Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Стилевые особенности информационных и публицистических телепрограмм 10
1.1. Определение и классификация информационных телепрограмм 10
1.2. Особенности языка и презентации в информационных телепередачах 12
1.3. Публицистические телепрограммы: виды и функции 15
1.4. Языковые и стилистические особенности публицистических программ 18
Выводы к главе 1 21
Глава 2. Художественные телепрограммы и их стилевое разнообразие 23
2.1. Жанровое многообразие художественных телепрограмм 23
2.2. Нарративные и визуальные стили в художественных телепередачах 26
2.3. Взаимосвязь между стилем и восприятием содержания в художественных программах 31
Выводы к главе 2 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Фрагмент для ознакомления
2
Информационные телепрограммы, служащие основными каналами распространения новостей и текущих событий, классифицируются по их основной функции: оперативно и точно информировать общественность, обеспечивая гражданам возможность быть в курсе событий как внутри страны, так и за ее пределами. По мнению Ю.В. Безбородовой и Е.С. Долгиной, эти программы можно разделить на несколько типов, включая бюллетени, документальные фильмы и прямые репортажи, каждый из которых ориентирован на определенные информационные потребности и сегменты аудитории [Безбородова, 2014, с. 45].
Основными характеристиками информационных телепрограмм являются объективность и фактологическая точность; А.В. Колесниченко подчеркивает необходимость соблюдения в них жестких журналистских стандартов, приоритет ясности, точности и нейтральности, чтобы избежать распространения необъективной информации [Колесниченко, 2008, с. 112]. Основная цель этого жанра, по мнению А.А. Грабельникова, заключается в предоставлении своевременной и контекстуально значимой информации, которая играет важнейшую роль в формировании общественного мнения и способствует осознанному гражданскому участию [Грабельников, 1983, с. 76].
В дальнейшем Т.Н. Владимирова отмечает двойную роль таких программ – не только как носителей новостей, но и как площадок для анализа и интерпретации, что привносит дополнительный уровень сложности в их производство и подачу [Владимирова, 2019, с. 56]. Поэтому структура и содержание таких программ тщательно прорабатываются, чтобы они были одновременно увлекательными и образовательными, способствующими пониманию зрителем сложных вопросов без ущерба для фактической достоверности.
Итак, классификация и фундаментальные свойства информационных телепрограмм подчеркивают их незаменимую роль в современном медиааспекте, где быстрое распространение достоверной информации имеет решающее значение. Стилистические и функциональные атрибуты жанра, синтезированные из приведенных научных работ, подчеркивают его динамичную адаптивность к меняющимся новостным аспектам и технологическому прогрессу, что обеспечивает его постоянную актуальность и эффективность в информировании общественности.
Флагманская новостная программа Первого канала «Время» долгое время была символом подхода советского, а затем российского государства к распространению информации; ее формат – структурированный сплав национальных и международных новостей, культурных сегментов и экономических новостей – является примером квинтэссенции новостного бюллетеня, предназначенного для информирования широкой демографической группы. Лексический выбор и структуры повествования, используемые во «Времени», тщательно выверены, чтобы обеспечить ясность и государственную объективность, тем самым олицетворяя идеологическую функцию языка, как утверждается в системной функциональной лингвистике [Черепахов, 1972, с. 88].
Напротив, «Новости» на «России 1», хотя и выполняют схожие информационные задачи, часто используют более динамичный визуальный и повествовательный стиль, включающий прямые трансляции, интерактивную графику и более быстрый темп, чтобы удовлетворить более широкий спектр аудитории. Подход этой программы к подаче новостей с акцентом на оперативность и визуальное воздействие отражает модернизированную интерпретацию журналистского императива по предоставлению своевременных и актуальных новостей – элементов, которые критически важны в цифровую эпоху, когда зрительское внимание заметно фрагментировано.
Обе программы, придерживаясь основополагающих принципов новостного вещания – беспристрастности, точности и своевременности, – демонстрируют тонкие различия в стиле и подаче, которые отражают редакционную политику и предпочтения целевой аудитории соответствующих каналов. Взаимодействие традиционных журналистских ценностей и современных методов подачи информации в этих программах создает благоприятную почву для анализа того, как стилистические нюансы могут влиять на восприятие и вовлеченность зрителей, что соответствует основным темам данного исследования. Через сравнительный анализ программ «Время» и «Новости» исследование стремится проанализировать эти стилистические вариации, чтобы раскрыть более глубокое понимание эффективности различных методик подачи новостей на современном российском телевидении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики: учебник для вузов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 238 с.
2. Безбородова Ю. В., Долгина Е. С. Жанры газетной журналистики: учеб. пособие. Нижневартовск, 2014. 106 с.
3. Белякова, Л. П. Аналитическая журналистика в системе информационного обеспечения инновационных проектов / Л. П. Белякова ; [науч. ред. О. Г. Слука] ; БГУ. – Минск : бГу, 2013. – 215 с.
4. Виноградова В.Н., Винокур Т.Г., Еремина Л.И. и др. Стилистика русского языка: Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста: Монография / Отв.ред. А.Н.Кожин. М., 1987.
5. Виноградова С.М. Слагаемые журналистской профессии // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.
6. Владимирова Т. Н. Художественно-публицистическая журналистика: к теории вопроса // Наука и школа. 2019. № 3. С. 54-59.
7. Голдовская М. Человек крупным планом: заметки теледокументалиста. М.: Искусство, 1981. 215 с.
8. Горький М. Собр. соч.: в 30 т. М.: Гослитиздат, 1956. Т. 30. 493 с.
9. Грабельников А. А. Основы организации и техники производства журналистских текстов. М., 1983.
10. Градюшко, А. А. Современная веб-журналистика Беларуси / А. А. Градюшко. – Минск : БГУ, 2013. – 179 с.
11. Дмитровский А.Л. ЖАНР ЭССЕ: Очерк теории жанра. Монография. Орёл, 2006.
12. Дмитровский А.Л. Экзистенциальная теория журналистики: к сущности концепции. Методологические разъяснения и схемы // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. 2013. № 1 (11).
13. Дмитровский А.Л. Экзистенциальная теория журналистики: попытка метатеории // Знак: проблемное поле медиаобра-зования. 2012. №2 (10).
14. Егоров В.Н. Системный подход к разработке содержания профессиональной жанровой подготовки в области тележурналистики // Электронная журналистика: стратегии повышения качества журналистского образования: коллективная монография / под науч. ред. Е.С. Дорощук. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. Разд. I, гл. 2. С. 43-87.
15. Жанры советской газеты: Учеб. пособие / Общ. подгот. текста С.Черепахова. М., 1972.
16. Золотарев А. И. Семантическая избыточность и эстетический дизайн: автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2002.
17. Интернет-СМИ : теория и практика / под ред. М. М. Лукиной. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 349 с.
18. Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. М., 2008.
19. Калмыков, А. А. Проблема жанрового различения веб-публикаций / А. А. Калмыков // Журналист. Социальные коммуникации. – 2011. – № 2. – М. : изд. дом «Журналист». – C. 43-49.
20. Колесниченко А. В. Практическая журналистика: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского ун-та, 2008.
21. Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров: Учебное пособие. СПб., 2004.
22. Кройчик Л. Е. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.
23. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. Спб., 2000. С. 125-167.
24. Лащук, О. Р. Особенности требований к рерайтерским новостным материалам [Электронный ресурс] / О. Р. Лащук. – Режим доступа : http://mediascope.ru/node/1433. – Дата доступа : 05.05.2014 г.
25. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров: Лекции по курсу. Свердловск, 1987.
26. Мельник Г. С., Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. Основы творческой деятельности журналиста: конспект лекций и практикум. СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций. 2013.
27. Морозов В. Э. Художественно-публицистические жанры в современной российской журналистике: практикум. М., 2018. 87 с.
28. МосионжникЛ.А. Синергетика для гуманитариев. СПб.; Кишинёв, 2003.
29. Муминов Ф. Метод журналистики и методы деятельности журналистов. Ташкент, 1998. С. 57.
30. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. 4-е изд., доп. М., 2003.
31. Пак, Е. М. Жанрообразование в сетевых СМИ: творческие и технологические факторы : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Е. М. Пак ; Санкт-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург, 2014. – 23 с.
32. Потятиник, Б. В. Інтернет-журналістика : навч. посіб. / Б. В. Потятиник. – Львів : ПАІС, 2010. – 244 с.
33. ПрохоровЕ.П. Исследуя журналистику. М., 2005. С. 20.
34. Пустовалов, А. В. Информационные порталы и газеты: структуризация пермского новостного интернет-рынка / А. В. Пустовалов // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. -Пермь : изд-во Перм. ун-та, 2014. – Вып. 1(25). – С. 189-197.
35. Стральцоў, Б. В. Метад і жанр: Асновы творчага майстэрства журналіста / Б. В. Стральцоў. -Мінск : БДУ, 2002. – 118 с.
36. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.
37. Тертычный, А. А. Интернет-СМИ: специфика жанрообразования / А. А. Тертычный // Петербургские чтения : тезисы 53-й междунар. науч.-практ. конф. 23-25 апреля 2014 г. / отв. ред. В. В. Васильева. – СПб. : Институт «Высш. шк. журн. и масс. комм.» СПбГУ, 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://jf.spbu.ru/conference/4279.html. – Дата доступа : 05.05.2014 г.