Фрагмент для ознакомления
2
Истоки контрабанды можно проследить до экономического роста страны, как с точки зрения внутренней, так и международной торговли, а также таможенных правил.
Статья 188 УК РФ определяет «контрабанду» согласно статье 219 Таможенного кодекса от 18 июня 1993 года.
При рассмотрении темы контрабанды важно учитывать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, который устанавливает единую таможенную территорию в рамках ЕврАзЭС. Кроме того, актуальным является Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и последующее создание таможенной территории ЕАЭС. Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12 даны разъяснения по судебной практике по делам о контрабанде.
Контрабанда, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, — это незаконный перенос запрещенных товаров через национальную или таможенную границу.
Кроме того, статьи 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ не содержат какой-либо конкретной информации о запрещенных способах перевозки контрабанды через эти границы.
Единственная общая черта всех методов — это запрет.
Для выяснения законности способов пересечения этих границ решающее значение имеет понимание нормативных законодательных актов, регулирующих перемещение соответствующих объектов через таможенную или государственную границу.
Крайне важно подчеркнуть, что действующий Уголовный кодекс устанавливает ответственность за два отдельных вида контрабанды, в зависимости от того, где совершено деяние.
Яркими показателями объективной стороны контрабанды, наблюдаемой на месте преступления и за которую УК РФ предусматривает юридическую ответственность, являются: статьи 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 законодательства Российской Федерации запрещают незаконную передачу контрабанда товаров через государственную границу с государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сюда входит контрабандная деятельность, связанная с незаконным перемещением контрабандных товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза.
Имеется в виду деяние по незаконному вывозу запрещенных товаров за пределы Таможенного союза, предусмотренное статьей 200.2 УК РФ (без ссылки на ЕврАзЭС).
При участии в любой из указанных тайных действий существует несколько методов совершения серьезного преступления.
Тем не менее, существует недостаток понимания точного значения термина «незаконность», его важности и характера незаконного пересечения границ.
Для эффективного преодоления этих трудностей необходимо не просто зависеть от государственных нормативных правовых актов России, а обращаться к международным договорам, актам ЕврАзЭС и ЕАЭС.
В настоящее время действуют соответствующие международные договоры и акты, регулирующие перемещение товаров через таможенную границу ЕврАзЭС (ЕАЭС).
Постановлением №12 даны разъяснения относительно контрабандной деятельности, связанной с использованием поддельных документов, содержащих ложную информацию о товарах или других предметах. Таможенный орган может рассматривать представление таких документов как основание или условие перемещения или размещения товаров или иных предметов, предусмотренных статьей 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. В этих поддельных документах могут содержаться неточные сведения, такие как наименование, описание и классификационный код по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, а также страна происхождения, отправления, таможенная стоимость и описание упаковки.
1.2 Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период
Постоянная нехватка потребительских товаров местного производства является основной социально-экономической причиной, приводящей к контрабанде. На динамику преступности также влияют международные элементы. Значительные причины, способствующие этому, включают появление корыстного поведения, растущее социальное разделение между различными демографическими группами, а также концентрацию денег и активов во владении нескольких избранных людей.
Сделки по вывозу и последующей покупке товаров распространены среди граждан России. Данные операции влекут за собой незаконный перевод денежных средств за границу для приобретения товаров, которые будут незаконно ввезены в Российскую Федерацию. С другой стороны, иностранные граждане придают большее значение деятельности «импорт для экспорта».
Увеличение импорта и экспорта сырьевых товаров можно объяснить растущей активностью России в мировой экономике. Осуществление внешнеторговых операций приводит к увеличению валютных поступлений, что способствует пополнению государственного бюджета и формированию внутреннего рынка. Эти изменения в сочетании с отсутствием надзора и порой недостаточной эффективностью правоохранительных органов приводят к расширению контрабанды. Условия в Российской Федерации продолжают создавать проблемы, особенно на государственных и таможенных границах, в крупных городах, а также на воздушных, железнодорожных и морских маршрутах перевозки товаров. Несмотря на активные усилия государственных органов, таких как Государственный таможенный комитет, МВД, Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба и других, по борьбе с этой преступностью, проблемы сохраняются.
Несколько факторов ускоряют процесс контрабанды. В настоящее время границы Российской Федерации уязвимы и легкодоступны в силу ряда факторов. К ним относятся, среди прочего, отсутствие строгого пограничного и таможенного контроля, прозрачность границ, недостаточная развитость правовой базы, регулирующей деятельность таможенных органов, а также нечеткая координация с территориальными правоохранительными органами.
Контрабандисты используют различные приемы для воспрепятствования перемещению товаров через таможенную границу, такие как: ─ использование поддельных таможенных деклараций, лицензий или разрешений, выданных государственными органами, а также других документов, дающих разрешение на перемещение товаров через границу; ─ Получение лицензий или разрешений обманным путем у таможенников; ─ Предъявление поддельных документов на товары, незаконно изъятые из чужого владения. Право на приоритетную или неограниченную доставку товаров под другим наименованием, а также на использование документации.
Иногда контрабандисты прибегают к тактике, заключающейся в контрабанде одного предмета через границу, выдавая себя за другой. Этот метод контрабанды предполагает незаконный вывоз стратегически важных товаров из России путем ложного представления их как другого вида продукции. Организация-декларант и персонал по оформлению грузов обычно работают вместе для выполнения этой деятельности.
Сырье часто пересекает международные границы под видом готовой продукции. В таких ситуациях контрабандисты пытаются обмануть лиц, находящихся у власти. Крайне важно иметь документацию, в которой четко указан химический состав предметов, а также профессиональную оценку того, как груз следует классифицировать в этих документах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
3. "Таможенный Кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003).
4. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.11.2003).
5. Федеральный закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 01.04.1993 г. № 4730-I.
6. Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) 4804-1 от 15.04.93. О вывозе и ввозе культурных ценностей.
7. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе".
8. Федеральный закон "Об оружии"от 13.12.1996 N 150-ФЗ (принят ГД ФС РФ 13.11.1996).
9. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
10. Азаренкова Е. А., Осипов В. А. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: проблемы правоприменения //Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – №. 4. – С. 80-83.
11. Богачев И. Д. Уголовно-правовая характеристика контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий //Студенческий вестник. – 2020. – №. 19-3. – С. 57-58.
12. Букалерова Л. А., Зайнуллина З. Ф. Особенности квалификации контрабанды наличных денежных средств, денежных инструментов, алкогольной продукции и табачных изделий //Проблемы экономики и юридической практики. – 2018. – №. 2. – С. 184-187.
13. Жеребцов А. П. Вопросы квалификации контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий //Российское право: образование, практика, наука. – 2016. – №. 1 (91). – С. 20-24.
14. Зайнуллина З. Ф. Уголовно-правовое противодействие контрабанде наличных денежных средств, денежных инструментов, алкогольной продукции и табачных изделий : дис. – М. : ЗФ Зайнуллина, 2018.
15. Зайцев О. А., Нудель С. Л. Уголовно-правовая ситуация в области обеспечения экономической безопасности: состояние и перспективы //Вестник Томского государственного университета. Право. – 2021. – №. 42. – С. 34-49.
16. Игнатова Н. А., Никольская А. Г. Уголовно-правовая характеристика субъективной стороны контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий //Актуальные проблемы административной юрисдикционной деятельности таможенной администрации и противодействия таможенной преступности. – 2018. – С. 83-88.
17. Капустина А. В. Проблемы установления стоимости этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как предметов преступлений //Право и государство: теория и практика. – 2023. – №. 7 (223). – С. 378-380.
18. Кузнецов Д. А. Контрабанда алкоголя и табачных изделий: Перспективы совершенствования состава //Редакционная коллегия: Главный редактор (учредитель) ИП Всяких Максим Владимирович, кандидат экономических наук. – 2019. – С. 44.
19. Лашманова А. А. Актуальные вопросы соотношения и разграничения смежных составов административных правонарушений и преступлений //Развитие таможенного дела Российской Федерации: дальневосточный вектор. – 2022. – №. 3. – С. 119-125.
20. Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). – Wolters Kluwer Russia, 2006.
21. Макушева Е. В., Рахматулин З. Р. Отдельные аспекты уголовно-правовой характеристики и квалификации контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий //Научный журнал «Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века». – 2017. – С. 358.
22. Мальцагов И. Д. Проблемы уголовной ответственности за контрабанду алкогольной продукции и табачных изделий //Вестник Чеченского государственного университета. – 2021. – №. 2. – С. 81-84.
23. Смирнов В. А. Актуальность криминологического и уголовно-правового исследования таможенных преступлений на современном этапе //Science Time. – 2015. – №. 10 (22). – С. 325-330.
24. Тюнин В. и др. К вопросу о криминализации контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий //Вопросы правовой теории и практики. – 2016. – С. 101-107.
25. Федоров А. В. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (научно-практический комментарий ст. 200.2 УК РФ) //Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. – 2020. – №. 3. – С. 17-37.
26. Федоров А. В. Предметы контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий //Российский следователь. – 2017. – №. 22. – С. 3-13.
27. Хайруллина Р. Г. Уголовно-правовая характеристика контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий //В мире научных открытий. – 2015. – №. 9. – С. 190-194.
28. Шайдуллина Э. Д. Контрабанда алкогольной продукции (ст. 188 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации //Russian Journal of Economics and Law. – 2011. – №. 2 (18). – С. 255-260.
29. Шайдуллина Э. Д. Контрабанда алкогольной продукции (ст. 200. 2 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации //Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2016. – №. 1 (23). – С. 26-29.
30. Шестакова А. С. Уголовно-правовая характеристика контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий //Интернаука. – 2019. – Т. 21. – №. 103 часть 3. – С. 26.