Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Проблема развития способностей детей приобретает сегодня особую актуальность. Идея "педагогики способностей", выдвинутая Л. С. Выготским и А.Н. Леонтьевым, впоследствии получила развитие в работах философов, психологов, физиологов и педагогов.
В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно посвященных этой проблеме, показана роль овладения специфическими уникальными способностями человека в развитии ребенка.
Важность использования музыки в развитии ребенка, формировании его музыкальных и ритмических способностей трудно переоценить. Музыка, как и другие виды искусства, развивает не только специфическую, но и универсальную способность человека, которая, будучи развитой, реализуется в любой области деятельности и знаний.
В специальной педагогике большое значение придается использованию музыки в коррекционной и развивающей работе, в том числе формированию музыкальных и ритмических навыков у детей с общим недоразвитием речи.
В настоящее время в специальных дошкольных группах для детей с нарушениями речи коррекционно-развивающая работа по развитию музыкальных и ритмических способностей, коррекции двигательных расстройств и формированию ритма движений и речи проводится в различных организационных формах: в занятия по логопедии, логоритмике, музыке и физическому воспитанию, а также в различных учебных классах и на досуге. Однако методические подходы к формированию чувства ритма у детей четко не определены. Большое значение в формировании различных видов музыкальной, сценической и речевой деятельности имеет разработка содержательных и методических приемов развития у детей с общим недоразвитием речевых музыкальных и ритмических навыков, основанных на универсальном характере проявления чувства ритма, использовании интермодальных связей и т.д. во взаимодействии музыки, движения и речи с учетом особенностей этой категории учащихся. Это обеспечивает более эффективное формирование у детей с общим недоразвитием речевого чувства ритма различных видов деятельности на логопедическом, логоритмическом, музыкальном и физкультурном занятиях, способствует совершенствованию системы коррекционной и развивающей работы в целом.
В связи с этим актуальной и важной проблемой является изучение у детей с общим недоразвитием речи особенностей развития чувства ритма, путем использования музыкальных игр.
Неразвитость проблемы развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня, отсутствие системы формирования у этих детей ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи на специальных занятиях определило выбор темы для исследования: «Музыкальные игры для развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи
Объект исследования: процесс развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: музыкально-речевые игры как средство развития чувства ритма у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Развить умение воспроизводить ритм звучащими жестами или на музыкальных инструментах.
2. Учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движениях,
3. Согласовывать движения с характером музыки; двигаться, не подражая друг другу.
4. Формировать умение двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения, реагировать на смену музыкальной фразы.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Ритм и его развитие у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Сущность понятия ритм и чувство ритма
Ритм буквально переводится как поток, течение, бег. В музыке ритм – это организация музыки во времени. Ритмическая структура музыкальной композиции формируется последовательностью длительностей: звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм задается нотной записью.
Ритм – один из фундаментальных элементов музыки, который определяет ту или иную закономерность в распределении звуков во времени.
Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки развитие гармонии, мелодики и других элементов также шло параллельно с развитием ритмической стороны. Эволюция ритмики привела теоретическую мысль к описанию новых ритмических явлений, установлению регулярности ритма, разработке правил композиции ритма и объяснению его сущности.
Чувство музыкального ритма – это сложная способность, которая включает восприятие, понимание, исполнение, создание ритмической стороны музыкальных образов. В основе любого ритма лежат две основные фазы: напряжение и расслабление. Их можно называть по-другому, в зависимости от проявления ритма: возбуждение – торможение, ускорение – замедление, сильная доля – слабая доля (в музыке), взлет – спад, сжимание – разжимание, вдох – выдох; а также: полнолуние – новолуние, прилив – отлив, день – ночь и т.д.
Таким образом, воспитание чувства ритма – это не только научиться считать музыку, но и вовлекать человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы. Чувство ритма – это музыкальный навык, без которого практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь то песня, игра на музыкальном инструменте, восприятие или сочинение музыки.
Музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующейся способностью, попадает под соответствующее педагогическое воздействие, поддается ему, четко на него "реагирует". Мы коснемся двух основных характеристик музыкального ритма и, соответственно, музыкально-ритмического ощущения.
Являясь одним из "первоэлементов" музыки, выразительным средством, ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, ее образную и поэтическую сущность. Это первая особенность ритма.
Ритм тесно связан в музыке с передачей различных выразительных состояний человека, с проявлениями его внутренней жизнедеятельности. Итак, ритм в музыке – это категория не только временная, но и эмоциональная и выразительная. Музыкальный ритм в прямом и общем смысле этого понятия ученик начинает играть только тогда, когда соприкасается с эмоционально значимым музыкальным материалом.
Ритм в основном носит двигательный характер. Это, несомненно, подтверждается всеми наиболее фундаментальными экспериментально-психологическими исследованиями чувства ритма, в том числе авторами, которые в своих теоретических предложениях были прямыми противниками двигательных теорий ритмического чувства, такими как Мейман и Коффка.
Например, Болтон описывает результаты своих многочисленных экспериментов, посвященных как восприятию объективно заданных ритмов, так и субъективной ритмике: "Большинство людей чувствуют, что непреодолимая сила побуждает их совершать мышечные движения, которые сопровождают ритмы. Если им удается подавить эти движения в одной мышце, они появляются в другом месте". Это удар в такт ногой, рукой, кивок головой или покачивание всем телом. Болтон пришел к выводу, что эти движения являются не просто результатом, а условием для ритмического восприятия.
Дальнейшее подтверждение этих выводов можно наблюдать в исследованиях Мак-Дауголя, которые исходили из предположения, что « ... последовательность слуховых раздражителей вызывает параллельное сопровождение в виде сенсорных рефлексов, возникающих в той или иной части тела. Ритмическое чувство должно проявляться, прежде всего, в том, что восприятие музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, которые более или менее точно передают временной ход музыкального движения".
Опорой чувства музыкального ритма является моторно-двигательный аппарат музыканта-исполнителя с его чрезвычайно дифференцированными, движениями пальцев; такая опора воплощает в жизнь гораздо более утонченные и изысканные ритмические проявления. Только хорошо"отлаженная", достаточно надежная и крепкая музыкальная моторика (как принято говорить, техника игры на музыкальном инструменте) может служить адекватной опорой для развития чувства ритма. Напротив, неумелые физические действия в игре иногда могут исказить, нарушить музыкальное и ритмическое восприятие, поколебать весь темпо-ритмический фундамент, на котором стоит музыкант-ученик. Неритмичность выполнения напрямую зависит от неспособности правильно координировать движения рук. Среди возможных двигательно-двигательных средств воспитания и развития чувства музыкального ритма сценическая моторика в принципе единственная в своем роде: самая чувствительная, отзывчивая, тонкая, во всех отношениях лучшая.
Есть несколько способов проверить чувство ритма. Во многих музыкальных школах используются одни и те же методы, поэтому они
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Бабаянц, Л. А. Отличительные черты речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Л. А. Бабаянц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 385-386.
3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, под ред. Г. А. Волковой- СПб.: Каро, 2005.
4. Борисова, И. А. Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной деятельности / И. А. Борисова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 13-15.
5. Буцкая, Ж. Н. Игра как приём музыкального обучения в детском саду / Ж. Н. Буцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 176-178.
6. Глухих, И. А. Музыкальные сюжетно-ролевые игры / И. А. Глухих, Е. В. Казанцева, М. Г. Васильева, А. Г. Исламова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 91-93.
7. Елисеева, М. Н. Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания / М. Н. Елисеева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 187-189.
8. Катряева, И. В. Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду / И. В. Катряева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 193-196.
9. Рябинина, Д. Н. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре / Д. Н. Рябинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 105-108.
10. Свиридова, А. А. Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка / А. А. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 352-354.
11. Хрущёва, Л. Б. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи / Л. Б. Хрущёва. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 61-63.
12. Чарушина, Н. В. Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы) / Н. В. Чарушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 291-293.