Фрагмент для ознакомления
2
ВВП является наиболее часто используемым показателем общего размера экономики, в то время как производные показатели, такие как ВВП на душу населения – например, в рублях или с поправкой на различия в уровнях цен – широко используются для сравнения уровня жизни или для мониторинга процесса конвергенции между различными странами. Кроме того, разработка конкретных компонентов ВВП и связанных с ними показателей, таких как показатели экономического производства, импорта и экспорта, внутреннего (частного и государственного) потребления или инвестиций, а также данные о распределении доходов и сбережений, может дать ценное представление об основных движущих силах экономической активности и, таким образом, стать основой для дальнейшего развития экономики основа для разработки, мониторинга и оценки конкретной политики.
Инфляция возникает, когда общий уровень цен растет. Инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике; обратная ситуация – дефляция, когда общий уровень цен падает. Инфляция и дефляция обычно измеряются индексами потребительских цен или индексами розничных цен. В России разработан специальный индекс потребительских цен (ИПЦ).
Различают виды инфляции по темпам роста:
Ползучая (умеренная, вялотекущая, естественная). Такое явление – признак устойчиво развивающейся экономики государства. Медлительный и постоянный увеличение ценообразования приводит к росту производства, приросту массы денег внутри государства. Платежный оборот убыстряется, цена кредитов понижается. Развитие производства стабилизирует отношение числа денежной массы к товарному предложению, поддерживая индекс инфляции на нормальном уровне. В государстве растут цены, и увеличиваются доходы людей.
Например, в 2020 году инфляция в США составила 7% и побила сорокалетний рекорд - обычно она была еще ниже. Американская экономика считается в этом плане одной из самых стабильных в мире: правительство жестко контролирует бюджетные расходы, цены практически не растут, а производство ориентировано не только на покупателей внутри страны, но и на экспорт. Для сравнения - в 2020 году в США инфляция была всего 1,36% .
Галопирующая. Характеризуется усиленным, скачкообразным ростом ценообразования. Такое состояние несет серьезность для экономики, преобладает явления в развивающихся странах. Данное явление характерно для развивающихся стран и является негативным фактором. Требуются срочные меры для снижения инфляции к приемлемому уровню. В пример можно привести как ряд стран латинской Америки, а также ряд стран СНГ. Например, Казахстан, Беларусь и другие.
Гиперинфляция. Состояние экономики, когда индекс инфляции составляет тысячи либо десятки тысяч процентов. Происходит, когда правительство государства проводит избыточную эмиссию денежной массы для компенсирования недостатка бюджета. Данное приводит в парализации хозяйственного механизма, процветанию бартерного обмена. Гиперинфляция возникает во время войны или кризиса.
Существует такое понятие как «хроническая инфляция», когда процесс имеет затяжной характер. Если рост цен сопровождается понижением темпов производства, то применяют термин «стагфляция». Последнее становится основной причиной роста безработицы, падения уровня и качества жизни.
Резюмируя вышесказанное, необходимо обозначить, что, инфляция – это длительный и устойчивый рост цен на услуги и товары. В результате увеличения стоимости происходит обесценивание денег. В настоящее время существуют различные виды инфляции.
При прочих равных условиях инфляция в экономике означает, что покупательная способность потребителей падает, поскольку они больше не могут покупать одно и то же количество товаров и услуг за одну и ту же сумму денег. Паритеты покупательной способности оценивают различия в уровне цен между странами и могут быть использованы для расчета индексов уровня цен .
Инвесторы должны внимательно следить за тенденциями инфляции, чтобы получить представление об экономике. Рост инфляции связан с экономическим ростом. Хотя экономический рост кажется положительным индикатором для инвестиций, реальность может отличаться. Высокий уровень инфляции может оказать негативное влияние на стоимость валюты страны, что впоследствии снижает покупательную способность валюты, делая ее более дорогой для потребителей, чтобы покупать продукты в стране.
Денежная масса - совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и безналичных средств на счетах, которыми располагают физические и юридические лица и государство.
Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги).
Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему - каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий.
В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке) .
Центральный банк РФ рассчитывает денежные агрегаты M0, М1, М2, М3:
М0 = наличные деньги в обращении (монеты, банкноты).
М1 = М0 + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты), остатки средств в национальной валюте на расчётных счетах организаций, текущих и иных счетах до востребования населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций.
М2 = М1 + срочные вклады.
М3 = М2 + сберегательные вклады, сертификаты и государственные облигации.
Валютный курс - это цена одной валюты по отношению к другой валюте. Валютный курс определяется на валютном рынке, который является рынком, на котором торгуются различные валюты.
Валютный курс может определяться либо в результате взаимодействия рыночных сил, либо законодательно. В первом случае курс зависит от спроса на валюту и ее предложения на валютном рынке, во втором случае курс устанавливается государством.
Экспорт - понятие в международной торговле, означающее продажу товаров или услуг в другие страны.
Чистый экспорт товаров и услуг рассчитывают по определенной формуле, представляющей собой макроэкономическое тождество. Формула выглядит так:
NX= Y – (C + I + G )
Y – валовый внутренний продукт.
C – потребительские расходы населения.
I – валовые частные инвестиции в нацэкономику.
NX – чистый экспорт.
Таким образом, данный показатель представляет собой разницу между совокупным доходом и расходом резидентов страны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.
2. ВВП России по годам: 1991-2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tpprf-leasing.ru/workdir/files/04/statistika-lizing-2016-2023.pdf?ysclid=lrqj0y8ejx399185721.
3. Вымятнина Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 294 с.
4. Горбач О. В. Отдельные вопросы правового регулирования статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в России / О. В. Горбач // Сибирский юридический вестник. – 2023. – № 2(101). – С. 35-40.
5. Горшкова Н.В. Особенности региональной экономической политики поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации / Н.В. Горшкова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2022. – № 2 (39). – С. 20-24.
6. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия / Е.В. Гражданкина. – М.: ГроссМедиа, 2018. – 96 с.
7. Зарубина Ю. В. Проблемы адаптации субъектов малого и среднего предпринимательства к новым экономическим условиям в 2022 году / Ю. В. Зарубина // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2023. – № 10. – С. 315-316.
8. Зобков Н. А. Принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / Н. А. Зобков // Научный аспект. – 2023. – Т. 9, № 5. – С. 1070-1080.
9. Зухрабов Д. М. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2023 году: правовой аспект / Д. М. Зухрабов // Образование и право. – 2023. – № 6. – С. 116-122.
10. Иванов В. В. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для вузов / В. В. Иванов, Б. И. Соколов ; под редакцией В. В. Иванова, Б. И. Соколова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 371 с.
11. Капустин Д. Л. Проблемы инвестиционного консалтинга для субъектов малого и среднего предпринимательства / Д. Л. Капустин // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2023. – № 4. – С. 205-209.
12. Карпунин В. И. Антиинфляционная политика: методология формирования / В.И. Карпунин, Т.С. Новашина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 5. – С. 21-26.
13. Ким И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Ким. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 328 с.
14. Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект / В. Ольшевский // Вопросы экономики. – 2021. – №1. – С. 45-52.
15. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://cbr.ru.
16. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего: монография / В.М. Юрьев, И.В. Грошев, В.Д. Мамонтов, В.В. Смагина. – Тамбов, 2019. – 355 с.
17. Семыкин В.В. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью / В.В. Семыкин // Научный альманах. – 2019. – № 8 (10). – С. 1299-1301.
18. Сухарев О. С. Инфляция и институты: новый методологический подход и рекомендации для экономической политики // Финансы и кредит. – 2020. – № 41. – С. 2-10.
19. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru.