Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Построение эффективной модели управления в системе регулирования института банкротства является одной из актуальных задач законодательства в сфере несостоятельности (банкротства).
Модификация управления, обусловленная установками законодателя на балансирование интересов в целях обеспечения устойчивости экономического оборота и развития свободной конкуренции, исключение из оборота неплатежеспособных хозяйствующих субъектов и содержание тех, для кого финансовые трудности являются временным явлением, стала определяющим фактором в процессе совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Методика настоящего исследования основана на комплексном анализе понятия, признаков и методов правового регулирования несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций. Результаты настоящего исследования позволят выявить ряд проблем, возникающих на практике при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.
Данную тему исследовали следующие авторы: Бузумурга М.А., Полянина О.А. [3], Ефимова О.В., Дутова Н.В. [4], Карякина М. Ю. [5], Лазарева Е.Р. [6], Надтачаев П.В., Батуева А.Б. [7], Пирогова Е. С. [8], Пискарева В.А., Чирская М.А. [9], Пронина Ю.Ю., Кофман Ю.А. [11], Савин Д.С. [12], Фролов И.В. [13].
Цель – выявить особенности правового регулирования банкротства коммерческих организаций. Задачи:
привести общую характеристику банкротства коммерческих организаций;
определить понятие, цели, признаки банкротства коммерческих организаций;
выявить источники правового регулирования банкротства коммерческих организаций;
привести общую характеристику процедуры банкротства коммерческих организаций;
описать стадии банкротства коммерческих организаций;
определить участников процедуры банкротства;
исследовать упрощенные процедуры банкротства.
Глава 1. Общая характеристика банкротства коммерческих организаций
1.1 Понятие, цели, признаки банкротства коммерческих организаций
В условиях современной рыночной экономики российское законодательство отражает принцип свободы предпринимательства, основанный на том, что каждый член общества имеет право не только иметь частную собственность, но и самостоятельно распределять свои ресурсы в соответствии с личными интересами, а также самостоятельно организовывать производственные процессы и извлекать из них доход.
Этот принцип находит отражение во всех отраслях экономики. Особенностью предпринимательской деятельности было то, что создание юридического лица требует не только денежных вложений, но и происходит на свой риск, что иногда приводит к его ликвидации как субъекта права.
Одной из форм ликвидации юридического лица является банкротство. На законодательном уровне понятие банкротства закреплено в ст. 2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которым установлено, что несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника полностью удовлетворить кредиторов, требования по денежным обязательствам, по выплате выходных пособий и (или) по вознаграждению лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнения обязанности по уплате обязательных выплат [2].
Анализ законодательства о банкротстве позволяет выделить следующие признаки, позволяющие охарактеризовать несостоятельность (банкротство) юридического лица.
Во-первых, это неспособность должника - юридического лица полностью удовлетворить требования кредиторов по своим денежным обязательствам, возникающим из гражданско-правовой сделки или по иным основаниям, предусмотренным законом.
Следующим признаком является неспособность должника-юридического лица в связи с тяжелым финансовым положением должника, а именно недостаточностью собственных средств, уплачивать обязательные платежи, такие как налоги, сборы и другие обязательные отчисления в бюджет Российской Федерации соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации, а также задолженность перед работниками.
В-третьих, тяжелое финансовое положение должника может быть признано несостоятельным (банкротством) только после установления арбитражным судом наличия признаков банкротства (неплатежеспособности), что послужит достаточным основанием для применения мер, предусмотренных Законом.
В-четвертых, обязательства не были исполнены должником в течение трех месяцев со дня, когда они должны были быть исполнены [1].
В этом случае критерии неплатежеспособности являются мерой, с помощью которой необходимо оценить степень неплатежеспособности должника.
Критерии несостоятельности должны быть объективными и не отражать субъективные элементы. Согласно п. 2 ст. 4 Закона, для определения признаков банкротства должника – юридического лица также должны быть приняты во внимание: размер денежных обязательств, в том числе сумма задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы кредита с учетом процентов, подлежащих уплате должником, суммы задолженности, возникшей в результате неосновательного обогащения, и суммы задолженности, возникшей в результате причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательства по выплате возмещения сверх возмещения вреда, обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательства перед учредителями (участниками) должника, возникающие от такого участия увеличивается сумма трудового долга.
Минимальная сумма долга должна составлять 300 000 рублей 00 копеек; размер обязательных платежей без учета штрафов (пени) и иных финансовых санкций, установленных законодательством Российской Федерации, срок просрочки исполнения обязательств должен составлять не менее 3 месяцев.
Соответствующая сумма долга должна быть подтверждена вступившим в силу решением суда [12]. Закон о несостоятельности во всех статьях строго придерживается денежного характера обязательств должника, неденежные обязательства (обязанность поставить товар, передать вещь, выполнить работу, оказать услугу) судом не принимаются во внимание.
Для отдельных категорий должников – стратегических предприятий Закон устанавливает ряд иных признаков несостоятельности (банкротства):
срок неисполнения обязательств должником – стратегическим предприятием увеличен до 6 месяцев со дня, когда они должны были быть исполнены;
увеличен размер требований к должникам – стратегическим предприятиям и составляет не менее 500 тыс. руб.
Размер денежных обязательств должника считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном законодательством:
1) доказательствами кредитора, подтверждающими обоснованность и объем требований (решение суда, вступившее в законную силу);
документы, удостоверяющие признание должником своих требований, например, отзыв на претензию и т.п.);
2) определения суда при наличии возражений должника;
3) отказ должника возражать против требований.
Требование уполномоченных органов об уплате обязательных платежей учитывается при возбуждении дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника [13].
Таким образом, анализ действующего российского законодательства позволяет сделать вывод, что для перехода несостоятельности в несостоятельность (банкротство) необходимо наличие целого комплекса признаков, кроме того, целесообразно использовать дифференцированный подход при выборе критериев при неплатежеспособности с учетом экономического положения, правового статуса и сферы деятельности субъекта.
В период с 2002 по 2015 год в Закон было внесено значительное количество изменений, направленных на устранение пробелов в законе, выявленных правоприменительной практикой.
Например, уточнены понятия, используемые в Законе, статус и полномочия арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В частности, установлено, что деятельность арбитражного управляющего является частной практикой, а не предпринимательской. Кроме того, определен порядок материального стимулирования арбитражных управляющих.
Помимо фиксированного вознаграждения они смогут получать определенный процент от собранных сумм, и он будет достаточно высоким, если эти суммы будут значительными.
Закон уточняет права кредиторов и способы их защиты от недобросовестных должников. Процедура банкротства была упрощена.
Если раньше кредитору приходилось доказывать свои права в суде, документально подтверждая, что должник не собирается возвращать заемные деньги, то ждать месяц, пока суд возбудит исполнительное производство, то теперь процедуру банкротства можно инициировать сразу, предъявив документы о просроченная задолженность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.01.2024) / «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» / «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, № 43, ст. 4190.
3. Бузумурга М.А., Полянина О.А. Проблемы банкротства субъектов предпринимательства: вызовы современности // Финансовая экономика. 2023. № 7. С. 162-164.
4. Ефимова О.В., Дутова Н.В. Кейсы и научно-методические материалы по вопросам правового обеспечения и сопровождения банкротства лиц в гражданском праве // Свидетельство о регистрации базы данных RU 2020621637, 08.09.2020. Заявка № 2020621481 от 25.08.2020.
5. Карякина М. Ю. Система правового регулирования института несостоятельности (банкротства) / Экономика и социум. 2016. №3 (22). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sistema-pravovogo-regulirovaniya-instituta-nesostoyatelno sti-bankrotstva (дата обращения: 14.05.2024)
6. Лазарева Е.Р. О некоторых аспектах правого регулирования несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций в Российской Федерации // В сборнике: Лучшая исследовательская работа 2022. Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2022. С. 237-244.
7. Надтачаев П.В., Батуева А.Б. К вопросу совершенствования правового регулирования банкротства коммерческих организаций в России // В сборнике: Актуальные проблемы права, государства и экономики. Сборник научных статей. Межведомственная конференция. Орел, 2022. С. 88-90.
8. Пирогова, Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебник для вузов / Е. С. Пирогова, А. Я. Курбатов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 338 с. - (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-16436-7. - Текст: электронный / Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/531044 (дата обращения: 14.05.2024).
9. Пискарева В.А., Чирская М.А. Банкротство коммерческих организаций в 2022 году: проблемы и трансформация правового регулирования // В сборнике: модернизация экономики государств: отраслевой и региональный аспект. Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Ростов-на-Дону, 2022. С. 208-213.
10. Правовые основы несостоятельности (банкротства): учебное пособие для вузов / В. В. Кулаков [и др.]; под общей редакцией В. В. Кулакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 321 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17650-6. - Текст: электронный / Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 35 – URL: https://urait.ru/bcode/533487/p.35 (дата обращения: 14.05.2024).
11. Пронина Ю.Ю., Кофман Ю.А. Диагностика банкротства ПАО «Сбербанк России» // Современные инструменты, методы и технологии управления знаниями. 2019. № 2. С. 20-23.
12. Савин Д.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций // Актуальные исследования. 2022. № 45 (124). С. 77-81.
13. Фролов И.В. Дефекты рациональности действующей концепции правового регулирования несостоятельности (банкротства) и необходимость перемен // Право и экономика. 2022. № 10 (416). С. 33-42.
14. Voskerichyan R.O., Yu Ch. The banking systems of Russia and China: common tasks and perspectives of development // Horizons of Economics. 2023. № 2 (75). С. 125-130.