Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эстетическое развитие – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и творить его. Оно начинается с первых лет жизни детей.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Эстетическое воспитание – важнейший аспект воспитания ребенка с нарушением слуха. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и даже влияет на физическое развитие. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоничному развитию детей.
Важно, чтобы работа педагога была построена на научной основе и осуществлялась по конкретной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований. , дифференцированный подход к знаниям и умениям детей разного возраста и с разными видами нарушений.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Проблемы всестороннего обучения и развития личности детей с ограниченными возможностями были освещены в работах ряда ученых (Т.А. Власова, В.П. Кащенко, В.В. Лебединский, В.И. Любовский, И.И. Мамайчук, М.М. Мастюкова, Л.П. Назарова, А.М. Прихожан, К.А. Стребелева, и т. д. Практически реализуется идея о возможности интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников, создания здоровьесберегающей среды обучения, позволяющей развивать у учащихся способность жить полноценной жизнью в современных условиях.
Вопросы эстетического воспитания детей с отклонениями в развитии еще несколько лет назад не считались приоритетными в специальной педагогике.
Эстетическое воспитание детей средствами литературы, музыкального искусства, природы и бытовой среды рассматривается в исследованиях О.А. Апраксина, М.А. Верба, Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, А.Н. Зимина, Д.Б. Кабалевский, С.И. Мерзлякова, Б.М. Неменский, Е.В. Рыбак, Е.А. Флерина и др.). Разработаны вопросы, связанные с лечебно-педагогической направленностью музыки и движений лиц с нарушениями речи и слуха (В.А. Гринер, Л.Н. Комиссарова, Е.Н. Кузнецова, Н.А. Рычкова, Н.С. Самойленко, Н.А. Тугова, Г.Р. Шашкина, Е.Ф. Шершнева, Е.З.
Отечественные аудиологи обратились к проблеме на рубеже 60-70-х годов. ушедшего ХХ века (Ф.Ф.Рау, Е.И.Леонгард) и позже, в связи с проблемой комплексного обучения детей с нарушениями слуха (Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.). Однако распространение этого опыта идет медленно. На данном этапе идет изучение и накопление зарубежного и отечественного опыта в этой области.
В то же время эстетическое воспитание имеет важное значение для обогащения различных сторон развития детей с нарушениями слуха и коррекции отклонений (Л. А. Головчиц, А. А. Катаева, М. Ю. Пай, Е. З. Яхнина и др.).
В связи с этим мы определяем проблему исследования: эстетическое развитие детей с нарушением слуха.
Отсюда цель нашего исследования: выявить особенности эстетического развития детей с нарушением слуха.
Объект нашего исследования – дети с нарушением слуха.
Предметом нашего исследования является процесс эстетического развития детей с нарушением слуха.
Задачи:
1.Раскрыть понятие эстетического развития в современной литературе;
2.Охарактеризовать клинико-психо-педагогические особенности детей с нарушением слуха;
3.Выявить особенности эстетического развития детей с нарушением слуха;
4.Рассмотреть одни из важнейших направлений по эстетическому развитию детей с нарушением слуха: через изобразительную деятельность и музыкально-ритмические занятия.
Методы исследования:
1.аналитический метод;
2.интерпретация данных;
3.описательный метод;
4.исторический метод.
Глава 1. Теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха
1.1 Понятие эстетического развития в современной литературе
Понятие эстетического развития сегодня довольно широко распространено, скорее в повседневной практике, чем в науке. Растет количество студий и центров эстетического развития. Родители водят туда своих детей, не думая о том, что им там обещают, чем они будут заниматься, а, предполагая, что дети там будут рисовать или танцевать, а малыши всего этого понемногу будут делать, а это и есть эстетическое развитие. Понятно, почему содержание понятия «эстетическое развитие» так отложилось в обыденном сознании. Эстетика чаще всего связана с искусством, и когда вся художественная деятельность смешана, то эту смесь и более естественно, и заманчиво назвать эстетическим развитием, поскольку она звучит «высоко» и «красиво». Не буду судить, оправдано ли это в повседневной практике и обманывают ли родителей и детей.
Да, прежде всего эстетическое развитие справедливо связано с художественной деятельностью; Да, во всех видах искусства есть эстетический аспект, и в научной его интерпретации он должен быть един для всех искусств. Но целостной, обоснованной теории эстетического развития, на мой взгляд, не существует. Не говоря уже о его реализации на практике. И потому, что трактовок того, что есть эстетическое, довольно много, и потому, что дискуссий о пересечении эстетического и художественного не меньше, и тем более, что понятие включает в себя понятие развития и выбора самой интерпретации. предполагается, что такое развитие. А не, скажем, воспитание или образование.
Мой способ проверки гипотезы о существовании эстетического развития состоит в выборе ее теоретической концепции и ее операционализации в условиях тестового исследования, определяющего поиск некоторых закономерностей того, что я буду считать эстетическим развитием; это выявление возрастной динамики ее уровней и типов и индивидуального многообразия ее потенциала. Понимая уязвимость всех этапов такого поиска – как самой теории, так и ее воплощения в экспериментальную практику – я все же рискну изложить и концепцию, и результаты диагностики. Не обсуждая всех спорных параметров выбранного подхода, упомяну лишь один.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Ковригина Л.В. Использование невербальных средств коммуникации на начальных этапах работы с неговорящими детьми // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № S18. - С. 28-33.
2.Шевченко Е.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов в системе высшего образования в процессе организации педагогической практики // Развитие человека в современном мире. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. - С. 292 -299.
3. Горская, И.Ю. Координационная подготовка спортсменов / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков. -Омск : Изд-во СибГУФК, 2015. - 254 с. - Текст : непосредственный.
4. Карабанова, О.А. Возрастная психология : конспект лекций / О.А. Карбанова. - Москва : Айрис-пресс, 2005. -456 с. - Текст : непосредственный.
5.Международный день глухих. - Текст : электронный // РИА. - URL: https://ria.ru/20170924/1505260811.html (дата обращения: 05.11.2021).
6.Неретина, Т.Г. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России / Т.Г. Неретина, Т.В. Кружилина, Т.Ф. Орехова. - Текст : непосредственный // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2018. - Т. 2, №№ 2. - С. 14-23.
7.Особенности психического развития детей с нарушениями слуха. - Текст : электронный // Тоша & Со. - URL: https://www.tosha.ru/info/articles/osobennosti-psikhicheskogo-razvitiya-detey-s-narusheniyami-slukha/ (дата обращения: 06.11.2021).
8.Симкин, М.Л. Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / М.Л. Симкин, И.А. Мальцева. - Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2020. - Т. 4, № 1 (13). - С. 38-46.
9.Волосовец Т.В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста (парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество) / Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин. М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2017. 112 с.
10. Брыксина О.Ф., Тараканова Е.Н. STEM-образование: дань моде или необходимость? / О.Ф. Брыксина, Е.Н. Тараканова // Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Инфо-стратегия 2016: общество, государство, образование». М., 2016. С. 306-309.
11.Гутарева Н.Ю. Учет практического инженерно-технического мышления будущих специалистов в обучении иностранным языкам / Н.Ю. Гутарева // oldconf.neasmo.org.ua. URL: http://oldconf. neasmo.org.ua/node/1283
12. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 512 с.
13. Зырянова, С.М. Принцип интеграции в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста / С.М. Зырянова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pritsip-integratsii-v-muzykalno-esteticheskom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.05.2023).
14.Иванова, И.Ю. Анализ проблемы информационной безопасности детей дошкольного возраста в семье / И.Ю. Иванова, И.Н. Евтушенко, Е.Б. Быстрай, М.Е. Беломестнова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 4. - С. 9.
15.Ильинская, И.П. Феноменология поликультурной образовательной среды: принципы и механизмы влияния на эстетическое развитие личности школьника / И.П. Ильинская, Н.Л. Шеховская // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского госудасрвтенного университа. - 2021. - № 4(60). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/fenomenologia-polikuiturnoy-obrazovatelnoy-sredy-pritsipy-i-mehanizmy-vliyania-na-esteticheskoe-razvitie-lichnosti-shkolnika (дата обращения: 02.05.2023).
16.Мезенцева, О.И. Современные педагогические технологии: Учебное пособие / О.И. Мезенцева. - Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. - 140 с.
17.Педагогика искусства и современное художественное образование: монография / [ Е.М. Акишина и др.]; общ. ред. Е.В. Боякова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 306 с.
18.Терещенко, В.В. Горизонты взросления растущего ребенка: парадоксы и перспективы исследования / В.В. Терещенко // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 1. - С. 8. - DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-8.
19.Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2008. - 235 с.
20.Ушинский К.Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, - 2015. - 688 с.
21.Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов / Н.В. Шайдурова. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2008. - 160 с.
22.Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2015. - 349 с.
23.Шестаков В.П. Идеи эстетического воспитания / В.П. Шестаков. -М.: Искусство, 2010. - 776 c.