Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………..6
1.1. Особенности личности в старшем школьном возрасте…………….6
1.2. Представления старшеклассников о будущей профессии………….10
1.3. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников………………………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ……………………………19
2.1. Описание методов анализа будущей профессии юношей и девушек старшего класса………………………………………………………………….19
2.2. Результаты исследования……………………………………………20
2.3. Рекомендации по профессиональному самоопределению старшеклассников……………………………………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..30
Фрагмент для ознакомления
2
Важно, чтобы у юношей и девушек уже в юности был сформирован мировоззренческий выбор, иначе в будущем могут возникнуть проблемы адаптации и психического здоровья. Чтобы сделать обоснованный профессиональный выбор, необходимо учитывать не только требования со стороны профессии, но и соответствие имеющимся у человека возможностям [18, 42 с.]. В противном случае, формируется отрицательный жизненный опыт и особые стратегии решения проблем.
Учащиеся обычно имеют представление о себе как о личности в целом – о своих моральных, физических и интеллектуальных качествах, своих интересах и склонностях, однако на профессиональный аспект своей идентичности они обычно меньше обращают внимания.
У юношей мотивация выбора профессии обычно не меняется с возрастом, тогда как у девушек происходит переход от общественных нужд к общей мотивации на профессию. Поэтому к моменту самоопределения выпускники еще не полностью готовы сделать зрелый выбор из-за недостаточной сформированности психологических функций [21, 92 с.].
В итоге, профессиональное самоопределение старшеклассников рассматривается как сложный процесс, связанный с профориентацией, и включает в себя формирование системы взглядов и отношений к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализацию, формирование намерений и планов, и реалистический образ себя как профессионала.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Описание методов анализа будущей профессии юношей и девушек старшего класса
В ходе исследования проведены следующие этапы для определения взаимосвязи между мотивацией школьников, определившихся с профессией и не выбравшие будущую профессию.
На первом этапе была сформирована экспериментальная выборка, включающая 40 человек, в который входят школьники 9 и 11 классов. Возрастная категория 14-18 лет, из них 20 определившихся и 20 не определившихся.
На втором этапе методом «дифференциально-диагностического опросника» Климова Е.А. проводилось диагностическое обследование всей выборки для определения будущей сферы деятельности.
Далее респонденты прошли «опросник мотивации к успеху и боязнь неудачи» Реана А.А. для оценки их готовности к достижению цели.
И в конце, нами было проведен тест «мотивация аффилиации» Мехрабиана А. (в модификации М.Ш. Магомед-Эминова) для установления потребности в общении ведущей в подростковом возрасте.
Опишем более подробно о перечисленных в предыдущем пункте инструментов психодиагностики:
Методика №1 «Дифференциально-диагностический опросник».
Цель проведения: выявить типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий.
Диагностический материал: школьники прошли тест на компьютере, в формате онлайн.
Процедура проведения опросник, в состав которого входят 20 утверждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А. Климова:
1. Человек - природа;
2. Человек - техника;
3. Человек - человек;
4. Человек - знаковая техника, знаковый образ;
5. Человек - художественный образ.
Опросник рекомендуется использовать определения профессиональной ориентации и профессионального отбора.
Методика №2 «Потребность в достижении».
Цель проведения: измерение преобладающей мотивации: успех или боязнь неудачи.
Диагностический материал: испытуемые прошли тест за компьютерами, в режиме онлайн.
Процедура проведения опросник состоит из 20 пунктов вопросов, которые подразумевают ответы «да» и «нет».
Методика 3 «Мотивация аффилиации».
Цель: выявление двух основных мотиваторов, связанных с потребностью взаимодействия: стремления к принятию и страха отвержения.
Диагностический материал: расчеты были произведены в режиме онлайн.
Процедура проведения: тест состоит из различных 60 утверждений, описывающих различные аспекты характера и отражающих мнения и чувства по поводу различных жизненных ситуаций. Нужно поставить знак "+" («да») рядом с цифрой утверждения, если согласны с ним, или знак "-" («нет»), если не согласны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева И. И. Психология самоопределения: учебное пособие. - М., 2009. – 219 с.
2. Бодалев А. А. Профессиональное самоопределение личности: психологические особенности. - СПб., 2012. – 322 с.
3. Васильева И. С. Психология профессионального самоопределения: учебник. - М., 2015. – 211 с.
4. Галушкина Е. Е. Особенности профессионального самоопределения юношей и девушек старшего школьного возраста. - М., 2018. – 144 с.
5. Данилова О. Н. Влияние семьи на профессиональное самоопределение школьников. - СПб., 2016. – 111 с.
6. Зайцев А. В. Психология выбора профессии: учебное пособие. - М., 2014. – 68 с.
7. Игнатова Н. П. Особенности профессионального самоопределения подростков в современном обществе. - СПб., 2017. – 72 с.
8. Козлова Л. М. Психология профессионального самоопределения: теория и практика. - М., 2013. – 119 с.
9. Колберг Л., Пауэр Ф., Хиггинс Э. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал, № 3. – 1992. – 173 с.
10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния молодежи / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 2006. – 283 с.
11. Ларина Е. В. Психология профессионального самоопределения молодежи: проблемы и перспективы. - М., 2012. – 98 с.
12. Макарычев А. В. Психология выбора профессии и профессионального роста. - М., 2011. – 211 с.
13. Никитина Т. А. Особенности профессионального самоопределения женщин в современном обществе. - М., 2017. – 122 с.
14. Овсянникова Л. И. Психологические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников. - СПб., 2014. – 53 с.
15. Петрова К. С. Влияние образовательной среды на профессиональное самоопределение школьников. - М., 2010. – 67 с.
16. Рыбкина О. П. Психология самоопределения и профессионального развития: теория и практика. - М., 2016. – 81 с.
17. Смирнова Н. А. Психологические особенности профессионального самоопределения молодежи. - СПб., 2013. – 32 с.
18. Титова Е. В. Особенности профессионального самоопределения школьников в условиях современной общественной жизни. - М., 2008. – 88 с.
19. Усачева И. Г. Психология выбора профессии и успешной карьеры в современном мире. - М., 2019. – 200 с.
20. Федькина А. М. Влияние социокультурных факторов на профессиональное самоопределение старшеклассников. - СПб., 2009. – 51 с.
21. Хмелева Т. В. Психология профессионального самоопределения: методы и технологии. - М., 2020. – 311 с.
22. Чернова О. С. Особенности профессионального самоопределения личности юношей и девушек старшего школьного возраста в условиях современного общества. - М., 2011. – 298 с.
23. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы // Самара: Самар. ун-т, 1995. – 328 с.
24. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. // Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - Москва: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. – 304 с.