Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. В условиях современных рыночных отношений прогрессивность усовершенствования финансовых взаимоотношений, рост конкурентной борьбы и уровня доходов организаций коммерческой направленности требуют внедрять самые новые подходы к управлению финансами. По данной причине появилась необходимость иметь информационную систему управления теми сведениями, важными как для установления направлений развития в дальнейшем, так и для успешного решения текущих вопросов деятельности компании, включая и для успешного управления себестоимостью продукции предприятия. Показатель себестоимости продукции определяет качество использования капитала хозяйствующего субъекта, что позволяет считать данный показатель качественной характеристикой его деятельности, во многом определяющий финансовые результаты и темпы развития хозяйствующего субъекта. Управление себестоимостью в качестве средства достижения высоких экономических результатов содержит в себе их планирование, учёт, калькулирование и анализ – те процессы, которые осуществляют в тесном объединении и взаимообусловленности.
Степень изученности проблемы. Проблемы формирования и управления затратами предприятия были изучены в работах российских ученых, таких, как: Е.Т. Гребнев, H.A. Ермакова, В.А. Ивлев, М.М. Коростелкин, В.В. Решша, Е.Л. Сидорова, Г.И. Сычева, и пр. Из ученых стран Запада данную проблему изучали: Д. Антос, Й. Беккер, М. Хаммер, Д. Чампи, Д.Г. Сигел и пр.
Цель курсовой работы – выработка мероприятий по снижению затрат предприятия на основе проведенного анализа.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и значение себестоимости в экономике предприятия;
- рассмотреть классификацию и состав затрат в себестоимости продукции;
- охарактеризовать направления деятельности исследуемого предприятия;
- представить технико-экономическую характеристику предприятия;
- представить структуру себестоимости продукции;
- проанализировать формирование себестоимости продукции;
- наметить пути снижения себестоимости.
Объект исследования – себестоимость современного предприятия.
Предмет исследования – формирование себестоимости предприятия.
База исследования - ООО «ПК «СТИЛ» г. Нижнего Новгорода.
В качестве методов исследования курсовой работы использованы метод сравнения, методы горизонтального и вертикального анализа, методы сводки и группировки экономических данных.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности внедрения ее результатов в деятельность предприятия.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает: введение, теоретическую и практическую части, заключение, список литературы, приложения.
Во введении раскрываются актуальность, определяется степень научной разработки темы, объект и предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первом разделе рассматривается сущность и значение себестоимости организации.
Во втором разделе представлена характеристика деятельности предприятия, в третьем разделе проведен анализ себестоимости и определены направления по ее снижению.
В заключении подведены итоги выполненной работы, сформированы окончательные выводы по теме исследования.
Начинается исследование данной темы с определения сущности и
РАЗДЕЛ 1. ТЕОЕРТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и значение себестоимости в экономике предприятия
В современных условиях процесс формирования издержек производства и обращения в организации имеет особое значение для ее деятельности. Это все имеет смысл не только во взаимосвязи с имеющимся сегодня законодательством по налогам, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета во всей системе управления современной организацией. В качестве основы для осуществления разработки и реализации решений выступают соответствующие информационные сведения по поводу состояния дел в определенной сфере функционирования организации в определенный момент времени.
К примеру, сведения учета затрат производства и калькулирования себестоимости продукции выступают в качестве важнейшего средства установления резервов производства, постоянного контроля за применением материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения уровня рентабельности производства. Этим определяется то, что участок издержек производства и калькулирования себестоимости продукции занимает самое важное место во всей системе современной организации [20, с.655].
В качестве инструктивной базы в представленной случае выступают отраслевые методические указания и рекомендации, а в качестве важных методологических проблем такие: метод оценки незавершенного производства и готовой продукции; процедура выбора объекта калькулирования; избранный метод учета расходов; порядок проведения распределения косвенных затрат; метод формирования себестоимости.
С целью изготовления продукции организацией затрачиваются средства на процесс приобретения сырья, материалов, топлива. В ходе производственного процесса используют машины, оборудование, инструмент. Ремонт и замена изношенной техники вместе с прочим требуют определенного рода расходов [15, с.293]. В процессе изготовления изделий участвуют все сотрудники организации, и всем им оплачивают труд. На продажу продукции организацией также затрачиваются денежные средства. Если сложить представленные расходы и отразить их в денежной форме, будет сформирована себестоимость продукции (общая сумма затрат).
Вместе с тем Налоговым кодексом РФ устанавливается порядок определения в налоговом учете информационных сведений о расходах современной организации при установлении суммы прибыли до налогообложения (рисунок 1.1).
Рис. 1.1. Понятие расходы по НК РФ и ПБУ 10/99 [1; 2]
Содержание понятия «затраты» очень часто представляют в качестве совокупности разного рода видов расходов на производство и продажу товаров или услуг. Помимо того, необходимо заметить, что в затрат включаются: суммы страховых взносов, расходов на гарантийный ремонт, брак и др. Затраты делят на явные (заработную плату, затраты на оборудование, расходы на транспортировку, коммунальные платежи, услуги банковских организаций, оплату поставщикам и неявные (иначе - альтернативные издержки), переменные и постоянные.
Значимую часть общественных издержек производства составляет себестоимость продукции, как показатель, который отражает сумму текущих затрат на производство и продажу продукции, которые выражены в денежной форме, за определенный временной период [23, с.84]. Уменьшение уровня удельных затрат в составе себестоимости продукции (работ или услуг) демонстрирует экономию живого и овеществленного труда и влечет за собой рост уровня эффективности производственного процесса.
Себестоимость включает в себя все те расходы, которые осуществляются предприятием в процессе изготовления единицы продукции. К ним относятся использованные материалы, электроэнергия, заработная плата работников и накладные расходы, которые не могут быть распределены пропорционально на каждую единицу продукции, но, тем не менее, были затрачены на ее изготовление. В качестве неизменного условия должно выступать возмещение расходов на приобретение сырья и материалов, износ основных средств, оплату труда персонала организации, затрат на расширение и модернизацию процесса производства, на программы социального плана и пр. нужды, за счет доходов, которые получены от продажи продукции, а вместе с тем и от прочей деятельности. При этом компания должна быть рентабельной [6, с.174].
Согласно тому, какого рода сведения используют с целью проведения расчета, могут быть выделены такие виды себестоимости:
- плановая;
- фактическая;
- нормативная;
- сметная.
Плановую себестоимость определяют на конкретный срок, как правило, он составляет 1 год. Ее определяют согласно принятым в организации нормам, а вместе с тем от уже знакомых показателей – могут быть спрогнозированы суммы расходов на оплату труда персонала, материальные расходы, особенно в том случае, если уже присутствуют заключенные договоры.
Фактическую себестоимость продукции организации, её состав и разные виды устанавливают согласно результатам периода на основе сумм расходов, которые по факту были сделаны. Может быть отклонения себестоимости от ее планового значения, и это будет выступать в качестве показателя уровня эффективности производственной деятельности организации, а вместе с тем в качестве основания для проведения анализа – поиска возможных причин отклонения, устранения оснований для перерасхода при незапланированном превышении и принятии иного рода мер [14, с.98].
Нормативную себестоимость устанавливают на базе норм расходов материальных ресурсов, энергии и пр. Расходы на оплату труда персонала определяют на основе ставок. Актуальным это является для организаций, которые входят в крупные холдинги, являющиеся государственными и частными. Нормативная себестоимость предоставляет возможность оперативным образом проводить анализ отклонений фактических затрат от затрат по нормативам.
Сметную стоимость устанавливают с целью производства единичных видов продукции. Она является характерной для разных подрядных работ, строительной сферы. К примеру, при заказе мебели индивидуального характера могут устанавливать сметную себестоимость заказа отдельно взятого.
1.2. Классификация и состав затрат в себестоимости продукции
Согласно видам и классификации затрат на производство продукции, разделяют такие виды себестоимости [16, с.266]:
- цеховая себестоимость;
- производственная себестоимость;
- полная себестоимость.
При всем этом цеховая себестоимость включает суммы производственных затрат определенного цеха, производственного участка.
Производственная себестоимость включает суммы затрат по всем
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. от 22.04.2024) [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.05.2024).
2. Минфин РФ. Приказы. «Расходы организации» (ПБУ 10/99) [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 06 мая 1999 №33н (ред. от 06.04.2015 №57н), [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.05.2024).
3. Агафонова Н.П., Юрченко Д.А., Маркарьян Я.А. Практические подходы к проведению анализа затрат на производство и себестоимости продукции // Вестник Академии знаний. – 2023. - №6. – С.18-21.
4. Болдырев О., Шевченко С.А. Направления снижения производственных затрат предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. - №3-1. – С.23-25.
5. Вильтовская А.М. Теоретические основы анализа и снижения себестоимости продукции на предприятии // Интернаука. – 2023. - №22-4. – С.44-46.
6. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: практикум. – М.: КУРС, 2023. - 417с.
7. Дикунов И.Э. Методы учета и оптимизации затрат на // Бизнес-образование и оптимизация затрат на предприятии. - 2021. - №2. - С.39-41.
8. Ибрагимов Р.Г. Корпоративные финансы. Финансовые решения и ценность фирмы. – М.: Юрайт, 2022. - 184с.
9. Игнатова Л.Н., Макаревич Е.В. Концептуальные аспекты формирования системы управления затратами в организации // Вопросы региональной экономики. - 2022. - №1. - С.51-62.
10. Измалкова И.В., Поленникова Г.И., Соловьева Е.В. Факторный анализ себестоимости продукции как важнейший показатель эффективности хозяйствующего субъекта // Тенденции развития науки и образования. – 2023. - №97-7. – С.86-89.
11. Иневатова О.А., Домникова М.ВУ. Себестоимость продукции: факторы, влияющие на формирование // Тенденции развития науки и образования. – 2023. - №100-2. – С.64-68.
12. Карлик А.Е., Шухгальтер М.Л., Ткаченко Е.А. Экономика предприятия: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2023. - 480с.
13. Ковалев А.И. Экономика предприятия: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2023. - 464с.
14. Кондратьева И.В. Экономика предприятия: учебное пособие для вузов. – М.: Лань, 2022. - 232с.
15. Кузьмина И.А., Гамидова З.А. Механизмы управления затратами в производственном секторе // Заметки ученого. - 2021. - №2. - С.293-296.
16. Кренева С.Г., Терешина В.В., Шлычков Д.С. Производственные затраты в системе бизнес-процессов контроллинга: планирование, учет и анализ // Экономические науки. - 2022. - №208. - С.265-276.
17. Мокий М.С., Азоева О.В., Ивановский В.С. Экономика организации: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2023. - 297с.
18. Ряховская О.Н., Боярская Т.О. Экономика предприятия: курс лекций. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. - 117с.
19. Сабурова Г.М. Экономическая сущность расходов и производственных затрат // Мировая наука. – 2022. - №11. – С.117-123.
20. Супранович О.М. Методы управления затратами предприятия // Синергия наук. – 2023. - №81. – С.655-695.
21. Тертышник М.И. Экономика организации: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. – 631с.
22. Тимошенко К.Н. Анализ управления затратами на предприятии // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. – Уфа: Вестник науки, 2023. – С.89-93.
23. Тимошина А.А., Филиппова И.А. Издержки производства и их виды // Студенческий. – 2021. - №19-4. – С.84-85.
24. Экономика и финансы организации: учебник / под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Синергия, 2020. -336с.
25. Экономика предприятия: учебник / под ред. А.В. Колышкина, С.А. Смирнова. – М.: Юрайт, 2023. - 479с.
26. Юнусова, Г.Р. Оптимизация затрат на предприятии // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции. – СПб., 2023. – С.203-205.
27. Ягафарова А.Ф., Боев А.Д. Модели управления затратами на предприятии: зарубежный опыт и российская практика // Экономические исследования и разработки. – 2023. - №1. – С.211-216.