Фрагмент для ознакомления
2
Творческие способности детей всегда интересовали учёных и исследователей. Проблема развития творческих способностей активно рассматривается и исследуется, начиная с дошкольного образования. В современной образовательной среде, которая, в отличие от традиционной модели обучения, согласно требованиям ФГОС НОО, регламентируется деятельностным и личностно ориентированным подходом в обучении.
Помимо предметного образовательного результата, который рассматривался как образовательный результат в традиционной модели обучения, в виде сформированных знаний, умений и навыков, сегодня школьники должны демонстрировать предметные и метапредметные результаты.
Формирования предметных образовательных результатов может быть рассмотрено как получение знаний, умений, навыков и компетенций по учебным предметам. Метапредметные результаты рассматриваются как сформированные группы универсальных учебных действий (УУД), в виде групп личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Все они должны быть сформированы у ребёнка, в том числе, в условиях внеурочной деятельности. Благодаря такого рода созданных условий, у ребёнка всегда есть возможность индивидуального развития комплекса различных способностей, в том числе, творческих [8].
Под творческими способностями понимают индивидуальную способность и готовность человека принимать различного рода нестандартные решения. Субъект способен принимать и создавать принципиально новые идеи в какой-либо области. Это может быть нестандартное решение старой проблемы, или может быть найден выход из какой-либо ситуации. Одна и та же обстановка, может быть использована иным образом. Это могут быть творческие решения в области художественной деятельности, рисовании, музыке, и др.
Исследованиями в области творческой деятельности занимались отечественные и зарубежные учёные и исследователи, ДЖ. Гилфорд, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский и др. По мнению В.А. Сухомлинского, дети всегда должны жить в творческой атмосфере сказки, игры, музыки, красоты.
Прежде чем говорить об успешности развития творческих способностей, необходимо рассмотреть условия, в которых возможно их развитие.
Сухомлинский считал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Для развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста необходимо создать ряд условий. Прежде всего, необходимо вовлечь ребенка в творческую деятельность.
Воспитание и развитие должно охватывать все виды деятельности: урочную и внеурочную. Развитию творческой личности способствуют занятия декоративно-прикладным творчеством. Изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса.
Современная образовательная среда реализуется сегодня в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Каждая образовательная ступень, начиная от дошкольной образовательной организации и заканчивая вузом, обучается в соответствии с требованиями ФГОС своей ступени.
Младшие школьники обучаются, согласно требованиям ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО). Согласно ФГОС, нагрузка внеурочной деятельности учеников составляет до 10 часов в неделю. Это хорошая возможность развития активной и способной личности каждого ученика.
Можно говорить о том, что развитие творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Для этого необходимо, чтобы в школе была создана творческая и психологически комфортная атмосфера для ребёнка. При этом, детям необходимо обеспечить самостоятельность и свободу выбора в процессе творческой деятельности [19].
Отдельные учёные не признают врожденность способностей и не отрицают при этом природных предпосылок к развитию способностей. В современной психологии сформулированы различные подходы к исследованию способностей человека. Исследователи чаще рассматривают дифференциально-психологический подход, когда подчеркивается различие людей в их способностях.
При этом всё чаще используют личностно ориентированный подход, поскольку в основе ФГОС лежат системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Личностно- деятельный подход определяет способности субъекта как совокупность свойств личности влияющих на эффективность его деятельности [5].
Б.М. Теплов определял способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти особенности имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способность субъекта не сводится к наличию знаний, умений, навыков. Но отмечено, что присутствует легкость и быстрота приобретения знаний и навыков. А.Г. Ковалев писал, что не все свойства или качества личности следует включать в понятие способностей [16]. Под способностями следует понимать совокупность свойств, необходимых для успешной деятельности, включая систему личностных отношений, а также эмоциональные и волевые особенности человека.
Задатки - это одно из условий формирования способностей субъекта, но они не предопределяют и не гарантируют их появления и развития. Возникая как природные задатки, способности развиваются в процессе деятельности и под ее воздействием. При этом можно рассматривать структуру способностей, куда входят учебные и творческие способности.
Под учебными способностями понимают способности, связанные с усвоением известных способов выполнения деятельности и приобретением знаний, умений и навыков. Под творческими способностями понимают способности, которые связаны с нахождением новых способов выполнения деятельности и с созданием чего-либо нового и оригинального. Развитие творческих способностей у детей предполагает формирование важных умственных и практических действий в виде определенных умений и навыков.
К ним можно отнести:
-умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, думать;
-самостоятельно выдвигать и решать новые задачи;
-развитие образного мышления, воображения, восприятия. Способности человека характеризуются качественными и количественными признаками.
Качественные признаки представляют собой набор свойств личности, которые можно описать и которые способствуют успеху в общей деятельности человека. Количественные аспекты определяют уровень выраженности некоторых способностей человека, которые можно диагностировать и выявлять их динамику развития.
Каждый нормально развивающийся и психически здоровый ребенок имеет общие умственные способности. Это позволяет ему успешно учиться в школе. По общим способностям можно определить интеллектуальное развитие человека. Практически у каждого человека есть какие-либо иные, или специальные способности, которые позволяют субъекту выполнять особый вид деятельности. Это может быть музыкальная деятельность, художественная, спортивная и др. В зависимости от предпочтений и способностей человека, он может сильно тяготеть к какому-либо одному виду специальной деятельности. В этом случае исследователи говорят про задатки и наклонности субъекта [20].
Исследователь В.Н. Дружинин писал, что под творчеством ребёнка младшего школьного возраста младшего школьника, следует понимать создание новых образов при занятии знакомыми видами деятельности. К таким видам деятельности он относил театрализацию, изобразительное искусство, литературное чтение текстов и др. При этом, в каждом отдельном случае это будет подразумевать поиск решения какой-либо творческой задачи. Результат при этом должен отличаться от всего остального оригинальностью и новизной. В современной образовательной среде можно часто слышать такое понятие как креативность субъекта, под которой также понимают творческие способности человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондаренко, Т.А. Развитие творческих способностей ребёнка посредством театрального искусства / Т.А. Бондаренко, Е.Н. Бондаренко, Г.Я. Потапова, А.Г. Сорока. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (64). — С. 485-488. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10290/ (дата обращения: 12.05.2024).
2. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
3. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина. - Спб.: издательство Буковского, 2011. - 60 с.
4. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 12.05.2024).
5. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 12.05.2024).
6. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vneurochnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_mladsh?ysclid=ldiya1xlh9760254108 (дата обращения: 12.05.2024).
7. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 12.05.2024).
8. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017. – 80 с.
9. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2013. – 223с.
10. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2016. - No4. – с.15-21.
11. Значение внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://урок.рф/library/znachenie_vneurochnoj_deyatelnosti_v_razvitii_tvorche_203129.html?ysclid=ldiyc2rsfj157861008 (дата обращения: 12.05.2024).
12.. Зденек, М. Учебник по творческому мышлению [Текст] / М. Зденек. – Спб.: Попурри, 2011. – 352 с.
13. Зинченко, В.П. Сознание и творческий акт [Текст] / В.П. Зинченко. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 592 с.
14. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 12.05.202).
15. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
16. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования [Текст] / Н.М. Конышева. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 2010. – 167 с.
17. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 2003. 147 с.
18. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 12.05.2024).
19. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 12.05.2024).
20. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 231.03.2024).
21. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 231.03.2024).
22. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2022. – No9. – С. 19-24.
23. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения математике/ Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2020. – No 7. – С. 208-212.
24. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 231.03.2024).
25. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2019. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 231.03.2024).
26. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 231.03.2024).
27. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 231.03.2024).
28. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2017. – 136 с.