Фрагмент для ознакомления
2
Семья является малой социальной группой, которая играет важную роль в жизни ребенка. В связи с этим важно формировать у детей представления о семье.
Семья – предмет исследования многих наук, среди которых особенности следует выделить философию, педагогику, психологию и социологию.
Первые научные представления о семье сложились в философии. Важную роль семьи в формировании личности отмечали философы античности. В работах Аристотела и Платон отмечалось, что семья – это объединение людей, выполняющее важные функции в воспитании подрастающего поколения [2].
Семья в социологии рассматривается как малая социальная группа и как социальный институт. Ему свойственны определенные социальные нормы, правила поведения, права и обязанности членов семьи. Существенными особенностями семьи являются разнообразный характер социальных связей (детско-родительские, супружеские отношения), общность быта, родство, взаимная моральная ответственность [4].
Семье присущи определенные функции, которые важны для общества и для жизни каждого человека. На функции семьи влияют следующие факторы: требования общества, семейное право, нормы морали, помощь государства. Одной из важнейших функций, в которой закладывается духовное воспроизводство населения на всех возрастных этапах, является воспитательная функция. Именно семья дает ребенку первый социальный опыт, через который ребенок усваивает принятые в определенном обществе нормы и правила поведения, социокультурные ценности.
В педагогике семья рассматривается как институт воспитания ребенка, существует отдельное направление – семейная педагогика, которая изучает закономерности воспитания детей в семье. Семейное воспитание рассматривается как воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их замещающими. Педагогику интересует семья как «первый и самый мощный институт воспитания личности» [13].
Семья в дошкольной педагогике рассматривается как социальная среда, в которой происходит процесс воспитания ребенка дошкощльного возраста. Одной из задач педагогов дошкольной образовательной организации является формирование представлений о семье у детей, вовлечение родителей в совместную деятельность и взаимодействие, просвещение по различным вопросам, связанным с воспитанием дошкольников [10].
В психологии на первый план выступают особенности межличностного взаимодействия членов семьи, различных типов семей, видов семейного воспитания, детско-родительских и супружеских отношений. Внимание уделяется вопросам сохранения психологического здоровья детей в семье, нормализация отношений.
В.В. Щетинина подчеркивает, что семья является первичной моделью социальных отношений между людьми, средством воспитания, освоения эталонов мужских и женских качеств, различных социальных ролей. Взаимоотношения родителей выступают для дошкольников образцом и примером межличностного взаимодействия, на основании которого дети действуют и в дальнейшем переносят в свою собственную семью [19].
У детей в семье в процессе непосредственного наблюдения семейных отношений, в ходе семейного воспитания, а также в результате целенаправленной педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации формируются картина мира, в которую входят представления о семье.
Рассмотрим сущность понятия «представление» в психолого-педагогической науке.
По мнению Т.И. Юрченко, Е.А. Воронич, представление – это обобщенный образ, который формируется в сознании человека в результате освоения знаний, обобщения социального опыта, воспроизведения посредством познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память и мышление) [20].
В.Н. Дружинин также считает, что представление – это обобщенный образ каких-либо смыслов и значений, наглядный образ предмета или явления окружающего мира, который возникает в результате действия на органы чувств внешних раздражителей. Полученные сигналы перерабатываются и формируются в соответствующие образы [6].
Представления – это отражение стимульных событий в сознании личности и их когнитивно-эмоциональная переработка. В данном определении подчеркивается важность не только когнитивного компонента, но и эмоционального. Формирование представлений формируется в процессе деятельности, что отражено в концепции культурно-исторического развития Л.С. Выготского [18].
У детей в процессе обучения и воспитания, а также в результате стихийного воздействия внешней социальной среды формируются различные виды представлений. Среди них можно выделить представления о семье. Под ними И.Н. Валгасова, М.В. Верещагина понимают обобщенный образ детей о семье как группе, об отношениях внутри семьи, правах и обязанностях членов семьи, нормах и правилах поведения [3].
Е.М. Корж считает, что представления о семье – это комплекс знаний о семье, семейных отношениях и семейных ценностях, эмоциональное отношение к семье, к членам семьи, знания о правилах поведения в семье, ответственности перед членами семьи, готовность к реализации различных социальных ролей [12].
М.Ю. Новицкая в структуру представлений о семье у детей дошкольного возраста включает комплекс важных личностных качеств. Это положительное отношение к родителям и членам семьи, инициатива и самостоятельность в общении с близкими, эмоциональная отзывчивость как способность понимать эмоции и чувства членов семьи, способность взаимодействовать с ними [13].
О.В. Дыбина в структуре представлений о семье детей дошкольного возраста выделяет четыре основных компонента – интеллектуальный (познавательный), эмоциональный (чувственный), мотивационный (потребностный), поведенческий (деятельностный) [7].
Интеллектуальный компонент представлений о семье детей дошкольного возраста включает в себя знания о семье как малой группе, о нормах и семейных ценностях, о способах взаимодействия и поведения, общения с членами семьи.
Представления о семье включают:
– знания о том, что такое семья, какие существуют правила взаимоотношений в семье (любовь друг к другу, уважение, забота), знания о правилах поведения в семье (совместный труд, отдых, семейные традиции, права и обязанности);
– знания о прошлом семьи, ее родословной, традициях, обычаях, ценностях, которые передаются из поколения в поколение, знания о своих родственниках, бабушках и дедушках, других членов семьи, прадедах, их профессиях и др.;
– знания о важности семьи, понимание ценности семьи для человека, о том, что семья всегда позаботится, защитит, укроет, поможет в решении различных проблем, окажет содействие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безродная, Е.А. Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Безродная, С.В. Новикова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2021. – № 2 (71). – С. 64–66.
2. Бодрова, Е.А. Формирование образа семьи у дошкольников / Е.А. Бодрова [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obraza-semi-u-doshkolnikov (дата обращения: 28.04.2023).
3. Валгасова, И.Н. К проблеме изучения представлений о семье и семейных отношениях в отечественной психологии [Текст] / И.Н. Валгасова, М.В. Верещагина // Образовательный вестник Сознание. – 2021. – Т. 23, № 11. – С. 39–45.
4. Вишнякова, А.С. История семьи как средство формирования представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста: теоретический аспект [Текст] / А.С. Вишнякова // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2019. – № 5 (9). – С. 68–76.
5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В.И. Логинова; под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 1996. – 244 с.
6. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
7. Дыбина, О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи [Текст]: учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 77 с.
8. Ефремова, И.Г. Значение приобщения к семейным традициям детей старшего дошкольного возраста в формировании ценностных представлений о семье [Текст] / И.Г. Ефремова, О.А. Качан, Л.И. Максимова // Современное образование: традиции и инновации. – 2019. – № 4. – С. 129–132.
9. Иванова, Н.В. Изучение представлений дошкольников о семье как компонента детской картины мира / Н.В. Иванова [Электронный ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-predstavleniy-doshkolnikov-o-semie-kak-komponenta-detskoy-kartiny-mira (дата обращения: 28.04.2023).
10. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет [Текст] / Т.И. Доронова, Л.Г. Госубева, Н. А. Гордова. – М.: Просвещение, 2002. – 143 с.
11. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника [Текст] / под ред. Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой, Е.П. Арнаутовой. – М.: Карапуз, 2001. – 303 с.
12. Корж, Е.М. К вопросу о формировании представлений о ценности семьи в современном мире [Текст] / Е.М. Корж // Мир образования – образование в мире. – 2021. – № 2 (82). – С. 154–157.
13. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М.Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
14. Ржанова, И.Е. Представления о семье у старших дошкольников / И.Е. Ржанова, О.С. Алексеева, А.Я. Фоминых [Электронный ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-semie-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 28.04.2023).
15. Селезнёва, Е.А. Анализ представлений дошкольников о семье и семейных ценностях [Текст] / Е.А. Селезнёва // Антропологическая дидактика и воспитание. – 2022. – Т. 5. № 3. – С. 163–174.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2022. – 24 с.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2023 года [Текст]. – М.: Эксмо, 2023. – 224 с.
18. Шестопалова, А.П. Особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.П. Шестопалова // Наука через призму времени. – 2018. – № 2 (11). – С. 120–122.
19. Щетинина, В.В. К вопросу о формировании семейных ценностей у детей дошкольного возраста [Текст] / В.В. Щетинина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста. – Тольятти: ТГУ, 2008. – С. 64–75.
20. Юрченко, Т.И. Представление о семье в научной литературе [Текст] / Т.И. Юрченко, Е.А. Воронич // Альманах мировой науки. – 2016. – № 2-2 (5). – С. 110–111.