Фрагмент для ознакомления
2
Ярким примером здесь может выступать деятельность физического лица после получения наследства. Когда в его собственность переходит большое количество разнопланового имущества, как движимого, так и недвижимого, которое лицу зачастую не нужно. Наследнику при таких условиях нужно оперативно избавиться от полученного имущества, и получить более ликвидный актив – деньги. Таким образом, он в достаточно краткий срок проводит множество сделок купли-продажи: квартиры, автомобиля, мебели, книг и любых других предметов интерьера. Несмотря на множественный характер сделок, они являются разовыми, и вытекающими из единого юридического факта – смерти наследодателя. Поэтому попадать под данный критерий предпринимательской деятельности не будут .
Данная позиция нашла свое отражения также в судебной практике. Так, в соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г., «Отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли» .
3) «Быть самостоятельной, осуществляемой на свой страх и риск. В данном контексте особое внимание хотелось бы обратить именно на рисковый характер предпринимательской деятельности, поскольку он имеет достаточно серьезное правовое значение. Более того, особенной частью Гражданского кодекса предусмотрено и легальное определение риска: риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов» .
Таким образом, законодатель обращает особое внимание на существование, не только возможно систематического получения прибыли от данной деятельность, но и гипотетические шансы понести убытки, в результате гражданского оборота. Ведь предпринимателя могут ожидать различного рода форс мажоры.
4) «Выражается в пользовании имуществом, продажи товаров, выполнении работ и оказании услуг. В данном признаке достаточно сложно увидеть какой-то скрытый смысл и необходимость в его редактировании, однако даже сегодня, в условиях глобализации и попыток становления цифрового общества, находятся некоторые авторы, склонные считать данный перечень исчерпывающим, пытаясь создать из данного положения отдельный признак предпринимательской деятельности» .
5) «Государственная регистрация. Единственный формальный признак, позволяющий отделить законное предпринимательство от незаконного, поскольку для легальной предпринимательской деятельности необходима государственная регистрация» .
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность явление широкое и сложное, тем не менее, обладающие определенными критериями, которые установлены законодательством РФ.
1.2. Понятие и классификация услуг
По мнению французского экономиста Ф. Бастиа, услуга - это «...любые усилия, которые прилагаются кем-либо или от которых освобождается тот, кто пользуется данной услугой» . К. Маркс в своем груде «Капитал» характеризует услугу как «...некое полезное действие потребительской стоимости товара или труда» . Американский ученый К. Лавлок представляет услугу в виде «...изменения состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических отношений, достигаемое вследствие осознанных действий другого участника данных отношений, при этом взаимодействие происходит на основе их заблаговременной добровольной договоренности» .
Российский экономист Новаторов Э.В. рассматривает услугу через «...действие, приносящее пользу, или помощь, которую одна сторона может предложить другой» , При этом он отмечает, что если при передаче товара продавец предоставляет конечный продукт, то при передаче услуги осуществляется процесс, представленный совокупностью операций, которые выполняет продавец услуга с целью удовлетворения потребностей пользователя. В подходе к определению этой категории Бугаков В.П. отмечает: «Услуги - нематериальные активы, производимые для целей сбыта» . По его мнению, они выступают в виде неосязаемых ценностей, которые не являются вещественными объектами, однако имеют стоимостную оценку.
Объединяя два последних определения, можно охарактеризовать услугу как процесс, совокупность действий, которые служат инструментом для создания ценностей, создают ее, но не представляют собой и самостоятельную ценность. Такие действия должны приносить пользу и для производителя услуги, и для ее потребителя.
Приведенные выше определения услуги показывают ее особенности, отличия от понятия «материальное благо». В таблице 1 приведены базовые свойства, по которым различаются эти две категории .
Таблица 1
Различия между категориями «материальное благо» и «услуга»
Материальное благо Услуга
Осязаемость Неосязаемость – нельзя передать и присвоить
Отделимость от источника – существует отдельно от производителя Неотделимость от источника – одновременность производства и потребления, необходимость участия клиента в предоставлении услуги
Постоянство качества – качество можно измерить с помощью определенных параметров Непостоянство качества – качество колеблется в широких пределах в зависимости от потребителя услуги, места и времени ее оказания, его измерение затруднено
Сохраняемость – подлежит хранению в течение определенного времени Несохроняемость – не может быть сохранена
Особенности природы услуг, показанные в таблице 1, предъявляют особые требования к субъекту и объекту предоставления услуги.
Неосязаемость услуги, означающая невозможность ее осмотреть, попробовать, обонять, ощутить, значительно увеличивает степень неопределенности при приобретении услуги по сравнению с покупкой товара. Это усложняет субъекту предоставления задачу демонстрации объекту ее качества. Производитель стремится сделать услугу более осязаемой через оценку потребителем местоположения, квалификации специалистов, стоимости, технического обеспечения и т.п.
Неотделимость услуги может приводить к совпадению временных рамок выполнения и потребления услуги. Услуга производится в режиме реального времени при возможном присутствии заказчика, а также участии прочих клиентов. При этом возрастает риск непостоянства качества, связанного с изменением условий предоставления услуги - кто, где, когда и как ее предоставляет, а, значит, и риск объекта предоставления. Слабость контроля также приводит к увеличению риска клиента, его влияния на конечный результат .
Недолговечность или несохраняемость услуги приводит к замедлению реакции производителя на изменения конъюнктуры рынка. Субъект, предоставляющий услуги, не в состоянии при повышении спроса значительно увеличить предложение и, тем более, накопить запасы, как в сфере материального производства.
Показанная выше специфика услуг приводит к росту уровня риска деятельности в сфере услуг, к сложности ее стандартизации и регулирования, достижения требуемого качества услуг. В то же время, личностно-потребительская ориентация услуг определяет тренд к их разнообразию и индивидуализации.
К специалистам сферы услуг также предъявляются особые требования, связанные со спецификой природы услуг. Это - достижение осязаемости услуг; развитие внутреннего маркетинга для формирования достаточных стимулов и полномочий работников удовлетворять потребности клиентов; подбор высококвалифицированных специалистов, обучение кадров, стандартизация самой услуги; маркетинговый анализ спроса и предложения услуг для ценообразования и регулирования количества работников.
Становление рыночных отношений в РФ привело к образованию рынка услуг, на котором предоставление услуг становится процессом купли-продажи и имеет все надлежащие атрибуты - рекламу, цели, удовлетворение спроса в соответствии с предложением.
Структура рынка услуг определяет наличие видов услуг в зависимости от принадлежности к рыночному сектору (рисунок 1) .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144.
3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432.
4. Авилкина Н. А. Роль сферы услуг в экономике / Н. А. Авилкина // Гостиничное дело. – 2024. – № 2. – С. 39-50.
5. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О.Ю. Акимов. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 193 с.
6. ВВП России по годам: 1991-2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tpprf-leasing.ru/workdir/files/04/statistika-lizing-2016-2023.pdf?ysclid=lrqj0y8ejx399185721.
7. Вымятнина Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 294 с.
8. Горбач О. В. Отдельные вопросы правового регулирования статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в России / О. В. Горбач // Сибирский юридический вестник. – 2023. – № 2(101). – С. 35-40.
9. Горшкова Н.В. Особенности региональной экономической политики поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации / Н.В. Горшкова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2022. – № 2 (39). – С. 20-24.
10. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия / Е.В. Гражданкина. – М.: ГроссМедиа, 2018. – 96 с.
11. Грязнов М. С. Особенности инновационной деятельности на предприятиях сферы услуг / М. С. Грязнов // Предпринимательство, маркетинг и логистика в цифровой экономике : Материалы II Всероссийской конференции, Орёл, 27 октября 2023 года. – Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2024. – С. 69-73.
12. Зарубина Ю. В. Проблемы адаптации субъектов малого и среднего предпринимательства к новым экономическим условиям в 2022 году / Ю. В. Зарубина // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2023. – № 10. – С. 315-316.
13. Зобков Н. А. Принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / Н. А. Зобков // Научный аспект. – 2023. – Т. 9, № 5. – С. 1070-1080.
14. Зухрабов Д. М. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2023 году: правовой аспект / Д. М. Зухрабов // Образование и право. – 2023. – № 6. – С. 116-122.
15. Иванов В. В. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для вузов / В. В. Иванов, Б. И. Соколов ; под редакцией В. В. Иванова, Б. И. Соколова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 371 с.
16. Капустин Д. Л. Проблемы инвестиционного консалтинга для субъектов малого и среднего предпринимательства / Д. Л. Капустин // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2023. – № 4. – С. 205-209.
17. Карпунин В. И. Антиинфляционная политика: методология формирования / В.И. Карпунин, Т.С. Новашина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 5. – С. 21-26.
18. Ким И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Ким. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 328 с.
19. Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект / В. Ольшевский // Вопросы экономики. – 2021. – №1. – С. 45-52.
20. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://cbr.ru.
21. Попова И. В. Разработка и принятие управленческих решений в сфере оказания услуг / И. В. Попова, Б. Пороев // Теория и практика современной аграрной науки : Сборник VII национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием, Новосибирск, 26 февраля 2024 года. – Новосибирск: ИЦ НГАУ "Золотой колос", 2024. – С. 1377-1380.
22. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего: монография / В.М. Юрьев, И.В. Грошев, В.Д. Мамонтов, В.В. Смагина. – Тамбов, 2019. – 355 с.
23. Семыкин В.В. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью / В.В. Семыкин // Научный альманах. – 2019. – № 8 (10). – С. 1299-1301.
24. Сухарев О. С. Инфляция и институты: новый методологический подход и рекомендации для экономической политики // Финансы и кредит. – 2020. – № 41. – С. 2-10.
25. Труба А. С. Цифровизация, как фактор устойчивого развития сферы услуг / А. С. Труба, Т. В. Братарчук // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 2. – С. 515-518.
26. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru.
27. Чарыева О. А. Сфера услуг и её роль в современных мирохозяйственных процессах / О. А. Чарыева // Символ науки: международный научный журнал. – 2024. – № 1-2. – С. 86-87.