Фрагмент для ознакомления
2
В теории права вопрос о понятии и видах политического режима является дискуссионным.
Анализ научной литературы показал, что первые научные работы, в которых упоминался данный термин, были написаны и опубликованы в начале XIX века. Но работы того времени являлись лишь первоначальными предположениями о сути данного понятия. Наибольший вклад в развитие теории политических режимов был сделан учеными во второй половине XX века. Данный период отличается сформированностью научных теорий и большой актуальностью в научных кругах того времени.
В западной научной литературе особенно выделяются труды М. Дюверже, в которых просматривается четкая структура теоретических предположений и высокий уровень анализа политических режимов. Автор в своих работах определяет политический режим, как совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период. Данное определение обладает в научной литературе высоким уровнем признания, так как во многих работах существует указание на использование именно данного понятия [5].
Отечественные ученые также внесли большой вклад в развитие теории политических режимов. Так, Л. А. Морозова определила государственно-правовой режим как совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть [17, с. 85]. Данная точка зрения автора, по мнению большинства специалистов в области теории государства и права, является приоритетной.
Н. И. Матузов и А. В. Малько предложили относительно схожее понятие, определив политический режим как систему методов, способов и средств осуществления политической власти [15, с. 52].
Особый научный интерес, по нашему мнению, представляет точка зрения Р. А. Ромашова, который дал более обширное понятие политического режима, уделив внимание указанию на субъекты, осуществляющие государственную власть. Так, по мнению автора, политический режим является динамичной системой взаимосвязанных приемов, методов, форм и способов осуществления властеотношений, в роли субъектов которых выступают государство, общество и отдельные индивиды [33, с. 392].
Данные точки зрения в основном включают в свои определения политического режима схожие признаки. Исходя из них можно сделать вывод, что по мнению большинства авторов, политический режим является отражением тех механизмов, способов и методов, какими государство осуществляет свою власть.
При изучении точек зрения заслуживает внимание и позиция В. В. Лазарева, отмечающий, что что указанные выше определения раскрывают понятие политического режима только в узком смысле.
В свою очередь ученый раскрыл рассматриваемое понятие в широком смысле, отметив, что политический режим отражает уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни [10].
Разница между широким и узким подходом заключается в том, что первый относит политический режим к политической жизни и системе общества в целом, а второй делает его достоянием только лишь государства, так как он конкретизирует форму правления, форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.
Современной науке необходимы оба этих подхода, так как политические процессы происходят и в общественной, и в государственной сферах, а также включают в себя деятельность негосударственных, общественно-политических организаций. К тому же государство и общество находятся в тесных взаимоотношениях и могут по-своему влиять друг на друга с помощью аппарата принуждения, массовых движений и демонстраций или политических партий.
Исходя из анализа основных предложений ведущих авторов в области общей теории права представляем возможным сформулировать понятие политического режима как совокупность способов и методов осуществления власти государственным управленческим аппаратом.
Следует отметить, что в таком случае многие авторы, в том числе С. А. Комаров, отмечают определенное сходство понятий политического режима и стиля управления [7, с. 321].
Существенное различие состоит в том, что стиль раскрывает управление государством со стороны рациональности и эффективности, а политический режим фиксирует принадлежность властвующим субъектам определённых полномочий и способов по удержанию власти и распоряжению ею. Политический режим определяет сами механизмы воздействия на людей.
Не менее актуальной является и проблема классификации политических режимов [33, с. 394]. Как отмечает М. Н. Марченко, в настоящее время насчитывается около 150-160 политических режимов [14, с. 240]. Их особое разнообразие обуславливает необходимость выделения различных оснований для классификации, которых также большое количество.
В теории права принято проводить классификацию политических режимов на демократические и антидемократические. Указанная классификация признается признанной, но в науке теории государства и права имеются и другие основания для классификации. Так, по мнению К. Маркса, политические режимы стоит подразделять на социалистические и капиталистические [13].
М. Дюверже представил деление политических режимов на демократические, автократические, монократические, директории [5].
Анализ содержания отечественных трудов на данную тематику позволяет говорить, что некоторые ученые, например, В. В. Лазарев разделяют политические режимы на диктатуры и демократии.
Наиболее простым и в то же время наиболее востребованным разделением политических режимов является их классификация на авторитарные, тоталитарные, демократические и либеральные.
Как отмечает Л. А. Морозова, данная классификация содержит в себе идеальные модели политического устройства государства и представляет из себя лишь теоретические предположения.
Автор отмечает, что реально не существует ни одного государства, которое полностью подпадает под один из политических режимов в чистом виде [5].
Но, несмотря на это, история обладает множеством примеров политических режимов, которые обладают большинством признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и анархии в той или иной форме. Также история говорит о том, что политический режим является изменчивым явлением и обладает свойством преобразования.
Так, в истории известны случаи трансформации одного политического режима в другой с течением определенного периода времени, что обусловлено множеством факторов развития государства в определенный период времени, его исторические особенности, мнение граждан и правящей элиты и др.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что политический режим – это система правления в государстве, определяющая способы и принципы управления, структуру власти, порядок принятия решений и отношения между государством и обществом. В каждой стране существует определенный политический режим, который может быть демократическим, авторитарным, тоталитарным и т.д.
Демократический политический режим характеризуется уважением прав человека, свободой слова, выборов и множественной партийной системой. В демократических странах власть принадлежит народу, который избирает своих представителей и контролирует деятельность правительства. Примерами демократических режимов являются США, Германия, Франция и др.
Авторитарный политический режим характеризуется ограничением политических свобод и прав граждан, цензурой, манипуляцией выборов и монополизацией власти. В авторитарных странах власть находится в руках небольшой группы людей или одного лидера, который контролирует все аспекты политической жизни страны. Примерами авторитарных режимов являются Китай, Россия, Северная Корея и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11- ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398
2. Афанасьев В.С. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2021
3. Баранов Н.А. Политический режим современной России // Политический режим современной России. 2020. № 3.
4. Богатырев В.В. Глобализация позитивного права // Российский следователь. 2018. № 19.
5. Дюверже М. Политические партии / пер. с франц. М.: Академический Проект, 2000 (дата обращения 06.05.2024)
6. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. 4-е изд., переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 1998 (дата обращения 06.05.2024)
7. Короткова М.А. Политический режим и задачи государства // Студенческий вестник.– 2018. – № 28-1 (48). –С. 75-81
8. Кравченко В.И. «Демократия» как понятие в аспектах политической философии Платона и Джефферсона: сравнительный анализ // Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 2 (90).
9. Костева Д. А. «Политический режим современной России: становление и развитие» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-rezhim-sovremennoy-rossii-stanovlenie-irazvitie/viewer (дата обращения 06.05.2024).
10. Лазебник А.Г. Корреляции в траекториях политических трансформаций «демократия – полудемократия» и «полудемократия – демократия» // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 4 (85).
11. Линецкий А. И. Момент истины: традиционалистские стереотипы в российской политике // Полис. Политические исследования. — 2018. — № 1. — С. 62—79.
12. Маркс К. Сочинения: в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. 2-е. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 1: [1839 – 1844 гг.]. 1955. XVI. 696 с
13. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М. Н. Марченко. 3-е изд., доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2022.
14. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. 5-е изд. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020.URL: https://znanium.com/catalog/product/1085358 - с. 528
15. Медведев Н.П., Слизовский Д.Е., Глебов В.А. Горбачев – Ельцин – Путин: дискуссия вокруг моделей политического режима. Что дальше? // Вопросы политологии. 2019. Т. 9. № 5 (45).
16. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2022 – с. 562
17. Опрос Левада-центра «Политическое участие и отношения с государством в России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.levada.ru/2021/03/16/politicheskoe-uchastie-v-otnosheniya-s-gosudarstvom-v-rossii/ (дата обращения 06.05.2024)
18. Официальный сайт Государственной думы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://duma.gov.ru/duma/factions/ (дата обращения 22.10.2022).
19. Петухов В. В. Демократизация российского общества: возможна ли вторая попытка? // Полис. Политические исследования. — 2017. — № 5. — С. 8—23.
20. Потапов Д.В. Анализ средовых факторов устойчивости политических режимов: исторический и статистический контекст // Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 5 (93).
21. Пряхин В.Ф. История и перспективы российской демократии в контексте международного опыта // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2021. Т. 10. № 4 (38).
22. Равочкин Н.Н. Импорт политико-правовых институтов: проблемы и поиски путей преодоления (часть 1) // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 9 (85).
23. Рыженков С.И. российский политический режим: проверка прочности на гибкость // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. –2020. –№ 1 (129). –С. 35-50.
24. Савельева А.Д. Исторические предпосылки формирования и развития гражданского активизма в России // Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 3 (91).
25. Слизовский Д.Е., Медведев Н.П. Послесловие рецензентов к статье Тонких А.П. «Исторические закономерности последствий длительного пребывания у власти первых лиц государства» // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 1 (82).
26. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1982-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001. (дата обращения 06.05.2024)
27. Сосновских К.Г., Горбунов С.С. политический режим и форма правления // Проблемы научно-практической деятельности. перспективы внедрения инновационных решений. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. –2019. – С. 294-296.
28. Тонких А.П. Исторические закономерности последствий длительного пребывания у власти первых лиц государства // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 1 (82).
29. Трейсман Д. Возвращение. Путь России от Горбачёва до Медведева // Московский центр Карнеги. — URL: https://carnegie.ru/2011/02/01/ru-event-3184 (дата обращения: 06.05.2024)
30. Умланд А. Россия при Путине менее стабильна, чем кажется // ИноСМИ. — URL: https://inosmi.ru/politic/20180706/242685864.htmlА (дата обращения: 06.05.2024)
31. Устюгова М.А. «Политический режим современной России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-rezhim-sovremennoyrossii-1/viewer (дата обращения 22.10.2022).
32. Ханахмедова Л. В. Права человека: современная трактовка // Социально-экономические и правовые меры борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Рязань. 2021. С. 392–395
33. Чемшит Д.А. Политическая модернизация как объект научного исследования // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 10 (86).
34. Шевцова Л. Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. Политические исследования. — 2004. — № 1. — С. 47—59. (дата обращения 06.05.2024)
35. Шестопал Е. Б. Проект длиною в четверть века. Исследование образов власти и лидеров в постсоветской России (1993—2018) // Полис. Политические исследования. — 2019. — № 1. — С. 9—20.