Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе огромное внимание уделяется семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рождение такого ребенка ставит каждого из членов семьи перед серьезными вызовами. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья вызывает качественные изменения в жизни семьи.
Отношения внутри семьи меняются, семья может стать более изолированной от общества. Семья ребенка становится малообщительной и избирательной в контактах, что может привести к деформации отношений между родителями. Некоторые случаи сплачивают семью, а в других приводят к разрушению брака.
Важно, чтобы родители поняли, как воспитывать и обучать такого ребенка. Они могут испытывать чувства вины, гнева, безысходности и сострадания к ребенку. Отношение родителей к дефекту имеет огромное значение в воспитании. Некоторые семьи принимают проблему и позитивно относятся к новым обстоятельствам, что помогает ребенку легче адаптироваться в обществе. Другие же семьи отрицают проблему, что может повлиять на реабилитацию ребенка и вызвать поведенческие проблемы.
Большинство семей не готовы самостоятельно воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья из-за отсутствия знаний и навыков, а также потребности в профессиональной помощи психолога. Психологическая поддержка важна на всех этапах развития ребенка, особенно в ранние годы его жизни. Результаты этой помощи зависят от понимания и принятия дефекта ребенка, знания особенностей его развития и любви к нему.
Анализ обозначенных проблем определил тему курсовой работы: «Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья».
Целью курсовой работы является изучение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Объект исследования: детско-родительские отношения
Предмет исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья возможно улучшить за счет использования специально разработанной коррекционной программы.
Для проверки выдвинутой гипотезы были выполнены следующие задачи исследования:
• Изучить степень разработанности проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ в психолого-педагогической литературе.
• Охарактеризовать стили и типы детско-родительских отношений.
• Провести исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.
Многие психологи, педагоги, психотерапевты изучали вопросы семейного воспитания, например, А.Я. Варга, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурии, И.В. Дубровина, А.С. Макаренко, А. С. Спиваковская, а также зарубежные: Я.Корчак, К.Росс, В.Сатир, и другие.
Семейное воспитание, межличностные отношения детей и родителей накладывают большой отпечаток на будущее ребенка. Психологи всего мира
много раз обращали внимание на важность изучения семей, имеющих детей с ОВЗ.
Отечественный психолог А.Я. Варга показала в своей работе особенности родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, где были выделены классификация типов материнского отношения:
• интегральное принятие либо отвержение ребенка;
• межличностная дистанция («симбиоз»);
• авторитарная гиперсоциализация;
• социальная желательность поведения.
Отечественный психолог А.Я. Варга отразила в своей работе особенности родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями. Ею были выделены классификация типов материнского отношения:
• интегральное принятие либо отвержение ребенка;
• межличностная дистанция (иначе «симбиоз»);
• авторитарная гиперсоциализация;
• социальная желательность поведения.
Каждая данная отрасль представляет собой сочетание эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Специфика отношения родителей к ребенку заключается в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежности отделения ребенка от родителей в зрелом возрасте.
Известно, что с возрастом меняется мировоззрение ребенка, его тип руководящей деятельности, отношение родителей к нему, его родителей и отношения со взрослыми и сверстниками в целом. Таким образом, тип родительских отношений и соотношение его структурных компонентов определяются не только индивидуальными характеристиками родителей, но и возрастом детей. В множествах исследованиях, которые посвящены изучению влияния семейной ситуации на формирование поведения и личностных черт у детей, отмечается особая роль матери. Другим вариантом нарушения взаимоотношений родителей и детей является материнская депривация – это состояние, которое характеризуется тяжелым психологическим дискомфортом ребенка, возникает в условиях постоянного отсутствия матери или резкого неприятия с ее стороны. При ситуации отсутствия мамы или же когда ребенок видит ее очень редко, то он ощущает эмоциональный дискомфорт, это выражается в плаче ребенка, упрямстве, агрессивности. Существенное условие психического здоровья - это теплые приятельские отношения ребенка с матерью в раннем возрасте, обоюдная радость и удовлетворение от этих отношений. В исследовании М.Н. Гусловой описываются основные позиции отношения матери к ребенку с ограниченными возможностями здоровья:
• любит ребенка и принимает его таким, какой он есть;
• любит своего ребенка, но его не принимает;
• не любит своего ребенка, но его принимает;
• не любит своего ребенка и не принимает его.
Положение, позиция, взгляды, принципы ребенка объективно зависят не только от характера отношений с матерью, но и с братьями и сестрами. От них может потребоваться больше помощи маме по дому или же присматривать за ребенком с ОВЗ, что ведет к ограничению контактов с другими детьми. Здоровые дети могут почувствовать, что их желания и запросы теперь сопоставляются с потребностями больного брата или сестры, они могут ощущать себя менее значимыми, менее нужными или любимыми.
Проблема «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» имеет сложный разноплановый характер. С одной стороны, семья ребенка-инвалида выступает собой в комплексе различных взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования. А с иной - сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается в том, что он лишен обычного детства, лишен от своих здоровых сверстников, от интересов и забот, тем самым он представляется всем как асоциальный член общества.
Семья для ребенка с ОВЗ - это наиболее мягкая среда в которой отмечаются благоприятные условия для роста и развития. При том что в жизни каждой семьи есть что-то общее, все равно каждая семья - это система отношений со своими особыми правилами, запросами, интересами, убеждениями и т.д.
Родители детей с (ОВЗ) переживают особые события, которые являются для них неожиданными, долговременными, вызывающими сильные стрессы. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития существенно меняет жизнь семьи - сокращается возможность для заработка, так как в большей степени ребенку необходим круглосуточный уход со стороны близкого контактов с друзьями и отдыха, ведь все силы и время уходят на помощь ребенку.
Потребности семьи и мобилизация ее собственных ресурсов являются первостепенной проблемой. Поэтому, родители детей с особенностями нередко оказываются в ситуации внутриличностного конфликта. С одной стороны они хотят «соответствия» ребенка социальным нормам, ожиданиям членов семьи, они инвалидизируют ребенка методом сопротивления обретению дитем свободы и независимости, с другой стороны - родители желают быстрого развития ребенка, чтобы он преодолел социальные последствия дефекта, близкие болезненно принимают неудачи ребенка, как в обучении, так и в общении с окружающими.
Семья – это главная группа поддержки для ребенка. В основной массе исследований, посвященных «детско-родительским отношениям» изучается диада «мать - ребенок». Но не только мама откладывает свой весомый отпечаток на развитии ребенка, но и другие члены семьи оказывают заметное влияние на социальное и психоэмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
От установок родителей и других членов семьи по отношению к болезни, от их поведения и отношения к ребенку зависит способность ребенка преодолевать сложные ситуации и адаптироваться к условиям жизни. Для семьи, воспитывающей ребенка с особыми возможностями здоровья, важными являются такие функции как - коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.
Функции и структура семьи могут варьироваться в зависимости от стадии их жизни. Основные периоды жизненного цикла семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
• рождение ребенка: получение информации о наличии дефекта, эмоциональное принятие и привыкание к данной проблеме, сообщение другим членам семьи и близким людям;
• дошкольный возраст ребенка: взаимодействие со специалистами, принятие решений о форме жизнедеятельности, организация лечения, реабилитации, обучения и воспитания ребенка;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аврамова, Н. А. Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации детско-родительских отношений / Н. А. Аврамова, Н. В. Павлова, И. В. Иванова // Семья. Государство. Общество: сборник научных статей. - Москва — Чебоксары, 2009. — С. 4—7.
2. Асламазова, Лилия Артуровна. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Асламазова Лилия Артуровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2012.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/450. - 11с.
3. Браткова, М. Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами развитии / М. Браткова, Т. О. Бутусова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. - С. 55-60.
4. Кульчицкая, И. Ю. Формирование педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. ТО. Кульчицкая. - Ставрополь, 2005. - 169 с.
5. Погребная, Т. М. Психолого-педагогическая технология коррекции детско-родительских отношений и развития самосознания в семье с высоким социально-экономическим статусом / Т. М. Погребная // Семья и родительство - XXI век : сб. науч. тр. всероссийской интернет-конференции с международным участием. - Курган, 2009. — С. 222—225.
6. Суманова, О. В. Психологическое сопровождение семьи ребенка- инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода / О. В. Суманова // Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : опыт, проблемы, перспективы» - Самара : Современные образовательные технологии, 2010. - С. 111-114.
7. Ткачева, В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии : автореф. дис. д-ра психол. наук / В. В. Ткачева. - М., 2005. - 46 с.
8. Хайрутдинова, И. В. Психолого-педагогические условия реализации воспитательной функции в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И. В. Хайрутдинова. -Ижевск, 2006. - 182 с.
9. Юркевич П.Д. О воспитании: для педагогов, родителей и студентов педвузов. - М.: Шк. пресса, 2004. - 187с.