Фрагмент для ознакомления
2
Статья 329 Таможенного кодекса Евразийского экономического сою-за (ТК ЕАЭС) определяет личный таможенный досмотр как специфиче-скую форму таможенного контроля. В отличие от проверки товаров, здесь основным объектом является сам человек. Когда таможенные органы про-водят устный опрос или запрашивают объяснения, это осуществляется че-рез диалог. В случае личного досмотра внимание сосредотачивается на проверке физического лица[18].
Тем не менее, в процессе личного таможенного досмотра человек ис-пытывает аналогичные воздействия со стороны государственного органа, что и при проведении обыска или досмотра. Следовательно, такие дей-ствия, затрагивающие личные права и требующие физического контакта, должны осуществляться с особой юридической аккуратностью и уважени-ем к личной неприкосновенности.
Эти определения и практики показывают сложность и многогран-ность темы, подчеркивая важность четкой правовой регламентации и по-следовательности в применении этих процедур.
Личный таможенный досмотр проводится на основании решения, принятого руководителем таможенного органа или его заместителем. Ос-нования для этого включают присутствие человека в зоне таможенного контроля на границе или в транзитной зоне аэропорта, а также наличие конкретных подозрений, что человек может скрывать товары, перемеще-ние которых через границу нарушает действующие международные и национальные правила [20].
Перед началом досмотра, сотрудник таможни должен проинформи-ровать человека о предстоящей процедуре, ознакомить его с его правами и обязанностями, а также предложить ему добровольно сдать скрываемые предметы. Если человек подтверждает свое согласие, он ставит подпись на решении о досмотре. В случае его отказа таможенный сотрудник отмечает это в документах, подтверждая факт отказа своей подписью.
Непосредственно личный досмотр проводится в специально обору-дованном помещении, которое соответствует всем санитарным и гигиени-ческим нормам и закрыто для посторонних. В исключительных случаях процедура может проводиться в помещениях аэропорта или учреждений правоохранительных органов. Таможенный досмотр выполняется сотруд-никами того же пола, что и досматриваемый, при присутствии двух поня-тых также того же пола. По запросу может быть привлечен переводчик.
В ходе досмотра сотрудники таможни имеют право осмотреть толь-ко одежду и личные вещи, такие как сумки или чехлы. Тело человека мо-жет осматривать только медицинский работник, и такое осмотр должно быть поверхностным. В практике, однако, часто используются рентгеноло-гические обследования для обнаружения предметов, скрытых внутри тела, например, в желудочно-кишечном тракте.
Важно, чтобы процедура личного таможенного досмотра проводи-лась с уважением к чести и достоинству досматриваемого, без причинения вреда его здоровью или имуществу. Законодательство должно четко регу-лировать границы досмотра, чтобы избежать унижения и вреда здоровью, а также обеспечить законность проведения досмотра в случаях, когда че-ловек отказывается от добровольного сотрудничества.
В процессе личного таможенного досмотра на завершающем этапе происходит документальное оформление. Для этого составляется прото-кол, который описывает процедуру досмотра и фиксирует её результаты. Протокол подготавливается в двух копиях и подписывается должностным лицом, проводившим досмотр, самим досматриваемым лицом и понятыми. В случаях, когда производился осмотр тела, протокол также подписывает-ся медицинским работником.
Существует определенный проблемный аспект в правовом регулиро-вании деятельности таможенных органов России, связанный с отсутствием в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) четких критериев для начала личного таможенного досмотра. Ранее поря-док такого досмотра для физических лиц, пересекающих таможенную гра-ницу или находящихся в таможенной или транзитной зоне аэропорта, был определен подзаконными актами [19]. Среди причин для начала досмотра были: наличие информации из сообщений или заявлений, как российских, так и иностранных граждан, материалов от правоохранительных органов и других государственных институций, а также фактическое обнаружение признаков, указывающих на то, что лицо может скрывать недекларируе-мые товары.
Рассмотрим более детально личный обыск, который является спор-ным в плане своей правовой природы. Личный обыск представляет собой срочное следственное действие, актуальность которого часто возникает в момент задержания преступника. Тем не менее, на практике, особенно в таможенных органах , часто возникают ситуации, когда уголовное дело еще не начато. В таких случаях сотрудники таможни могут провести осмотр тела, одежды и вещей подозреваемого, после чего оформить не протокол личного обыска, а административный досмотр.
Пример из практики Домодедовской таможни показывает, что при подозрении в контрабанде наркотиков, обыски у лиц часто регистрируют-ся как протоколы изъятия. Эксперты В. М. Корнуков и Р. Ш. Валиев ука-зывают, что законные цели личного досмотра, установленные до возбуж-дения уголовного дела, достигаются именно такими действиями [20]. Со-гласно действующему уголовно-процессуальному законодательству, упо-мянутые документы официально не предусмотрены, следовательно, все действия, связанные с личным обыском, должны быть зафиксированы в стандартном процессуальном документе.
Проведение личного обыска требует судебного разрешения, обеспе-чивая законность и обоснованность таких действий как форму государ-ственного принуждения.
Судебный контроль должен служить не только как форма разреше-ния на проведение обысков, но и как защита от необоснованного вторже-ния в личную жизнь, подчеркивают эксперты . Важность фактических ос-нований для обыска подчеркивается в работах С. А. Шейфера, где он ак-центирует внимание на необходимости наличия конкретных данных о скрытии информации или предметов, имеющих значение для дела .
Оперативно-розыскная деятельность и доказательства должны слу-жить комплексной базой для решений о начале следственных действий, как указывает П. В. Фомичев, обращая внимание на то, что в большинстве случаев именно они лежат в основе запросов на проведение обысков. Это отличает личный обыск от других следственных действий, подчеркивая его уникальность и значимость для соблюдения прав и свобод личности в процессуальном контексте.
Регулярное обновление и направление в таможенные органы профи-лей риска, как указано в документации, подчеркивает динамичность и адаптивность процедур таможенного контроля в ответ на меняющуюся международную обстановку и внутренние потребности в безопасности. Весь этот комплекс мер реализуется с целью не только защиты экономиче-ских интересов страны, но и предотвращения вреда её гражданам и гос-тям.
3 Проблемы при проведении личного таможенного досмотра и пути их решения
Анализ процесса личного таможенного досмотра выявляет ряд про-блем, среди которых наиболее значимыми являются вопросы правомерно-сти участия медицинского персонала и переводчиков. Основываясь на по-ложениях статьи 329 ТК ЕАЭС, рассмотрение данного аспекта позволяет глубже понять механизмы регулирования и возможные пути оптимизации процедур таможенного контроля.
Согласно законодательству, досмотр тела человека должен осу-ществляться исключительно квалифицированными медицинскими работ-никами, что является гарантией соблюдения прав личности в процессе та-моженного осмотра. Это требование предотвращает возможное наруше-ние личных прав и обеспечивает профессионализм проведения процедур. Однако на практике такое требование ставит перед таможенной службой задачу обеспечения доступности медицинских работников в любое время и в любом месте проведения досмотра.
Вопрос наличия переводчика, несмотря на кажущуюся второстепен-ность, также имеет ключевое значение. В соответствии с тем же законом, право на присутствие переводчика определяется запросом самого досмат-риваемого. Это дает право каждому, кто подвергается досмотру, на ис-пользование языковых услуг, если он не владеет языком, на котором про-водится процедура. Наличие или отсутствие переводчика напрямую влияет на продолжительность и качество процедуры досмотра, а также на соблю-дение прав человека.
Проблема усугубляется в ситуациях, когда специалист не доступен, что может затянуть процесс, или когда отказ от услуг переводчика необ-ходимо оформлять официально, что также требует времени и ресурсов. Такие ситуации порождают задержки и могут вызывать конфликты, свя-занные с недопониманием между досматриваемым и персоналом таможни.
Для решения этих проблем могут быть предложены следующие ме-ры. Во-первых, важно систематизировать и упорядочить процессы при-влечения медицинских работников, возможно, через создание специализи-рованных подразделений или обучение таможенных сотрудников началь-ного медицинского обслуживания. Во-вторых, целесообразно разработать механизмы гарантирования наличия квалифицированных переводчиков, например, через использование технологий дистанционного перевода или создание базы данных переводчиков для оперативного вызова.
Эффективность предложенных мер будет зависеть от их интеграции в существующую систему таможенного регулирования и отзывчивости за-конодательства на изменения в социально-политической среде и техноло-гическом прогрессе. Только комплексный подход, учитывающий как тех-нологические, так и социально-правовые аспекты, позволит достичь опти-мального решения проблем, возникающих в процессе личного таможенно-го досмотра.
Личный таможенный досмотр представляет собой особую форму та-моженного контроля, упоминаемую в статье 322 ТК ЕАЭС, и детально описанную в статье 329 того же кодекса. Этот процесс включает досмотр физических лиц и отличается от общего таможенного досмотра рядом спе-цифических требований.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложе-ние № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС КонсультантПлюс.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушени-ях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собра-ние законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собра-ние законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
5. Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Изда-тельство НОРМА, 2001. – С.54.
6. Экологическое право. Учебник для вузов. Боголюбов С. А. М.: Изда-тельство НОРМА, 2001. – С.54.
7. Абакумов Л.Л. Таможенный контроль в системе государственного ре-гулирования внешней торговли в условиях ЕАЭС //Актуальные проблемы модернизации региональной экономики: сборник научных трудов преподава-телей экономического факультета. – 2018.
8. Архипова О.Г., Ямалеева Д.М., Пантюхина С.А. Таможенный кон-троль в Российской Федерации: проблемы и стратегия развития на современ-ном этапе // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимо-отношений в современных условиях XVI Межвузовская научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей (с между-народным участием): в 2 частях. – 2020.
9. Бакаева О.Ю. Таможенный контроль: вопросы правоприменения и направления развития // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2019.
10. Бирюков В.Л., Иванов В.Н. Правовые основы предотвращения эколо-гических преступлений, терроризма, экоцида / В.Л. Бирюков, В.Н.
11. Гатаулина О.А. Дуалистическая природа таможенного досмотра // Вестник Бурятского государственного университета. – 2019. – № 2.
12. Гулик А.И. Таможенный контроль в системе повышения конкуренто-способности национальной экономики // Молодой ученый. – 2019.
13. Корнуков В. М., Валиев Р. Ш. Личный обыск и его роль в уголовно-процессуальном доказывании. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2007. 208 с.
14. Косицин И.А., Косицина Л.А. Применение таможенного досмотра как мера административного принуждения // Международные юридические чтения. Материалы ежегодной международной научнопрактической конференции. – 2019.
15. Лазарева В. А. Право на судебную защиту и проблемы его реализа-ции в досудебном производстве по уголовному делу: монография. М.: Юрли-тинформ, 2010.
16. Нижник Н.В., Васильева В.В. Пути совершенствования таможенного досмотра как одной из форм таможенного контроля // Современные тенденции развития торговли и таможенного дела. Тезисы докладов и выступлений VI Международной научной конференции молодых ученых. – 2021.
17. Нощенко В.А. Правовое регулирование таможенного контроля: та-моженный осмотр и таможенный досмотр // Академический вестник Ростовско-го филиала Российской таможенной академии. – 2012.
18. Паулов П.А. Понятие, принципы, цели и задачи таможенного досмот-ра транспортных средств // Актуальные проблемы автотранспортного ком-плекса. Межвузовский сборник научных статей (с международным участием). – 2020.
19. Ронжина Н.А. Юридическая характеристика таможенного досмотра как меры административного принуждения // Таможенные чтения - 2018. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС. Сборник материа-лов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в 2-х томах. – 2018.
20. Сенотрусова С.В., Свинухов О.В. Таможенный контроль в Россий-ской Федерации: монография. – М., 2021.
21. Соколов А. Ю. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как меры обеспечения производства по делам об админи-стративных правонарушениях // Современное право. 2011. № 3.
22. Терминологический справочник «Таможенное дело» / Ю. Б. Поро-шин. Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2006.
23. Тонких Ю.А. Особенности нормативно-правового регулирования и технология действий должностных лиц при организации и проведении тамо-женного досмотра // Научная гипотеза. – 2021.
24. Трунина Е.В., Федасова Ю.В. О некоторых направлениях совершен-ствования правового регулирования таможенного досмотра // Таможенное дело. – 2019.
25. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Со-брание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
26. Халипов С.В. Исключительная форма таможенного контроля требует особого внимания // Таможенное дело. 2012. № 3. Доступ из справ.-правовой системы “КонсультантПлюс”.
27.Цымбалова А.М. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств: современные проблемы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021.