Фрагмент для ознакомления
2
В педагогической науке существует большое количество различных определений понятия "метод обучения". Рассмотрим некоторые из них:
Я. К. Бабанский дает следующее определение: метод обучения – способы организации деятельности учителя и учащихся, которые направлены на решение комплекса задач образовательного процесса.
Ф. Ф. Королев, В. Е. Гмурман считают, что методы обучения направлены на отражение внутренних закономерностей формирования деятельности, в которой они используются, проявляют основные свойства, присущие этому процессу.
В. И. Андреев называет методы обучения, с одной стороны, методом обучения, с другой – учения.
Исходя из всего вышесказанного, можно дать такое определение метода обучения – метод организованной деятельности субъекта и объекта образовательного процесса, который направлен на достижение поставленных целей и задач процесса обучения, развития и воспитания. Метод представляет собой механизм достижения определенных целей, а также определяет результаты процесса обучения. Методы являются основой всего процесса обучения. Поставленные цели могут быть достигнуты при правильном выборе способов их реализации, а также связанных с ними способов и средств их достижения. Изменение целей обучения всегда влияет на изменение применяемых методов обучения.
К методам обучения относятся деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе приобретения знаний. Разнообразие видов деятельности, выполняемых субъектами образовательного процесса, предполагает различное толкование термина и стимулирует разделение различных методов обучения и определение их терминологии. Но большинство дидактиков склоняются к тому, что под методом обучения понимается способ сочетания научной и познавательной деятельности учащихся.
В педагогической науке существует большое количество различных классификаций методов обучения. Разные авторы при определении классификации методов обучения используют разные основы для их классификации.
Рассмотрим различные классификации методов обучения:
В соответствии с источником передачи и характером понимания материала. Эта классификация была предложена Е. Ю. Голантом, Е. И. Перовским.
Основные характеристики и методы этой классификации:
а) пассивное восприятие – это демонстрационный метод, то есть когда учащиеся слушают и смотрят, например, такие методы, как рассказы, лекции и т. Д.;
Б) активное восприятие – лабораторный метод, то есть ребенок сам работает с материалом, например, книгой, наглядным материалом.
Классификация методов, основанных на дидактических заданиях. Предложено М. А. Даниловым, Б. П. Есиповым. Основой этой классификации является порядок получения новых знаний на определенном этапе урока:
а) приобретение новых знаний;
б) развитие навыков;
в) применение полученных знаний на практике;
г) творческая деятельность;
д) фиксация;
е) проверка приобретенных знаний, навыков и умений.
В соответствии с источником передачи материала и получения знаний. Эта классификация была разработана Н. М. Верзилиным, Д. О. Лордкипанидзе, И. Т. Огородниковым и др.
Методы этой классификации:
а) словесный – рассказ учителя, работа с учебным материалом;
б) практический: исследование окружающего мира, например, наблюдение, выполнение проверок, проведение экспериментов.
Сочетание совместных занятий в процессе обучения. Классификация, разработанная немецким педагогом Л. Клинбергом.
а) монологические приемы: лекция; повествование; демонстрация.
б) формы совместной деятельности: индивидуальная; групповая; лобовая; коллективная.
в) методы диалога: беседы.
Каждая из классификаций имеет свои положительные и отрицательные стороны. Универсальных классификаций не существует, потому что процесс обучения – это динамическая конструкция. В процессе учебной деятельности все эти методы постоянно развиваются, приобретают новые свойства и характеристики. Также невозможно объединить все методы в рамках одной классификации, так как это остановит улучшение учебного процесса.
В процессе реализации образовательного процесса необходимо комбинировать используемые методы, чтобы достичь высокого уровня правильности решения образовательных задач. Каждому этапу урока соответствует определенный метод обучения, то есть на одном этапе осваиваются одни методы, на другом – другие. Решение задач образовательного процесса обеспечивается всеми методами обучения. Неиспользование хотя бы одного второстепенного метода обучения снижает эффективность решения учебного процесса. Таким образом, можно сделать вывод, что, хотя нет конкретной классификации методов обучения, все они важны, а применение различных методов на уроке делает урок более эффективным и интересным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.
2. Бабанский, Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения., М. : Педагогика- 2006.
3. Бочка, И. А. Формы и методы деятельности учителя начальных классов по адресной работе с учащимися различных категорий (из опыта работы) / И. А. Бочка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 908-911.
4. Долженко, О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. – М. : Высшая школа, 2009. – 278 с.
5. Дядинчук, Т. Г. Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников / Т. Г. Дядинчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 553-556.
6. Киргизов, Н. О. Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы / Н. О. Киргизов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 159-160.
7. Лутфетдинова, Р. Х. Взгляд на методы обучения в начальных классах общеобразовательных школ / Р. Х. Лутфетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 162-163.
8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 604 с.
9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Российское педагогическое агентство, 2006.
10. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 585 с.
11. Шегаева, А. В. Методы и приёмы работы в современной школе / А. В. Шегаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 104-106.