Фрагмент для ознакомления
2
Искусство народного пения по праву считается основным видом музыкального творчества русского народа. Изучение традиционного музыкального наследия будет неполным и усеченным без обращения к народным песням. Лаконичная формула: «Песня – душа народа» прямо и прямо выражает смысл музыкального творчества.
Многие мыслители отмечали, что народная песня выразительно раскрывает черты национального характера и является наиболее демократичной формой приобщения к музыкальному творчеству, доступной каждому. Художественный руководитель Академической капеллы им. М.И. Глинка, народный артист СССР В. Чернушенко пишет: «Наша песня будет звучать и жить, будет жить народ, ее породивший, будет жить сама Россия.
Песня, тесно связанная с жизнью и бытом народа, уточняется в процессе исполнения во всех слоях населения и, постепенно приобретая самостоятельное художественное значение, приобретает статус народного творчества.
История русской народной песни сохранила относительно мало сведений о музыкальных привычках наших предков. Истоки искусства народной песни уходят в глубокую древность и связаны с творчеством восточнославянских народов, населявших территорию Древней Руси еще до IX века.
В этот период преобладали ритуальные традиции, связанные с языческими религиозными верованиями и ритуальными действиями. Славянские языческие обряды включали заклинания, песнопения и использование музыкальных инструментов. Следы древних языческих верований сохранились в народных песнях календарного и семейно-обрядового содержания. Боевые песни славянских дружин легли в основу героического эпоса, который впоследствии развился в былины.
Киевская Русь представила свои новые интонационные завоевания. В народном творчестве это эпический, в основном мелодично-декламационный тип интонации, в религиозном искусстве - мелодично-кантилена мелос - знаменное пение. Знаменный эпос и песня были тесно связаны с ладовыми началами древней песенной культуры славян и во многом опирались на них в своем развитии.
Исторические свидетельства о Московской Руси содержат описания народных гуляний, обрядов, игр и танцев, воссоздающие картину широкого существования песенного фольклора в русском обществе XVI-XVII веков.
Народная песня в своей основе имеет коллективные корни, ее развитие связано с коллективным творчеством, полифонией, полифоническими голосами, ладовыми созвучиями, тембровыми сочетаниями народных исполнителей, совершенствованием процесса пения по определенному способу и определенному типу звукоизвлечения.
Сольное исполнение развивалось скорее по законам жанра. Колыбельные, чумы, причитания, стенания, духовные стихи, протяжные историко-лирические песни и более поздние песни - жанры, где исполнитель мог наиболее ярко раскрыть свое индивидуальное начало, проявить собственное мастерство и проявить личностные качества. В каждой деревне были мастера сольного пения - плакальщицы, сказители, певцы, возничие.
Народные мастера, не зная профессиональной терминологии, владеют механизмами певческого процесса, интуитивно правильно чувствуют границы «допустимого» в исполнительской технике, певческих вариациях и импровизации. Пение и дыхание для них – естественный, на мой взгляд, всегда осознанный и абсолютно понятный для фолк-певца процесс. Многие произведения традиционной массовой культуры служат образцами вокального мастерства, вершиной певческого мастерства.Первые документальные записи русских народных песен были сделаны в 1619 году, что позволяет предположить, что до этой даты песня существовала только в устной традиции.
Первым крупным специальным изданием песен стал «Сборник разных песен» М. Д. Чулкова, известного писателя, этнографа, драматурга и публициста. Традиционные песни и литературные песни в этом издании не смешаны, а выделены в специальные разделы: Чулков установил четкую границу между народными и художественными песнями. В 1770-1774 гг. писатель и этнограф эпохи русского Просвещения опубликовал четыре части «Сборника разных песен», из которых около 300 были фольклорными.
В начале 19 века П. В. Киреевский, сделавший запись популярных поэтических произведений главным делом своей жизни, организовал сборник народной устной речи: былин, стихов, лирических песен и других народных произведений. Большое количество текстов, попавших в его руки, было плодом огромного труда не только самого Киреевского, но и творчества Пушкина, Гоголя, Даля, Кольцова и многих других собирателей, принесших Киреевскому свои записи, сделанные преимущественно в губернии Центральной России, в Поволжье, на окраине Москвы. Некоторые записи были сделаны в Архангельской, Вологодской и Пермской областях. Основными идеями, которыми руководствовались Киреевский и его соратники в работе по собиранию народных песен, были гордость за русскую историю, вера в высокий духовный образ русского народа, стремление доказать красоту и самобытность русской национальной культуры путем показа коренного фольклора. . . «Народные» песни для Киреевского представляли собой старинные песни, сохранившие отголоски русской истории и быта, традиционные образы и лексику. Сохранилась также уникальная программа сбора песен, составленная Киреевским в 1838 году и названная среди друзей «провозглашением песен». По мнению Киреевского, главное требование к коллекционеру — точность записи и полнота отражения репертуара. «Песни, исполняемые в народе, надо писать слово в слово, без исключения и анализа, не обращая внимания на их содержание, на их краткость, на их неуклюжесть и даже на их кажущуюся нелепость: иногда певец смешивает части нескольких песен только в одну, и настоящая песня выявляется только при сравнении множества списков, собранных в разных местах» [3].
«Песенное воззвание» Киреевского было руководством к действию для всех современных и будущих собирателей народного фольклора. Его работа по подготовке к публикации собранных им песен была очень важна с научной точки зрения, но его сборник песен появился только через несколько десятилетий после его смерти.[2]
В начале второй половины XIX века вновь созданное Русское географическое общество начало собирать сведения о народной жизни России: сказки, пословицы, песни. Некоторые записанные тексты песен публикуются в периодических изданиях, другие помещаются в сборники. Эти песни, пришедшие из древнейших времен, имели очень большую ценность.
Ф. М. Достоевский, любящий и знающий народное песенное искусство, считал, что всякий, кто записывает и собирает народные песни, должен помнить об особенностях народных песен, принимая за признак народности не только сам факт существования, но, прежде всего, ее эстетики, имея в виду, что новые времена не портят песню, что цивилизация лишь вносит новый элемент в жизнь нашего народа, ничуть не вредя ему, не сбивая его с нормального пути и, наоборот, расширяя наш горизонты, ясно объясняя наши цели и давая нам новое оружие для будущих подвигов [1].
Во 2-й половине 19 в. наряду с крестьянскими песнями в обиход вошел быстрорастущий городской фольклор. Появление этих песен было вызвано ростом и развитием питавшей их социальной среды. В это же время в крестьянский фольклор стали проникать повести и песни поэтов 1820-1830-х годов, песни рабочего фольклора. Тексты народных песен становятся весьма красочными и неоднородными по социальному происхождению, повседневному назначению и идейно-художественным качествам.
Но, несмотря на появление в городе нового певческого материала, местом существования традиционной песни остается ее исконная родина – село. Для развития национальной художественной культуры в пореформенной России крестьянская тема остается очень важной: для фольклористов и этнографов традиционное пение становится основным исследовательским материалом.
Выдающиеся этнографы и собиратели того времени П.Н. Рыбников и П.И. Якушкин собрали и опубликовали богатейшие фольклорные материалы, среди которых было много лирических и обрядовых песен. В эти же годы большую этнографическую работу провел П.В. Шеин, посвятивший всю свою жизнь собирательству фольклора. В 1870 году вышел его большой том «Русские народные песни», а позднее два издания фундаментального труда «Великорус в его песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказаниях».