Фрагмент для ознакомления
2
Законность — требование строгого и неуклонного соблюдения всеми субъектами права законов и иных нормативных актов в целях достижения прочного правопорядка.
Законность представляется как особое социальное явление, неразрывно связанное с правом и его выражением в реальной жизни, является необходи-мым условием гармоничного функционирования правового государства и гражданского общества, охватывает все стороны жизни права, его действен-ность, регулирование общественной и государственной жизни.
В демократических государствах обычно провозглашается верховен-ство и прямое действие Конституции и конституционного права. Однако сто-ит отметить, что «зачастую Конституция и конституционные права общества в некоторых странах Запада попираются и доказать что-либо в сложившихся условиях становится очень непросто, несмотря на попытки обеспечения си-стемы защиты этих самых прав» .
В целях обеспечения законности как самого главного элемента госу-дарственного управления в демократическом государстве, важное место приобретает роль законов и Конституции как основа социального и правово-го государства, а также гражданского общества.
Именно для обеспечения центральной роли, объединяющей всю систе-му законов и иных нормативно-правовых актов государства, и существуют Конституции как главные законы внутри правовой системы конкретного гос-ударства. В разработке учения о законности юристами можно выделить не-сколько этапов. На первом этапе законность понималась в сугубо позити-вистском ключе как неуклонного соблюдения закона. На втором этапе выде-лились две основные трактовки законности .
Нам представляется, что в понятие законности можно включить возве-дение в ранг закона естественные права человека, которые исходят от при-роды человека, как естественная потребность.
Согласно одной из них, законность состоит в требовании неукосни-тельного соблюдения законодательных предписаний всеми субъектами пра-ва. Сторонники второй трактовки, соглашаясь с тем, что требование право-мерного поведения адресатов является важной составляющей режима закон-ности, полагали, что данное требование относится, прежде всего, к деятель-ности государственных органов и должностных лиц .
Другим камнем преткновения была предметная сфера законности, т.е. «объем рассматриваемых нормативных актов: только законы и/или подза-конные акты, т.е. совершались попытки определить содержание понятия «за-конодательство» .
Разные авторы в своих работах стараются дать свои мысли подходы к определению законности. Так, В. С. Нерсесянц определяет «правовую закон-ность как точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований право-вого закона всеми субъектами права» .
С. А. Комаров указывает, что «содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осу-ществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения» .
Таким образом, у законности в целом имеется несколько составных элементов:
- наличие требования соблюдения и исполнения норм права всеми субъектами;
- наличие в обществе таких отношений, при которых все участники общественных отношений соблюдают установленные законом правила пове-дения;
- наличие метода осуществления государственной власти, способа деятельности, поведения субъектов общественных отношений.
На основании сравнительного анализа доктринальных подходов фор-мулируется авторское определение законности как правового режима, со-ставляющего основу правопорядка как формы организации государственной и общественной деятельности.
Законность, как требование точного исполнения законов и обеспечение правопорядка, гарантирует согласованное взаимодействие всех органов гос-ударственной власти, включая правоохранительные структуры.
Большую роль в реализации принципа законности играет эффектив-ность правовых норм. Проблемы эффективности правовых норм стали предметом исследований в отечественной науке со второй половины 1950-х гг. При этом сразу следует оговориться, что проблема эффективности в пра-ве не сводится только к эффективности правовых норм. Речь можно вести об эффективности нормативных актов и правовых институтов, эффективности правотворческой и правоприменительной деятельности и правовых проце-дур, эффективности правового воспитания и т.д.
Господствующей концепцией эффективности норм права в отечествен-ной науке стала целевая (функционально-целевая), представители которой (В.И. Никитинский, В.Н. Кудрявцев, И.С. Самощенко и др.) трактовали эф-фективность норм права как соотношение между целями, которые ставил за-конодатель, принимая соответствующие нормы, и реально наступившими ре-зультатами .
Целевая концепция эффективности, внесшая большой вклад в разра-ботку соответствующих научных проблем, вместе с тем подвергается и кри-тике по следующим основаниям:
— далеко не каждая норма содержит указание на цели своего изда-ния (да это было бы и нецелесообразно с позиций юридической техники), что осложняет оценку эффективности этих норм;
— норма может преследовать две или более целей (например, нормы об уголовной ответственности направлены на перевоспитание правонаруши-теля, на общую и специальную превенцию, наложение на правонарушителя определенных лишений);
— известно немало норм, которые издавались без расчета на полу-чение какого бы то ни было реального результата, носили чисто пропаган-дистский характер;
— существует немало норм, результаты действия которых трудно или даже невозможно измерить.
Разновидностью целевой концепции может считаться причинно-функционально-целевая, сторонники которой (А.С. Пашков, Л.С. Явич) включали в понятие эффективности также социальную полезность норм, их экономичность, способность влиять на общественные отношения в опреде-ленном направлении . Здесь важно то, что было обращено внимание на необходимость социальной полезности самих поставленных целей. Следует добавить, что если норма права не является социально полезной, не полезны ее цели, то и эффективность такой нормы будет носить социально вредный характер. Так, в СССР с помощью законодательства достаточно эффективно велась борьба с частной предпринимательской деятельностью, что не могло отрицательно не сказаться на его экономике.
Иногда понятие эффективности норм права рассматривалось с социо-логических позиций. Согласно данному подходу, эффективность норм права определяется их вкладом в укрепление правовых начал государственности и в обеспечение максимально возможной меры свободы. Данная трактовка представляет интерес, но вместе с тем порой весьма трудно определить, насколько большой вклад вносит конкретная правовая норма в достижение данных целей.
Так или иначе, социальная оценка целей норм права сегодня несомнен-но важна в контексте формирования социально ориентированного права, защищающего права и свободы человека и гражданина.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 226–ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 415.9.
3. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487–I // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210–ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
5. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3–ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
6. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44–ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. 2016 г. № 1 (ч. II). Ст. 212.
8. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7614.
9. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.
10. Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности: постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 № 587 // Собр. актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 506.
11. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 14.11.2013. № Пр–2685) // http://www.kremlin.ru/acts/ news/19653 (дата обращения: 09.05.2024).
12. Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений: приказ МВД России от 17 апреля № 211. (Зарегистрировано в Минюсте России 3 июня 2013 г. № 28635).
Научная и учебная литература
13. Воронина Л. И., Патюков А. В. Участие граждан в охране общественного порядка: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы V Международной научно–практической конференции. Екатеринбург, 22–23 апреля 2019 г.: в 2–х т. Екатеринбург: изд–во Урал. ун–та, 2019. – Т. 1. – С.56.
14. Голубева Л.А. Конституционная законность и конституционный правопорядок: содержание терминов // Теория и практика современной юридической науки. – 2015. – С. 29–31.
15. Деменчук Д.В. Условия укрепления законности и правопорядка // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования: сборник статей IX Международной научно–практической конференции. – 2016. – С.12–14.
16. Демидов А. В. Законность и правопорядок как теоретико–правовые категории // Журнал «Новая наука: теоретический и практический взгляд». – 2018. – № 3. – С. 213–215
17. Демидов А. В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Международный научный журнал «Инновационная наука». – Уфа. 2016. – № 1. – С. 122–124.
18. Демидов А.В. Законность и правопорядок как теоретико–правовые категории // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 3–2. – С. 213–215.
19. Духно Н.А. Правопорядок в современной России // Аграрное и земельное право. – М., 2014. – С.12.
20. Зуев А.В., Егорова У.И. Проблемные аспекты законности и правопорядка в современной России // Журнал «Заметки ученого». – 2022. – № 1–1. – С. 384–387.
21. Казакова П.А. Законность и правопорядок // Журнал «Аллея науки». – 2019.– Т. 1. – № 4 (31). – С. 546–548.
22. Каплунов А.И. О соотношении понятий законности и правомерности применения мер государственного принуждения // В сборнике: Байкальские компаративистские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Отв. редактор И.А. Минникес. – Иркутск, 2023. – С. 261-267.
23. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. – СПб. : Издательство Юридического института (Санкт – Петербург), 2001. – С.97.
24. Кононов А. М., Эриашвили Н. Д. К вопросу о возможности приватизации функций публичной власти в сфере внутренних дел // Образование, наука, научные кадры. – 2020. – № 2. – С.34–37.
25. Крутиков А.В. Соотношение понятий законность, правопорядок, общественный порядок // Законность и правопорядок: взгляд сквозь века. Сборник научных статей. – 2020. – С. 173–177.
26. Лапшин В. Е., Свинин Е. В. Обеспечение национальной безопасности как критерий эффективности правопорядка // Ius publicum et privatum: сетевой научно-практический журнал частного и публичного права. – 2023. – № 2 (22). – С. 45-51.
27. Мулукаев Р.С. К вопросу об историческом опыте участия населения в охране общественного порядка. – М.: Труды Академии управления МВД России, 2014. – № 4. – С.56.
28. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Норма : ИНФРА. М, 2014. – 552 с.
29. Петров Д.А. «Приватизация» публичных функций и саморегулирование в сфере предпринимательства: проблемы сопряжения // Гражданское право. – М.: изд. Группа «Юрист». – 2017. – № 5. – С.36.
30. Працко Г.С. Право и законность как основа правопорядка // Философия права. – 2018. – №2. – С. 164–168.
31. Працко Г.С., Тюнина Е.А. Правовой порядок: ценностный аспект // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. – Шахты, 2019. – С. 116–117.
32. Ромашов Р.А., Сальников В.П., Оль П.А. Основы теории государства и права: учебник. – СПб.: Санкт–Петербургский университет МВД России, 2002. – 548 с.
33. Свинин Е. В. Правопорядок как воплощение идей законности и необходимости // Журнал российского права. – 2017. – С. 25–26.
34. Шавленко Д.А. Теоретико-правовые и методологические основы анализа понятия правопорядок // В сборнике: Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием). Таганрог, 2023. С. 550-552.