Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование письменных навыков является одним из аспектов общего развития детей. Способность человека выражать речевое содержание с помощью графических знаков считается важным навыком в современном мире.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» полностью регулирует отношения в сфере образования, отдавая приоритет инклюзивному образованию по различным направлениям, в том числе обучению инвалидов, управлению образовательными потребностями и определению организационных особенностей образовательного процесса и индивидуальный подход к воспитанию каждого ребенка. Закон определяет возможность адаптации образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей инвалидов и обеспечивает их право на образование [1].
Психофизиологические дефициты у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР) приводят к проблемам в развитии письменных навыков.
Согласно Федеральной адаптированной образовательной программе обучающиеся с ОНР в процессе обучения должно сформировать психофизиологические, психологические, лингвистические уровни, обеспечивающие овладение чтением и письмом; овладеть письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма) [2]. Все это является сложной задачей для данной группы обучающихся, так как наличие у детей речевой патологии приводит к значительным трудностям в обучении.
С учетом механизмов формирования и развития письменной речи у младших школьников с ОНР можно выделить предпосылки недоразвития различных сторон речи и психики. Данный факт свидетельствует о том, что в процессе логопедической работы необходимо воздействовать на неречевые и речевые функции детей для правильного формирования письма [9].
В процессе формирования письменных навыков у обучающихся с ОНР необходимо использовать различные занимательные задания, которые позволяют вызывать интерес у обучающихся, воздействовать на их психические качества, т.е. тренировать мышление, внимание, память, развивать навыки мелкой моторики кистей рук. Все это оказывает благоприятное развитие на развитие речи. Одним их таких занимательных заданий могут выступать использование занимательных прописей на уроках.
Все вышесказанное обусловило актуальность разработки настоящего проекта.
Объект исследования — процесс формирования письменных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – разработка проекта по формированию письменных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования — разработать учебный проект «Занимательные прописи для младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития: тренируем руку, развиваем речь», направленный на формирование письменных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности письменной речи в младшем школьном возрасте;
2. Описать особенности письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи;
3. Провести диагностику уровня сформированности письменных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи;
4. Разработать проект «Занимательные прописи для младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития: тренируем руку, развиваем речь», направленный на формирование письменных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
-теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: педагогическая диагностика, качественный и количественный анализ результатов.
База исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный проект «Занимательные прописи для младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития: тренируем руку, развиваем речь», направленный на формирование письменных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи, может быть использовать учителями начальной школы, логопедами.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретический раздел
1.1. Понятие «письменная речь» в современной литературе
Процесс письма - сложная деятельность, включающая в свой состав ряд психофизиологических компонентов. В нём задействованы различные анализаторы. Это сложный процесс, который подразумевает последовательный алгоритм работы речезрительного, речеслухового, двигательного и речедвигательного анализаторов [3].
В основе процесса формирования письменной речи положена двигательная деятельность.
Развитие двигательного навыка – это работа смысловой цепочки, в которой невозможно отделить отдельные смысловые звенья или соединить их порядок. Двигательный навык сам по себе представляет собой очень сложную структуру: он всегда делится на ведущий и фоновые уровни, вспомогательные звенья, фон в истинном смысле этого слова, автоматизацию и перекодирование разных уровней и т. д. Процесс ее формирования представляет собой не что иное, как качественную структуру [5]
По мнению Н.Г. Агарковой, моторика письма – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие описывать звуки и сочетания языка [3].
А.К. Аксенова объясняла, что двигательный навык письма представляет собой сложное языково-двигательное действие, которое выражается в виде речи (разума), с одной стороны, и движения, с другой [5].
По мнению И.Н. Садовниковой, процессом письма управляют различные отделы коры головного мозга, но они играют неодинаковую роль при разных видах письма. К старшему дошкольному возрасту лобные доли учащихся не развиты в совершенстве, что, в свою очередь, усложняет процесс овладения письмом [15].
Процесс формирования письменных моторных навыков в значительной степени зависит от таких функций, как зрительно-слухово-моторная координация. С.Е. Гаврина, Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новиков, Н.В. Новоторцева и ряд других учёных доказали, что процесс формирования системы связи между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами зависит от следующих аспектов:
― зрительный и двигательный контроль;
― координация движений;
― пространственное восприятие;
― сформированность пространственных представлений;
― чувство ритма;
― «умелость рук»;
― внимательность, которая требуется для предотвращения графических ошибок и ошибок;
― зрительное внимание [9].
Развитие моторики письма зависит от таких компонентов, как развитость общей и мелкой моторики, последовательная организация движений, сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти. Поэтому ещё с младшего дошкольного возраста очень важно развивать мелкую моторику рук, память и глазомер.
Важным условием полного овладения учащимися графомоторными навыками является хорошее развитие двигательного компонента двигательного анализатора и выполнение точных и сложных движений рук.
Физиологической основой данных достижений является дифференциация слуховых, зрительных и кинестетических раздражителей, связанных с письмом, концентрация возбуждения и торможения в соответствующих границах двигательных областей коры, уравновешивание возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм и их комбинации, и образование множества временных связей [9].
С психологической точки зрения можно сказать, что дети овладевают умением ставить основные графические задачи, учатся контролировать процесс их решения и успешно их выполнять, не только овладев умением управлять собственными движениями, но и способностью контролировать внимание.
1.2 Особенности проявления нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи представляет собой обобщенную группу речевых патологий, при которых речь ребенка значительно искажена во всех ее компонентах – дети неправильно произносят слова, имеют слабый словарный запас, не могут самостоятельно и правильно формулировать свои мысли, допускают ошибки в словоизменении и словообразовании. Подобные данные представлены в работах В.К. Воробьевой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой и мн. др. [10].
У детей с ОНР развитие моторики оказывает отрицательного влияния на навыки письма, но и затрудняет их адаптацию к школе. Нередко в структуре нарушений письма у этих детей наблюдается сочетание совершенствования высших когнитивных функций движения рук (вербальных и невербальных), динамического и кинестетического праксиса [8].
Исследования показали, что дети ОНР являются достаточно полиморфной группой, но, несмотря на значительные различия в уровни формирования различных сторон речи, у детей имеются общие черты:
- трудности в восприятии и воспроизводстве звуков;
- нарушение слоговой структуры речи;
- низкий качественный и количественный рост словаря;
- большое число грамматических ошибок;
- низкий уровень развития психических процессов (память, внимание, восприятие);
- нарушение артикуляционной моторики [7], [10].
Фрагмент для ознакомления
3
Законодательно-нормативные документы
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» в редакции от 04.08.2023. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения 05.05.2024).
2. Федеральная адаптированная образования программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи URL: https://lih1.otdelobr.ru/wp-content/uploads/2023/10/faop-tnr-noo-5.1-i-5.-2.pdf (дата обращения 05.05.2024).
Книги и статьи
3. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Н.Г. Агаркова Начальная школа. - №4. - 2009. - 117 с.
4. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т.В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. М.Г. Храковской. – Москва: Издательство, 2004. - 93 с.
5. Брунов, Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие / Б.П. Брунов. – Красноярск : Издательство, 2016. – 158 с.
6. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель – Москва : Издательство, 2005. – 114 с. - ISBN 978-5-17-122008-2.
7. Визель, Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. Пособие / Т.Г. Визель. – Москва : Астрель, 2005. – 127 с. - ISBN 5-17-031208-3.
8. Граник, Г.Г. Психологические механизмы формирования грамотного письма/ Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1988. – С. 305 -361.
9. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – Москва : Владос, 2001. – 336 с. - ISBN 978–5–4441–0087–5.
10. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова. Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Москва : Эксмо. 2018. - 288 с. - ISBN 978-5-69-948294-8.
11. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина // Начальная школа. - 1999. - 17с.
12. Калягин, В.А. Логопсихология / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – Москва : Издательство, 2006. – 96 с. - ISBN 5-7695-1243-1
13. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — Москва : Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
14. Логинова Е.А. Нарушения письма у учащихся младших классов с задержкой психического развития: Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. Ленинград, 1990. 208 с.
15. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с. - ISBN 5-691-01357-2.
16. Начальная школа: Обучение письму: Методика В.А. Илюхиной: Книга для учителя. – Москва : Первое сентября, 2003. - 256с. - ISBN 5-8246-0119-4.