Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На сегодняшний день, неформальная экономика приняла вид системной угрозы социально-экономической стабильности и, в целом, безопасности Российской Федерации. Обеспечение экономической безопасности является одной из системообразующих функций государства. Качество выполнения этой функции непосредственно влияет на устойчивость социально-экономического развития страны.
Причиной оттока денег в неформальный сектор из легального стали такие действия как: незаконное производство товаров и услуг, взяточничество и злоупотребление служебным положением, сокрытие доходов, отмывание денег, оборот неучтенных денежных средств.
Особенностью неформальной экономики Российской Федерации является то, что такое явление как коррупция всегда идёт в совокупности с ней. Ещё одной особенностью является то, что неформальная экономика существует внутри легальной экономики, а не отдельно. Незаконная экономическая деятельность возникает в недрах экономической деятельности, находящейся в рамках правового поля.
Теневой деятельностью занимаются не только предприниматели. В неё также вовлечены наемные работники. Работа в неформальном секторе приносит доход, намного превышающий законный. Согласно данным, представленными МВД, до 60 миллионов людей Российской Федерации в той или иной степени связаны с неформальной экономикой.
На сегодняшний день проблемам неформальной экономики посвящено большое количество разнообразных исследований. Данные исследования рассматривают сущность и типологию неформальной экономики. Стоит отметить, что тематика неформальной экономике актуальна как для отечественных ученых, так и для зарубежных. Несмотря на большое количество исследований, большая часть из них посвящена рассмотрению неформальной экономики, как отдельного явления. Неформальная экономика в аспекте экономической безопасности страны рассматривается довольно редко.
Зарубежные умы занимаются проблемами неформальной экономики уже достаточно давно. Однако однозначное определение теневой деятельности до сих пор не выработано. Среди ведущих специалистов, занимавшихся исследованием данной темы, следует отметить: Д. Норта, Д. Гершуни, Г. Гроссмана, К. Харта М. Картера, Э. Де Сото, Э. Файга, К. Симиса, П. Вилиса, O.E. Уильямсона.
Изучение неформальной экономики началось еще в восьмидесятых годах XX века. Обуславливается это динамичным развитием данного экономического явления, который связан с переходом экономики к рыночной системе. Исследователи этого времени уделяли внимание специфике теневой деятельности. Среди наиболее значимых авторов выделяются такие, как: А. Величенков, А. Гуров, С. Глазьев, Т. Долгопятова,, Г. Клейнер, И. Клямкин, В. Куликов, Т. Корягина, Т. Кузнецова, В. Макаров, В. Радаев, Л. Тимофеев, Д. Ушаков, К. Улыбин, А. Фомин, А. Яковлев и др..
Ещё одной значимой категорией экономических исследований является изучение экономической безопасности страны. К данной проблематике были посвящены исследования таких учёных, как: А. Прохожева, С. Степашина, А. Ахмедуева, И. Богданова, А. Бушкова, А. Вакурина, Н. Ващекина, Н. Гуськова, В. Дворянкова, А. Жандарова, А. Илларионова, А. Колосова, Е. Кормишкина, Т. Корягиной, А. Нестерова, И. Новичкова и многих других ученых.
Стоит отметить, что вышеописанные учёные уделяли большое внимание прикладным задачам. В их публикациях описываются различные рекомендации по совершенствованию законодательства, которые могли бы оказать существенное влияние на снижение процента неформальной экономики. Очень многие вопросы на сегодняшний день остались нерешенными.
Таким образом, можем говорить о недостаточности исследованности данной тематики, что, в свою очередь, определяет актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования - неформальная экономика Республики Хакасия.
Предмет исследования – оценка неформальной экономики Республики Хакасия.
Целью работы является оценка, факторы и регулирование неформальной экономики Республики Хакасия.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1.Изучить теоретико-методологические основы неформальной экономики;
2.Проанализировать состояние неформальной экономики в Республики Хакасия;
Теоретической основой исследования являются российских и зарубежных ученых.
Методологической основой исследования стали методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, экономико-статистические методы.
Курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Неформальная экономика, как ненаблюдаемая часть национальной экономики
1.1 Понятие неформальной экономики и факторы ее обуславливающие
Неформальная экономика, также известная как теневая, подпольная или открытая экономика, придерживается альтернативной экономической деятельности, которая всегда вне обязательного регулирования и контроля со стороны государства. В этой сфере экономики наблюдается отсутствие официальной регистрации, учета доходов, уплаты налогов и обязательных обязательств перед экономикой.
Основные черты неформальной экономики включают в себя:
1. Неофициальность: Экономические операции и деятельность в неформальной экономике не регистрируются в статистических отчетах или базах данных.
2. Наличие наличных денег: многие операции в неформальной экономике производят существенные факторы, которые делают их труднорегулируемыми и трудноотслеживаемыми.
3. Некомплеенс: Участники простой экономики обычно избегают уплаты налогов и других обязательных платежей, таких как традиционные в социальных фондах.
4. Гибкость и адаптивность: Неформальная экономика часто реагирует на экономические и политические изменения, проявляя гибкость и адаптивность к различным условиям.
5. Разнообразие видов деятельности: В неформальной экономике могут включаться такие виды деятельности, как нелегальная торговля, незарегистрированный мелкий бизнес, нелегальная миграция, неоплачиваемый труд и другие виды нелегальной или полулегальной деятельности.
Неформальная экономика может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. В некоторых случаях она может обеспечить выживание и снижение дохода для малообеспеченных слоев населения или быть реакцией на ограничительное регулирование и высокие ставки. Однако она также может создавать проблемы, такие как отклонение от требований, нарушение условий труда и нарушение законов.
В настоящее время легализация доходов, полученных преступным путем (отмывание денег), является одной из основных глобальных проблем мировой финансовой системы и экономики в целом. Тенденция к увеличению объемов отмывания денег (ОД) является тревожным сигналом и все больше угрожает надежности мировой финансовой системы. В мировой статистике экономических преступлений такое понятие, как отмывание денег, занимает одно из ведущих мест.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российский Федерации от 31.12.1993 г.
2.Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2021 N 273-ФЗ.
3.Указ Президента РФ от 13 мая 2020 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
4.Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
5.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2014 № 195-ФЗ.
6.Беломестных Г. Н. Международное сотрудничество России в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Вестник ИрГТУ. 2021. – с. 48.
7.Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России. М.: БИНОМ; 2022. С. 14.
8.Киселев И. А., Лебедев И. А., Никитин Д. В. Управление корпоративными рисками в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. М.: ИД «Юриспруденция»; 2021. 6 с.
9.Кашурников С. Н., Прасолов В. И., Романченко Л. Н. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. М.: ИНФРА-М; 2021. 234 с.
10.Зубков В. А. Противодействие отмыванию преступных доходов. Банковское дело. 2020;(7):19-22.
11.Cassara J. A. Trade-Based Money Laundering: The Next Frontier in International Money Laundering Enforcement. John Wiley & Sons. 2020;(2):14-21.
12.Sullivan K. Anti-Money Laundering in a Nutshell Awareness and Compliance for Financial Personnel and Business Managers. 2020;(2):18-27. DOI: 10.1007/978-1-4302-6161-2.
13.Bello A. U. Improving Anti-Money Laundering Compliance. Self-Protecting Theory and Money Laundering Reporting Officers. 2021;(4):93-105. DOI: 10.1007/978-3-319-43264-9.
14.Stumbauer S. Five steps for anti-money-laundering compliance in 2022. AlixPartenrs. 2022. URL: [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://emarketing.alixpartners.com/rs/emsimages/2022/pubs/FAS/AP_Five_Steps_For_AML_Compliance_ Feb_2022.pdf (дата обращения: 08.05.2024).
15.Центральный банк Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.cbr.ru
16.Haver Analytics // [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.haver.com
17.BIS (2022). Issues in the Governance of Central Banks. A Report from the Central Bank Governance Group. Bank for International Settlements.
18.Combes J.-L., Kinda T., Plane P. (2014) Capital Flows, Exchange Rate Flexibility, and the Real Exchange Rate // International Monetary Fund. WP/11/9.
19.Dua P., Garg R. (2016) Foreign Portfolio Investment Flows to India: Determinants and Analysis // Centre for Development Economics, Department of Economics, Delhi School of Economics. WP No 225.
20.ECB (2020). A New Database for Financial Crises in European Countries:ECB/ESRB EU Crises Database. European Central Bank. ECB Occasional Paper Series. No 194.
21.Hanke S.H., Jonung L., Schuler K. (1993) Russian Currency and Finance: A Currency Board Approach to Reform, London: Routledge.
22.Hanke S.H., Schuler K. (1994) Currency Boards for Developing Countries: A Handbook, San Francisco: Institute for Contemporary Studies Press.
23.IMF (2) (2019). Capital Flows - Review of Experience with the Institutional View. International Monetary Fund. Policy Paper, pp. 15-17.
24.Laeven L., Valencia F. (2015) Systemic Banking Crises Database: An Update // International Monetary Fund. IMF Working Paper. No 12/163.
25.Saxena S.C. (2021) Capital Flows, Exchange Rate Regime and Monetary Policy // Bank for International Settlements. BIS Papers. No 35, pp. 81-102.
26.Tokunbo S.O., Lloyd A.A. (2022) Foreign Direct Investment and Exchange Rate Volatility in Nigeria // International Journal of Applied Econometrics and Quantitative Studies. V6-2, pp. 83-110.
27.Андрюшин С. А. (2021) Централизованные и децентрализованные денежные системы // Вопросы теоретической экономики. № 1. С. 26-49 // https://cyberleninka.ru/article/n/tsen- tralizovannye-i-detsentralizovannye- denezhnye-sistemy/viewer, дата обращения 08.05.2024.
28.Глазьев С.Ю. (2020) Экономика будущего. Есть ли у России шанс? М.: Книжный мир.
29.Головнин М.Ю. (2019) Денежнокредитная политика России в условиях кризиса // Журнал Новой экономической ассоциации. № 1(29). С. 168-174 // https://www.econorus.org/repec/journl/ 2019-29-168-174r.pdf, дата обращения 08.05.2024.
30.Демина Я.В. (2021) Влияние валютной политики на портфельные инвестиции в странах Восточной Азии // Пространственная экономика. № 2. C. 74-91. DOI: 10.14530/se.2021.2.074-091
31.Красавина Л.Н. (2020) Реформы мировых валютных систем: ретроспективный и актуальный анализ // Деньги и кредит. № 4. С. 14-23 // https://rjmf. econs.online/upload/iblock/87f/87fbd1c0 0a44a651780e431875ad3c3b.pdf, дата обращения 08.05.2024.
32.Кудрин А.Л., Горюнов Е.Л., Трунин П.В. (2020) Кредитная политика: мифы и реальность // Вопросы экономики. № 5. С. 5-28. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-5-5-28
33.Ольховик В.В. (2019) Моделирование влияния прямых иностранных инвестиций на экономический рост России, Украины и Казахстана // Финансовая аналитика: решения и проблемы. № 27. C. 26-39 // https://cyberleninka. ru/article/n/modelirovanie-vliyaniya- pryamyh-inostrannyh-investitsiy-na-eko- nomicheskiy-rost-rossii-ukrainy-i-kazah- stana/viewer, дата обращения 08.05.2024.