Фрагмент для ознакомления
2
В сфере познавательных учебных действий младшие школьники демонстрируют разнообразные взаимодействия с различными типами информационных ресурсов – текстами, графикой, мультимедийными файлами, – каждый из которых требует определенных когнитивных стратегий для эффективной обработки; т.о., понимание этих взаимодействий становится критически важным для проектирования образования. Как отмечает А. Г. Асмолов, умение проектировать универсальные учебные действия в начальной школе предполагает понимание основных когнитивных функций учеников и соотнесение их с соответствующими педагогическими инструментами [Асмолов, 2010, с. 150].
Одновременно в исследованиях Е. Н. Землянской подчеркивается многогранность образовательных проектов, включающих тексты и мультимедиа, которые могут значительно повысить познавательную активность младших школьников [Землянская, 2005, с. 47]. Это подтверждает и Н. В. Иванова, которая подробно останавливается на особенностях метода проектов, подчеркивая его эффективность в развитии критического мышления и навыков анализа информации в условиях структурированной учебной среды [Иванова, 2004, с. 34]. Познавательные действия по анализу и оценке информации не изолированы, а включены в более широкий образовательный контекст, как объясняет Н. Н. Светловская, где осмысление разнообразной информации является частью важнейшего этапа развития грамотности в начальной школе [Светловская, 2005, с. 29].
Также возрастные аспекты развития этих когнитивных навыков подробно рассматривает Л. С. Колмогорова, исследуя генезис психологической культуры младших школьников, показывая, как развиваются когнитивные способности и как эти изменения можно измерить и усилить с помощью целенаправленной образовательной практики [Колмогорова, 1999, с. 199]. В соавторстве Т. П. Петухова и И. Н. Ващук рассматривают формирование информационной грамотности, подчеркивая необходимость педагогических стратегий, адаптивных к этапам когнитивного развития младших школьников [Петухова, 2007, с. 124].
Теоретические основы, заложенные в этих источниках, играют важную роль в формировании образовательных подходов и методик, эффективно поддерживающих познавательные действия учащихся при работе с разнообразными информационными ресурсами. Этот спектр подходов не только повышает практическую значимость когнитивных теорий в реальных образовательных условиях, но и обосновывает интеграцию разнообразного информационного контента – текстового, графического и мультимедийного – в учебную программу, тем самым способствуя развитию комплексной информационной грамотности, необходимой в цифровую эпоху.
Таблица 1.
Метод/техника Описание Применение в обучении
Сократовские вопросы Форма дисциплинированного задавания вопросов, способствующая анализу; оценка Используется для углубления понимания; изучения сложных идей
Составление концептуальной карты Визуальный инструмент, иллюстрирующий взаимосвязи между понятиями Помогает организовать и структурировать мысли
Коллегиальный анализ Студенты критикуют работы друг друга на основе установленных критериев Развивает критическое мышление; способствует совместному обучению
Мысль-пара-обмен Стратегия совместного обучения, при которой студенты думают, обсуждают, делятся. Поощряет индивидуальный и совместный анализ
SWOT-анализ Техника оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз Применяется для оценки информации; улучшает навыки принятия решений
Внедрение этих методов и приемов в образовательную среду позволяет создать надежный фундамент, позволяющий младшим школьникам погрузиться в глубины аналитического и критического мышления, а значит, способствует формированию среды, в которой знания не просто потребляются, а подвергаются опросу и синтезу. Сократовские вопросы, н-р., – это не просто обмен вопросами, а строгое интеллектуальное упражнение: учеников просят не только отвечать, но и рассуждать, обосновывать свои мысли под углом зрения критического анализа [используется общий педагогический подход, чтобы спровоцировать более глубокое мышление].
Полезность концептуального картирования выходит за рамки простого представления; оно вовлекает учащихся в выявление и связывание основополагающих идей, что часто требует высокого уровня аналитической обработки, чтобы понять, как части информации сочетаются друг с другом, образуя единое целое. Эта техника способствует развитию метакогнитивных стратегий у учащихся, предоставляя им визуальную основу для организации сложной информации [облегчает структурированное мышление и запоминание].
С другой стороны, рецензирование воплощает в себе динамичный метод, при котором критическая оценка практикуется в условиях коллективного обучения; студенты учатся давать и получать обратную связь – процесс, который оттачивает их аналитические навыки и расширяет их кругозор, знакомя их с различными точками зрения. Этот метод не только воспитывает критическое отношение к содержанию, но и прививает чувство ответственности и точности в общении [развивает оценочные навыки и способствует конструктивному дискурсу].
Метод Think-Pair-Share позволяет организовать итеративный процесс размышления и диалога, когда учащиеся сначала размышляют индивидуально, затем обсуждают свои идеи в парах и, наконец, делятся своими соображениями с большой группой. Подобное поэтапное взаимодействие играет ключевую роль в совершенствовании способностей учащихся к анализу информации, поскольку побуждает их четко формулировать свои мысли и рассматривать альтернативные точки зрения, прежде чем прийти к заключению [поощряет глубину и разнообразие мышления].
Наконец, SWOT-анализ знакомит студентов со структурированным методом критической оценки, который часто используется в бизнесе и стратегии, но не менее ценен и в образовательной среде. Оценивая сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, связанные с информацией или темой, студенты учатся различать многогранную природу данных и их последствия в различных контекстах [прививает навыки стратегической оценки].
Любые из этих методов и приемов, благодаря своему уникальному способу действия, укрепляют аналитические и критические способности младших школьников, вооружая их интеллектуальными инструментами, необходимыми для навигации в сложностях насыщенного информацией мира, в котором они живут. Используя такие систематические и структурированные подходы, мы стремимся вырастить поколение, которое будет не только информационно грамотным, но и способным превращать информацию в знания, а знания – в мудрость.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010. 150 с.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 178 с.
3. Вендина, А. А., Киричек, К. А. Математическое моделирование в процессе методической подготовки бакалавров педагогического образования // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 29. С. 94-99.
4. Власова, И. Н. Методические семинары учителей математики как средство формирования профессиональных умений педагога // Н. И. Лобачевский и математическое образование в России: материалы Международного форума по математическому образованию, посвященного 225-летию Н. И. Лобачевского / отв. ред. Л. Р. Шакирова. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. Т. 1. С. 228-231.
5. Власова, И. Н. Освоение методических компетенций при обучении в магистратуре будущих учителей математики // Российское математическое образование в XXI веке: материалы XXXVII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов / Набережночелнинский государственный педагогический университет. Набережные Челны, 2018. С. 227-230.
6. Власова, И. Н., Потапова, А. Р. Формирование и оценка метапредметных результатов: поиск и преобразование информации: пособие для учителя / авт.-сост. И. Н. Власова (отв. за вып.), А. Р. Потапова. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2020. 141 с.
7. Гендина, Н. И. Информационная культура личности и задачи инновационного образования // Университетская книга. 2010. № 4. С. 56-62.
8. Гойхман, О. Я., Надеина, Т. М. Речевая коммуникация: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. 272 с.
9. Дакукина, Т. А. Чтение оригинальных текстов с полным и точным пониманием учащимися старшей ступени обучения средних школ // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 9 (137). С. 171-174.
10. Забегалова, С. Как грамотно работать с информацией // Учитель. 2013. № 3. С. 23-25.
11. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. С. 45-49.
12. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. 2004. № 2. С. 32-36.
13. Калинкин, А. К. Теория решения текстовых задач: учебное пособие / А. К. Калинкин; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Том. гос. пед. ун-т». Томск, 2010. 74 с.
14. Каракозов, С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 10-15.
15. Ковалева, Г. С., Барабанов, В. В., Богданова, Н. Н. и др. Метапредметные результаты: стандартизированные материалы для оценки читательской грамотности: 9-й класс: пособие для учителя / под ред. Г. С. Ковалёвой. М.; СПб.: Просвещение, 2018. 176 с.
16. Колмогорова, Л. С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. Барнаул: БГПУ, 1999. 200 с.
17. Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Электронный ресурс]: пер. с англ. М.: Информация для всех, 2006. 45 с. URL: https://ifap.ru/library/book101.pdf (дата обращения 25.09.2020).
18. Мальцева, Н. Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 86-90.
19. Нохова, Х. М., Рабаданов, Р. Р. Формирование некоторых универсальных учебных действий при обучении младших школьников решению текстовых задач на пропорциональное деление [Электронный ресурс] // Известия ДГПУ Психолого-педагогические науки. 2013. № 4 (25). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nekotorykh-universalnykh-uchebnykh-deystviy-pri-obuchenii-mladshikh-shkolnikov-resheniyu-tekstovykh-zadach-na (дата обращения: 30.10.2016).
20. Об образовании Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2013 года № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.08.2020).
21. Петухова, Т. П., Ващук, И. Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности. Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. 128 с.
22. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
23. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 22.03.2010. N. 12; Российская газета. 2011. 16 фев. N 5408.
24. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/ (дата обращения: 29.08.2020).
25. Результаты исследования PISA-2018 [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/PISA-2018-results (дата обращения: 29.09.2020).
26. Результаты PIRLS [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201476 (дата обращения: 29.09.2020).
27. Савинов, Е. С., сост. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010. 200 с.
28. Светловская, Н. Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению // Начальная школа. 2005. № 4. С. 27-31.
29. Седакова, В. И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении математических задач // Вестник ЧГПУ. 2012. № 9. С. 145-154.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 110 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 29.08.2020).
32. Фещенко, Т. С. Умение работать с информацией как основа непрерывного образования // Человек и образование. 2012. № 2. С. 56-62.