Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы: Данное исследование посвящено изучению истории учреждения Российской Академии Художеств, как одного из наиболее известных учебных заведений в области изобразительного искусства. Также, основная цель исследования заключается в описании образовательного процесса в Российской Академии Художеств в период XVIII века. В ходе исследования будут рассмотрены имена и фамилии знаменитых мастеров и преподавателей того времени, которые играли важную роль в развитии учреждения.
Актуальность исследования: тема представленного исследования остаётся актуальной и признанной Российской Академией Художеств и на сегодняшний день. По данным статистики, многие талантливые и креативные личности, прошедшие общеобразовательную школу и затем учебу в художественном училище, стремятся поступить именно в эту академию. Для понимания причин её высокого статуса и популярности, важно обратиться к истории её создания в XVIII веке. Именно этому и посвящено данное исследование.
Проблема данного исследования: как и какую роль сыграло становление Российской Академии Художеств в изобразительном искусстве и художественном образовании в XVIII веке?
Объект исследования: Российская Академия Художеств.
Предмет исследования: становление Российской Академии Художеств и художественное образование в XVIII веке.
Цель исследования: изучить становление художественного образования.
Задачи исследования:
- узнать, когда возникли первые предпосылки создания Академии Художеств;
- узнать о людях, которые поспособствовали этому;
- изучить структуру художественного образования в Академии в XVIII веке;
- рассмотреть имена великих художников и педагогов;
- дать оценку дальнейшего развития Российской Академии Художеств.
Это исследование будет успешным, если:
- будут рассмотрены аспекты, характерные для обучения в Академии изобразительных искусств;
- будет определена важность данной проблематики.
Методологической основой данной работы является комплексный исследовательский подход, будет использован художественно-творческий анализ.
В ходе исследования работы использовалась литература следующих авторов: Ванслов В.В., Бартенев И.А., Б.В. Веймарн, В. Г. Лисовский, Н.М. Молева, Н. М. Молева и Белютин Э. М., Н.Н. Ростовцев, Е.В. Гришина, А.А. Мажаева, Н. М. Провозина. История мировой художественной культуры конца XIX – первой половины XX века. Также использовались и другие авторы. В том числе и такие первоисточники, как Устав Российской академии художеств.
Во всей используемой литературе прослеживается роль и мотивы в истории создании Академии, а также быт и дисциплина воспитания учащихся, основные моменты жизни воспитанников, уклоны на основные принципы и цели и образование Академии художеств .
Глава 1. Создание Академии художеств во второй половине XVIII в.
Параграф 1.1. Исторический контекст создания Академии художеств. Основание Академии художеств.
XVIII век проходил для России под знаком обращения к западным культурным ценностям, заложенным в реформах Петра I.
Просветительская деятельность первого русского императора отразилась, прежде всего на отечественной науке и искусстве.
Новому государству с активно развивающейся промышленностью и торговлей требовались грамотные специалисты: ученые, изобретатели, писатели, деятели искусства. Для правильной и рациональной организации их труда и получения ими профессионального навыка необходим был «институт», занимавшийся этими проблемами непосредственно.
В 1724 году известный русский механик Андрей Нартов обращается к Петру I с проектом учреждения Академии, где говорится об «Императорской Академии художеств, которой здесь в России еще не обретается, без которой художники подлинного о своих художествах основания иметь не могут, и художества не только чтоб для пользы государственной вновь прибавляются, но и старые погасать могут» .
В начале XVIII века в России были предприняты первые попытки создания школы для подготовки национальных художественных кадров, которые тесно связаны с проводимыми Петром I преобразованиями. Именно в период правления Петра появились первые планы, направленные на создание русской художественной школы. Один из таких проектов был сформулирован Петром в 1718 году: «Сделать Академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет».
Этому новому учреждению было дано название, которое было заимствовано из древнегреческой истории - "Академия". Этот термин использовался для обозначения ученого общества, организованного древнегреческим философом Платоном, собрания которого проходили в священной роще, около могилы аттического героя Академа. Несколько лет спустя, Петр I подписал указ о создании "Академии, в которой бы учили языкам, а также прочим наукам и изящным художествам".
Последовавшая вскоре кончина русского царя-реформатора не позволила осуществиться этому проекту на практике, но идея образования Академии оставалась в умах отечественных деятелей науки и искусства.
В 1747 году был создан регламент, согласно которому Академия наук переименовывается в Академию наук и художеств. Первыми членами Академии были преподаватели - архитектор И.-Я. Шумахер, художникперспективист и декоратор Д. Валериани, скульптор Ф.И. Дункер, живописец Н.Э. Гриммель и другие.
С 1748 года в Академии художеств проходят собрания, на которых обсуждаются вопросы, связанные с отечественным искусством.
В 1755 году известный русский просветитель Иван Иванович Шувалов (1727-1797) составляет проект нового учреждения - Императорской Академии художеств. С этой целью он посещает европейские страны, чтобы найти подходящих преподавателей для будущей Академии.
Одновременно директор художественного департамента Я.Я. Штелин готовит свой проект устава Академии художеств при Академии наук, «...даже более обширный и детальный, чем Шуваловский. Это была последняя попытка сосредоточить при Академии наук дело насаждения художеств в России» .
В 1757 году И.И. Шувалов обращается к Правительствующему Сенату с предложением о необходимости создания Академии художеств. В его записке говорится: "...необходимо установить Академию художеств, чьи достижения не только прославят здешнюю Империю, но и принесут значительную пользу государственным и частным предприятиям, за которые иностранные специалисты, имеющие лишь поверхностные знания, получая высокие гонорары, обогащаются и возвращаются, не оставляя ни одного русского специалиста в любой сфере искусства, который бы умел достойно выполнять свои обязанности..." .
Создание Академии художеств было определено в Петербурге - в столице империи, в культурном центре России, где тогда жили и работали лучшие специалисты в области изобразительного искусства и архитектуры, будущие преподаватели Академии художеств.
Приветствуя идеи французского Просвещения, И.И. Шувалов взял за основу для составления Устава будущей Академии художеств регламент Парижской Королевской академии как наиболее прогрессивный для того времени.
В своем проекте И.И. Шувалов четко обозначил основную цель создаваемого им учреждения: профессиональное воспитание художников, скульпторов, архитекторов в России, определив тем самым будущую государственную роль учреждения в художественной жизни страны.
При этом Академия художеств подразумевалась И.И. Шуваловым прежде всего как учебное заведение.
Параграф 1.2. Цели и задачи учреждения. Структура и организация обучения в Академии.
Согласно уставу 1764 года, Воспитательное училище разделялось на три "ступени" (от 6 до 9, от 9 до 12 и от 12 до 15 лет), в рамках учебной программы которых включались общеобразовательные дисциплины, воспитание и рисование. Ведущие уроки также включали в себя ремесленные занятия. В третьей "ступени" учеников также обучали "правилам архитектуры и созданию чертежей". Самым продвинутым учащимся третьей "ступени" разрешалось посещать специальные художественные занятия. Эти занятия, соответствующие четвертой и пятой "ступеням", составляли основу Академии.
Разделение Академии на классы - живописный, скульптурный и гравировальный - соответствовало различным видам изучаемых "искусств".
Классы живописи и скульптуры были подразделены на подклассы - в соответствии с жанрами или видами техник.
Живописный класс включал в себя историческую, батальную, портретную, пейзажную, или перспективную, бытовую, или жанровую живопись, а также изучение "всяческих животных", "фруктов и цветов", мозаики, "миниатюр", и техники "сухих красок".
Среди классов по скульптуре встречались фигурный, орнаментальный, и классы, посвященные "мастерству работы с медью, литью и чеканке". Промежуточное положение между классами скульптуры и гравировки занимал медальерный класс, где обучали гравировке на стали и твердых камнях .
В Академии эпохи классицизма главным классом считался класс исторической живописи. Среди заданий ученикам преобладали темы, взятые из истории России.
Согласно первому уставу Академии, прием и выпуск учеников производились каждые три года. В процессе обучения техническому мастерству большое значение придавалось живому примеру, демонстрируемому педагогом. В натурном классе профессоры обычно рисовали, лепили или писали вместе с учениками одну и ту же модель, таким образом учащиеся могли постоянно сравнивать свою работу с произведением педагога. Также практиковалось копирование работ известных мастеров, преподававших в Академии. Именно такой метод обучения предшествовал самостоятельному творчеству .
Ученики приобретали навыки творческой работы, регулярно выполняя поставленные профессорами задания и создавая в соответствии с их указаниями так называемые программы - то есть композиции на различные темы. Работа над ними велась в атмосфере творческого соперничества - конкуренции, что стимулировало активность студентов. В конце каждого триместра программы представлялись на "большом", или "третьем", экзамене. Произведения, признанные Советом Академии лучшими, награждались - поочередно - двумя серебряными и двумя золотыми медалями. Ученики, получившие золотые медали, имели право на поездку за границу в качестве пенсионеров Академии. Студенты, не достигшие этого уровня, завершали свое обучение в Академии с аттестатами различных степеней .
По возвращении бывший пенсионер мог несколько лет пробыть во Франции и Италии, где занимался рисованием и совершенствовался под руководством мастеров Западной Европы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Источники:
1. Бородина С. А. Реформа Академии художеств и ее значение в истории отечественного искусства: АКД. М., 1987;
2. Бородина С. А. Императорская Академия художеств, 2-я пол. XVIII - 1-я пол. XIX в. М., 1997;
3. Бородина С. А. Императорская Академия художеств, 2-я пол. XIX - нач. XX в. М., 1997;
4. Устав Российской академии художеств;
5. Императорская Академия художеств. Краткий исторический очерк. СПб., 1914.
2. Литература:
1. Лисовский В. Г. Академия художеств: Историко-искусствоведческий очерк. 2-е изд., перераб. и доп. Л., 1982;
2. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. - М.: Изд-во АХ СССР, 1962. – 389 с;
3. Молева Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. – М.: Искусство, 1963. – 409 с.;
4. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX века. – М.: Искусство, 1967. – 391 с.;
5. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. - М., 1982.- 240 с.;
6. Гришина Е.В., Мажаева А.А. "Два века русской художественной школы", 1991., Ленинград, изд-во "Искусство";
7. Провозина Н. М. История мировой художественной культуры конца XIX – первой половины XX века. - Ханты-Мансийск: РИЦ Югорского государственного университета, 2006. - 230 с.;
8. Бартенев И.А., Ванслов В.В., Веймарн Б.В. и др. "Труды Академии Художеств СССР", выпуск 1, 1983 г., Москва, изд-во "Изобразительное искусство";
9. Александрова Е.Я. Художественное образование в России: Историко культурологический очерк. - М.: Московская государственная консерватория, 1998.- 239 с.;
10. Ванслов В. В. Исторический путь Академии художеств СССР // Труды АХ СССР. М., 1987. Вып. 4. 11. Воробьёва Т. А. К истории мастерской религиозной живописи в Академии художеств // Наследие и современность: Сб. научая ст. Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. СПб., 1992;
11. Даринский А.В. Санкт-Петербург ХХ века. СПб, 2000.- 75 с.;
12. Беляев Н.С.История Научной библиотеки Российской академии художеств (1757-2000) СПбГУКИ .- СПб., 2005 .- 182 с.;
13. Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи М.: 2005 - 400 с.;
14. Грабарь И. Э. История русского искусства. М.: 2008 - 400 с.;
15. Лисовский В.Г. Академия художеств. СПб: 2007 - 224 с.;
16. Матвеева Е. Роньшин В. История живописи. В 12 томах. Том 5. СПб.: Лабиринт, 2007 - 378 с.