - М.: Наука, 2019.-386 с.
3. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. – М.: Глобол. – 2021. – 254 с.
4.Беспалько, В. П. Тесты в образовании: быть или не быть?.// Школьные технологии - 2022. - № 1. - С. 3-9.5.
5. Беспалько, В.П. Типичные педагогические ошибки тестирования в образовании.// Школьные технологии - 2022. - № 5. -С. 3-11
6. Болотов, В.А. Научно-педагогическое обеспечение оценки качества образования.// Педагогика. - 2020. - № 1. - С. 6-11.
7.Болотов, В.А. Условия эффективности использования результатовоценки учебных достижений школьников.// Педагогика. - 2022. - № 6. - С. 39-45.
8. Бурцев, К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки. — М.: Просвещение, 2020. – 234 с.
9. Вербицкий, А. А. Тестирование в образовании: проблемы иперспективы.// Педагогика. - 2022.- № 8. - С. 3-13.9.
10.Гринченко, И. С. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Перспектива, 2020. - 132 c.
11.Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: уч. пособие. – М.: Академия, 2019. – 224с.
12. Курбатов, Р. И. Школа без оценок // Школьные технологии. - 2023. - № 2. - С. 74-82.
13. Лебедев, О. Е. Как оценивать образовательные достижения учащихся // Школьные технологии. - 2023. - № 1. - С. 31-39.
14. Лобжанидзе, В. А. Сущность оценки и отметки // Завуч начальной школы. – 2022 - № 14. – С. 21 – 27.
15. Новикова, Е. Цена самооценки. // Культура. – 2022 - №4. – С. 112-118
16. Остапенко, А. Школьная оценка: как сделать её достоверной, отражающей усилия ученика? // Сельская школа. – 2022. – № 3 – С. 50-59
17. Тальянцев, Ю.М. Оценивание учебных достижений учащихся. – Алчевск, КУ «АГМК», 2020. – 60с.
18. Теплова, Т. Умница!: какой оценки заслуживает ребенок. // Спорт в школе. - 2023. - № 4. - С. 44-45.
19.Шевцов, В.В. Тестирование как средство оценки физической подготовленности и военно-профессионального отбора // Физическая культура в школе.-2021.-№8. -С.45.
20. Щербаков, В. П. Оценивание общеобразовательных и специальных знаний у младших школьников // Физическая культура в школе. - 2022. - № 8. - С. 35-38.