Фрагмент для ознакомления
2
Основой успешной учебной деятельности каждого ребенка является высокий уровень мотивации. Педагоги и психологи придают большое значение проблемам учебной мотивации школьников, поскольку от этого зависит успешность их дальнейшей учебной деятельности. В современной образовательной среде постоянно происходит изменение содержания, а также организационных форм и технологий обучения. Основными, при изучении проблемы мотивации учебной деятельности являются работы А.К. Марковой. В своих исследованиях она подробно описывает структуру мотивации учения, ее функции и возрастные особенности [22].
Собственную концепцию мотивации и мотивов создал Е.П. Ильин. Учёными и исследователями была заложена теоретическая основа в области развития мотивации учения субъекта. Теоретические положения данного вопроса были рассмотрены в работах И.А. Зимней, В.А. Сластёнина, П.И. Пидкасистого и др.
В настоящее время проблеме учебной мотивации школьников уделяют внимание всё большее количество исследований. Современная школа и современный образовательный процесс, реализуемый в контексте деятельностного и личностно ориентированного обучения нуждаются в изменениях с точки зрения методики преподавания. Необходимость развития мотивации учебной деятельности школьников была доказана ещё советскими исследователями и учёными. В настоящее время над проблемой учебной мотивации работают исследователи Т.О. Гордеева, О.С. Гребенюк, Н.Ю. Скороходова и др.
Исследователи отмечают, что ведущим фактором развития субъекта является продуктивная деятельность человека. Такого рода процессы не могут быть рассмотрены без каких-либо мотивов. В данном случае под мотивами можно понимать то, ради чего субъект учится, или трудится, или выполняет какую-либо иную деятельность. Это нечто, что побуждает субъект делать то, или иное действие. Мотивы и мотивация побуждают субъект к действию. Именно мотивы субъекта воплощают в себе устремления и потребности личности.
Здесь можно говорить о том, что это имеет важное значение для понимания того, как именно субъект относится к своему собственному развитию и какие мотивы им управляют. Мотивация в данном случае может быть рассмотрена пусковым механизмом при любых видах деятельности.
Мотивация всегда была актуальна для различного рода исследований. Внимание исследователей всегда привлекала мотивация учебной деятельности учеников, и именно то, как все эти процессы влияют на развитие сферы личности, в том числе, мотивационной [15].
Учебную деятельность и её мотивацию изучали В.Ф. Моргун, А.И. Донцов, В.А. Петровский и др. Развитие мотивационной сферы личности является достаточно сложным процессом. Он включает в себя все те изменения, которые происходят с субъектом на разных возрастных этапах.
Психологами доказано, что существует прямая зависимость и взаимосвязь между успешностью деятельности субъекта и мотивационной сферой личности. Наиболее очевидно это проявляется в мотивации успеха. Успех практически всегда мотивирует субъекта на его последующую деятельность и стремление эти действия совершенствовать.
Те люди, кто имеет высокие показатели, связанные с мотивацией успеха субъекта, всегда бывают более успешными по сравнению с теми, кто такой мотивации не имеет. Люди, не имеющие сформированную мотивацию редко бывают успешными в каком бы то ни было виде деятельности. Мотив и мотивация позволяют говорить о потребностях, намерениях и целях, которые у человека имеются в тот, или иной период времени. Речь в данном случае может идти как о внешних факторах, мотивирующих человека, так и о внутренних. Интересы, потребности, цели, намерения, побуждения и стремление, всё это входит в категорию мотивация. Понятие мотив является более узким, чем понятие мотивация. Психологи отмечают, что мотивация может подразумевать не просто факторы, а систему факторов, которые предопределяют видимое поведение человека. Мотивация может быть рассмотрена как совокупность причин, которые могут объяснить то, или иное поведение человека.
В психологии рассматривают два типа мотивации. Это предопределяет два типа поведения. Мотивация может быть внешней, когда формируется мотивированное внешне поведение. Внутренняя мотивация предопределяет внутреннее мотивированное поведение [11].
Внешняя мотивация описывает поведение в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности, или вне её поведения. Внутренняя мотивация описывает такой тип поведения, когда инициирующие и регулирующие факторы проистекают изнутри личностного Я, и полностью находятся внутри поведения субъекта. Внутренне мотивированная деятельность не имеет поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград.
Подобная деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. Психологические факторы, которые существуют внутри человека и определяют его поведение, психологи называют личностными диспозициями. Они говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения субъекта. Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми.
Диспозиция может актуализироваться под влиянием определенной ситуации. И наоборот, активизация определенных диспозиций, то есть, мотивов, потребностей приводит к изменению ситуации. Внимание в подобных случаях становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из личных интересов и потребностей. В связи с этим, любое действие человека следует рассматривать как диспозиционно и ситуационно предопределённое [22].
Психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию. У разных людей эти оценки не совпадают. Один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией.
Это предполагает рассмотрение мотивации как процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, где субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга. Результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация при этом мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений субъекта на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения. Из всех возможных диспозиций для человека наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых недостает для нормального существования и развития.
Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что ему требуется. Потребность активизирует организм и стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она ведет за собой организм и приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы [19].
Потребность поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. Второе, после потребности по мотивационному значению имеет понятие цель. Целью субъекта называют тот осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Психологически – цель есть побудителъное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Рассмотренные мотивационные образования, такие как мотивы, потребности и цели являются основными составляющими мотивационной сферы или мотивационной структуры человека.
Мотивационная структура личности характеризуется определенностью мотивов для каждого человека, силой и устойчивостью, которая проявляется в длительном функционировании мотивации. Мотивационная структура личности динамична. Мотивация тесно связана с эмоциями и сильно влияет на них. И наоборот, эмоции могут обусловливать силу, длительность и устойчивость мотивации [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер, А. Наука о характерах. Понять природу человека / А. Адлер. – Санкт-Петербург: Академический проект, - 2018. - 256 с. 2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - Москва: Издательский центр «Академия», - 2007. - 367 с.
3. Айзенк, Г. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк, Москва. Айзенк. М.: ЭКСМО-Пресс, - 2001. - 480 с.
4. Баженов, С.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / С.В. Баженов. // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», - 2018. - Том 7. - N 4. с. 84-85.
5. Бехтерев, В.М. Феномены мозга / В.М. Бехтерев. – Москва: Аст, - 2014. - 320 с.
6. Богатова, Е.В. Психология XXI века. Российская психология в контексте мировой науки / Е.В. Богатова, В.Е. Василенко. // Материалы международной научной конференции молодых ученых. – Санкт-Петербург: Скифия-принт, - 2016. - 336 с.
7. Верещагина, Л.А. Психология потребностей и мотивация персонала / Л.А. Верещагина, И.М. Карелина. - Москва: Гуманитарный центр, - 2012. - 156 c.
8. Водяха, Ю.Е. Психологическая диагностика сферы личности:
лабораторный практикум / Ю.Е. Водяха. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 2018. - 220 с.
9. Зайцева, И.А. Внеаудиторная работа как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса (на примере подготовительного факультета) / И. А. Зайцева. - Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 134-137. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12135/ (дата обращения: 08.05.2024).
10. Злобина, Ю.И. Оценка эффективности различных видов внеучебной деятельности в процессе обучения [Электронный ресурс] // Журнал «Мир науки, культуры, образования». - 2018. № 2. - С. 97-99 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-podgotovlennye-na-osnove-analiza-tipichnyh-oshibok-uchastnikov-ege-2019-goda-po-kitayskomu/viewer (дата обращения: 08.05.2024).
11. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. 2002. - 512 с.
12. Кныш, О.Р. Мотивация личности. Теория Маслоу / О.Р. Кныш. - М.: SelfPub. 2019. - 32 с.
13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл-Академия, - 2005. - 352 с.
14. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала школьников как основы формирования позиции субъекта] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - Москва: Буки-Веди, 2012. - С.104-106.
15. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Санкт-Петербург: Питер, -2008. - 105 с.
16. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 08.05.2024).
17. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - N 1. - С.8-15.
18. Минков, Е. Г. Мотивация. Структура и функционирование / Е.Г. Минков. - Москва: Феникс. 2014. – 416 c.
19. Мычка, С.Ю. Мотивация персонала в современных организациях / С.Ю. Мычка. // Совершенствование экономических и правовых отношений в современных российских условиях. Сборник материалов международной научно-практической заочной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 74-77.
20. Надеждина, В.М. Практическая психодиагностика. Тесты и методики / В.М. Надеждина. - Минск: Харвест. 2011. - 640 с.
21. Панченко, Т.К. Психологические особенности людей / Т.К. Панченко [Электронный ресурс] // психологи на b17.ru. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/17924/ (дата обращения: 08.05.2024).
22. Психология личности: т. 1. Зарубежная психология. Хрестоматия / Самара: Издательский дом «Бахрах-М». 2013. - 512 с.
23. Психология личности: т. 2. Отечественная психология. Хрестоматия / Самара: Издательский дом «Бахрах-М». 2013. - 544 с.
24. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 22-25. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 08.05.2024).
25. ФГОС ООО (редакция от 17 февраля 2023 года) / https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-OOO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения 28.05.2024).
26. ФГОС СОО (редакция от 12 августа 2022 года) / https://minobr.tverreg.ru/files/ФГОС%20СОО%20с%20изменениями%20от%2023.09.2022.pdf (дата обращения 28.05.2024).
27. Чалдини, Р. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха / Р. Чалдини. - Москва: Эксмо. 2019. - 416 с.