Фрагмент для ознакомления
2
Право не в состоянии функционировать без государства, равно как и государство по отдельности не может существовать без права, т.к. правовые формы организации жизни общества свойственны только государству. Главной и решающей стадией при возникновении права является законотворчество, одновременно признающееся одной из отличительных его особенностей.
Правовой политикой признается политика, основанная на праве. Будучи осознанной и консолидированной, эта политика выражается, главным образом, в законах, конституциях, кодексах, других базовых правовых актах. В правовой литературе отмечается, что правовая политика, несмотря на все разнообразие характерных признаков и определений этого явления, понимается в обществе только в качестве законотворческой политики.
В настоящее время при создании единого правового пространства законодательная власть обращает собственное внимание на объективную потребность построения правовой политики в законотворческой сфере.
Современные разработки исследователей по проблемам правовой политики даже на этапе общей теории права ориентированы, главным образом, на законотворческий процесс, на возможность выражения теоретических концепций в жизни при определенных преобразованиях правовых актов. Проблема законотворческой политики считается одной из наиболее актуальных проблем теории правоведения .
Законотворчество представляет из себя структурную часть законодательного процесса, который между тем считается более широким по объему, включая в себя кроме процедуры формирования, изменения и отмены правовых норм, деятельность, которая связана с созданием и управлением законотворческим процессом (ее нельзя представить без использования государственного влияния), проработку концепции, тенденций законотворчества, задач, целей, приоритетов законотворческой политики.
Субъектом законотворческой деятельности может быть как государство, так и разные общественные силы, во-первых, политические институты. Можно вести речь о законотворчестве определенного государственного органа – Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ, о политике партии или группы лоббистов. Законотворчество государство – это не что иное, как влияние государства на законотворческий процесс, обладающий осмысленным и систематизированным характером.
Законотворческая форма реализации на практике правовой политики главным образом отражает направление и стратегические основы правовой политики. Между тем выделять ее абсолютность, как наиболее важную форму реализации правовой политики, согласно позиции В. Н. Протасова, вряд ли можно признать обоснованным. Общеизвестно, что любые, наиболее справедливые, правдивые и выверенные решения в области законотворчества не будут реализованы полностью, если не будут предусмотрены сильной политикой в области правоприменительной деятельности.
Именно в сфере правоприменительной деятельности реализуется потенциал и сущность законотворчества, именно здесь очень ярко выражается как правовая культура, так и правовой нигилизм, правовое бескультурье.
Между тем, следует отметить, что правоприменительная деятельность представляется возможной только при наличии регламентированной законотворческой основы, т.е. законотворчество, а равно законотворческая политика имеет приоритет в отношении правоприменительной практики. Без правовой базы, созданной по результатам законотворческого процесса, сложившегося под влиянием законотворческой политики, существование и функционирование правоприменительной деятельности не представляется возможным.
В любом случае законотворческая политика предшествует и определяет правоприменительную политику, по этой причине мы придерживаемся позиции, что лидерство в системе имеющихся направлений правовой политики РФ принадлежит законотворческой форме, которая выражается и реализуется в научно обоснованном принятии, изменении и отмене специально уполномоченными органами правовых актов и юридических договоров, в возникновении массива нормативных положений, составляющих регулятивную основу правовой политики. Согласно позиции исследователей, основная проблема здесь заключается не в числе юридических документов, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. А для этого требуется решить задачи законотворческой политики, соблюдать принципы и учитывать приоритеты.
Принципы законотворчества – основные идеи государственно-правового характера, требования, которые выступают в качестве ориентиров, методологической базы законотворческой деятельности. Законотворчество достигает своих целей и соответствует собственному настоящему предназначению только в том случае, когда оно основывается на принципах, реализованных на практике .
К таким принципам относятся:
1) принцип гуманизма, или соответствия законотворческой деятельности гуманистической юридической природе, предполагающий, что принимаемые законотворческим субъектом правовые акты предназначены формировать, защищать человеческие ценности, естественные права человека, правовыми средствами формировать условия и систему претворения их в жизнь;
2) принцип демократизма, которые предполагает признание органом государственной власти или непосредственно самим народом исключительного права на издание законов; демократические механизмы обсуждения и принятия юридических актов, в частности законов (гласность законотворческого процесса, участие граждан в нормотворчестве, применение института общенародных обсуждений законопроектов, освещение процесса нормотворчества в СМИ и т. д.), обнародование законов и других юридических актов;
3) принцип законности, который предполагает, что юридические акты подлежат изданию специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Их принятие базируется на учете принципа разделения властей, а в государстве с федеративным устройством, помимо этого, неукоснительном соблюдении принципа, отграничения предметов ведения и компетенции между органами федерации и органами власти государства субъекта РФ; соответствуют Конституции государства и действующему законодательству; принимаются согласно с установленными законом законотворческими процедурами; внешне выражаются в форме, установленной законодательством, учитывают сформировавшуюся иерархию, либо субординацию, действующих юридических актов;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Нормативные правовые акты Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. // Рос. газ. – 2009. – 21 января.
2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ: в ред. от 30.12.2021 г. // Рос. газ. – 2004. – 30 июня.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: в ред. от 26 февраля 2024 г.// Рос. газ. – 1998. – 12 августа.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ: в ред. от 23 марта 2024 г. // Рос. газ. – 2003. – 8 октября.
5. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление ГД ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД: в ред. от 02.04.2024 г. // Рос. газ. – 1998. – 25 февраля.
6. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление СФ ФС РФ от 30 января 2002 № 33-СФ: в ред. от 28 июля 2023 г. // Парл. газ. – 2002. – 19 февраля.
2.Научная и специальная литература:
7. Абашина А.А. Проблемы законотворчества в современной России // Журнал «Молодой ученый». -2020. - № 49 (339). - С. 159-160.
8. Альханов Н.М. Законотворчество: понятие и значение в государственном строительстве // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей. - 2020. - С. 154-155.
9. Андреева Л.А. К вопросу о нормотворческом процессе // Актуальные проблемы юриспруденции. Сборник научных статей. - 2020. - С. 20-22.
10. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 497 с.
11. Баранов В.А. Федеральный законодательный процесс России // Журнал «Энигма». - 2023. - № 53. - С. 29-32.
12. Батраченко А.Ю. Законотворчество и проблемы его совершенствования // Журнал «Студенческий вестник». - 2021. - № 43-1 (188). - С. 93-96.
13. Войтович В.Ю. Проблема подхода к пониманию правотворчества // Журнал «Наука Удмуртии». - 2022. - № 1 (96). - С. 32-35.
14. Зорина Ю.О., Працко Г.С. Законотворчество и проблемы его совершенствования // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник научных статей. – 2022. – С.84-88
15. Курышев Е.Ю., Алексеев С.О. Инновации и законотворчество // Журнал «Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии». - 2021. - № 4 (4). - С. 71-80
16. Листратов И.В. Правотворчество: понятие, виды, функции и принципы // Журнал «Ученые записки». -2022. - № 1 (41). - С. 91-94.
17. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024.-304 с.
18. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 464 с.
19. Нестеров М.Д. Понятие и стадии законотворчества: законодательный процесс // Актуальные вопросы государственного управления в цифровой трансформации. Сборник научных статей. -2022. – С. 84-85.
20. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 455 с.
21. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум / Р. А. Ромашов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 478 с.
22. Сехин И. В. Принцип своевременности правотворчества: проблемы реализации // Журнал «Актуальные проблемы российского права». — 2020. — Т. 15. — № 2. — С. 26-28
23. Теория государства и права: учебник / под. ред. А.В. Малько — Москва : Проспект, 2022. — 303 с.
24. Трошкина Е.В. Законотворческий процесс: сущность и значение в государственном управлении // Региональное развитие: экономика и социум. Сборник научных статей. - 2022. - С. 241-243.
25. Якунькова В.В., Акишин М.О. Правовые основы законотворчества // Журнал «Актуальные проблемы науки и практики». - 2023. - № 2 (31). - С. 6-10.