Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время использование информационных технологий в различных сферах деятельности становится все более актуальным. Одной из таких сфер является работа таможенных органов, где применение инновационных технологий может существенно повысить результативность работы.
Основной задачей таможенных органов является контроль перемещения товаров через границу. Этот процесс требует точности, оперативности и высокой степени надежности. Внедрение информационных технологий в работу таможенных органов позволяет значительно улучшить эффективность и качество данной деятельности.
Одним из примеров использования информационных технологий финансовыми органами является автоматизация процессов таможенного контроля. Автоматизация позволяет сократить время на обработку и анализ данных о перемещении товаров, а также уменьшить вероятность ошибок человеческого фактора. С помощью специальных программ и систем электронной обработки данных можно значительно ускорить процесс обработки информации о грузах, контроля за выпуском и таможенной очисткой товаров.
Еще одним примером применения информационных технологий в работе таможенных органов является создание единой информационной системы, объединяющей все участники внешнеэкономической деятельности. Это позволит значительно упростить процедуры таможенного контроля и минимизировать риски возникновения коррупционных схем.
Кроме того, использование информационных технологий позволяет более эффективно контролировать таможенные платежи и бюджетные поступления. С помощью специальных программ и систем можно автоматизировать процесс взимания таможенных пошлин и сборов, что сократит время на получение платежей и уменьшит возможность коррупционных схем.
Таким образом, использование информационных технологий в целях повышения результативности деятельности таможенных органов имеет большое значение. Автоматизация процессов таможенного контроля, создание единой информационной системы и эффективный контроль над таможенными платежами способствуют улучшению работы таможенных органов, увеличению эффективности и снижению рисков. Таким образом, информационные технологии играют важную роль в развитии и совершенствовании деятельности таможенных органов.
Степень исследованности темы. Практическое применение современных информационных технологий при контроле за таможенным транзитом широко обсуждается в научной литературе: Д.Л. Александров, И.А. Баглаенко, Т.И. Белоусова, В.В. Ермакова, А.П. Кед, Н.Г. Липатова, К.А. Мартакова, Р.П. и др.
Объектом исследования являются результативность деятельности таможенных органов.
Предметом работы выступают механизмы применение информационных технологий в деятельности таможенных органов.
Целью исследования является изучение использования информационных технологий в целях повышения результативности деятельности таможенных органов.
Исходя из заявленной цели, были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы использования информационных технологий в деятельности таможенных органов в целях повышения результативности деятельности таможенных органов;
-проанализировать практические аспекты информационно-технического обеспечения экономической деятельности таможенных органов;
-выявить проблемы и перспективы использования и внедрения в практику информационных таможенных технологий.
Источник информации исследования составили Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы.
Методологические основы составляют теоретический метод, анализ, синтез, аналогия, индукция, наблюдение, обобщение, сравнение, прогнозирование.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования информационных технологий в деятельности таможенных органов в целях повышения результативности деятельности таможенных органов
1.1. Информационные технологии: понятие и виды, применяемые в таможенных органах
Внедрение информационных технологий в государственных органах, в том числе в таможенной службе, является важным фактором экономического развития. Таможенная служба России в последнее десятилетие активно внедряет информационно-коммуникационные технологии, что позволяет упростить процедуры подготовки и принятия решений о выпуске товаров.
Для совершенствования процедур таможенного оформления и повышения качества государственных услуг в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) разрабатывается и внедряется целый ряд информационных технологий. Ниже перечислены наиболее значимые из них:
- внедрение системы электронного декларирования
- использование предварительной информации;
- применение удаленного выпуска
- внедрение таможенных платежных карт
- предоставление государственных услуг в электронном виде;
- привязка к разрешительным документам и т.д.
Внедрение информационных технологий в таможенную службу позволяет российской таможне создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций и международной торговли, минимизировать влияние человеческого фактора и снизить административные издержки.
В 2002 году российская таможня впервые применила технологию электронного декларирования (ЭД-1) для передачи электронных таможенных деклараций по выделенному каналу связи, а в 2008 году была внедрена технология ЭД-2 для передачи электронных таможенных деклараций с использованием сети Интернет.
Первая электронная таможенная декларация по технологии ЭД-1 была выпущена 25 ноября 2002 года, а первая электронная таможенная декларация по технологии ЭД-2 - 9 сентября 2008 года. С сентября 2009 года таможенная служба России регулярно внедряет новую технологию. Подача электронной таможенной декларации требует наличия электронной цифровой подписи, программного продукта для подготовки электронных таможенных деклараций и уникальной точки пользователя (в случае технологии ЭД-1) или информационного оператора (в случае технологии ЭД-2), что обеспечивает безопасную передачу информации от участников ВЭД в центральный информационно-технический таможенный отдел.
Одним из показателей развития таможенного сервиса является использование предварительного информирования при таможенном оформлении. Предварительное информирование - это представление сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах в таможенные органы государств-членов Таможенного союза не менее чем за два часа до ввоза товаров на территорию Таможенного союза. Подавать предварительную информацию могут грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, таможенные агенты и другие заинтересованные лица, независимо от того, находятся ли они в государстве - члене Таможенного союза или в любой другой стране. В России пилотная система предварительного декларирования была запущена в 2008 году.
Развитие электронного декларирования заложило основу для внедрения технологии удаленного выпуска. Эта технология основана на разделении таможенных процедур. На территории Российской Федерации документальные и физические таможенные проверки осуществляются разными таможенными органами. Например, документальные таможенные проверки проводятся на внутренних таможенных постах, а физические таможенные проверки - на таможенных пунктах пропуска.
Использование технологии удаленного выпуска позволяет равномерно распределить человеческие ресурсы и снизить нагрузку на таможенные терминалы, которые в настоящее время сосредоточены на границах России. Кроме того, технология оптимизирует нагрузку в зависимости от уровня специализации таможенных органов и сокращает время совершения таможенных операций в отношении транзитных товаров. Удаленный выпуск использует те же программные средства, что и электронное декларирование товаров. Платежная система «Таможенная платежная карта» - это инструмент таможенных и иных платежей. В рамках этой технологии платежи осуществляются с помощью пластиковой карты (микропроцессорной банковской карты). Карта выпускается кредитной организацией (банком-эмитентом), которая имеет доступ к счету плательщика таможенных платежей. Таможенные платежи по карте уплачиваются в российских рублях. Операции по карте подтверждаются подписями держателя карты и таможенного инспектора и считаются внесением денежных средств на таможенный счет.
В соответствии с действующим федеральным законодательством Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) проводит работу по созданию возможности предоставления государственных услуг в электронном виде через Портал государственных услуг. В настоящее время на Портале государственных услуг Федеральной таможенной службы Российской Федерации предоставляется 14 государственных услуг. В основном эти услуги основаны на отправке и получении документов на бумажных носителях. Однако только некоторые из них позволяют подавать электронные документы и получать ответы через портал услуг или по электронной почте. Электронная подача документов и предварительной информации доступна через электронный портал Федеральной службы статистики России (Росстат).
Росстат также разработал и внедрил несколько информационных систем. Однако бумажные документы по-прежнему используются в сочетании с информационными системами, дополняя или дублируя их. В ходе внедрения информационных систем Таможенная служба работает над развитием информационного обмена, но не отказалась от использования бумажных документов в процедурах таможенного оформления, и поэтому пока не достигла полного безбумажного таможенного оформления товаров.
1.2. Порядок и особенности использования информационных технологий в деятельности таможенных органов
Использование информационных технологий в деятельности таможенных органов представляет собой важный аспект их работы. Современные технологии позволяют значительно упростить и ускорить
Фрагмент для ознакомления
3
1.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
2.Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция) — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.
3.Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/.
4.Письмо ФТС России от 25 декабря 2017 г. N 01-11/73654 «Об электронных таможнях» — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17p73654/.
5.Ворона, А. А. Таможенное администрирование. — СПб.: Интермедия, 2023. — 184 c. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125760.html.
6.Кожуханов Н.М. Правовое регулирование таможенного декларирования в электронной форме в Российской Федерации: монография - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2021. – 132 с. - URL: https://www.iprbookshop.ru/69746.html.
7. Агамагомедова С.А., Курдина Н.В. Развитие информационных технологий в таможенном деле // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. – 2021. – No 1 (2). – С. 418-432. - URL: https://s.esrae.ru/customs/pdf/2017/1(2)/02.pdf.
8.Алёхина О.В., Кащеев В.В., Порошин Ю.Б. Организация системы администрирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС // Наука и общество. - 2021. - № 1 (27). - С. 4-10. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29025649.
9.Баркова Н. Н. Автоматическая регистрация таможенной декларации // Молодой ученый. - 2021. - №13.1. - С. 7-9. - — URL: https://moluch.ru/archive/147/41397/.
10. Башлы П. Н., Вербов В. Ф. Цифровая трансформация в современной жизни // Вестник Российской современной Академии. - 2021. - № 4. - С. 19-24. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44394161.
11. Дубинский Н.А. Информационные технологии в таможенном деле // «Планово-экономический отдел». – 2022. – No 6. – С. 76-86.- URL: http://www.profiz.ru/peo/6_2014/tamozhennoe_delo/.
12.Ермилов И.С., Игнатьева Г.В. Передовые информационные технологии в таможенном деле // Информационная безопасность регионов. - 2021. - № 1 (22). - С. 31-35.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peredovye-informatsionnye-tehnologii-v-tamozhennom-dele.
13. Коварда В. В., Лаптев Р. А., Тимофеева О. Г. перспективное развитие современной экономической безопасности в контексте цифровразвития экономических процессов в системе образования в ЕАЭС / / Вестник европейской науки. - 2021. - № 5. - С. 5. - URL: https://esj.today/PDF/11ECVN520.pdf.
14.Крапчина, Л. Н. Перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле РФ // Молодой ученый. — 2023. — № 51. — С. 369-372. - URL: https://moluch.ru/archive/446/97959/.
15.Куроптев Н.Б. Основные проблемы взаимодействия тамошних производителей с тамошними органами // Бюллетень инновационных технологий. - 2021. - Т. 4. - № 1 (13). - С. 72-77. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-vzaimodeystviya-tamozhennyh-predstaviteley-s-tamozhennymi-organami.
16.Курцева, Г.Р. Перспективные направления совершенствования таможенного администрирования: технология автоматического выпуска товара // Научное обозрение. - 2021. - № 9. - C. 140 – 143. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26206463.
17. Лебедев А. С. Проблема правового регулирования трансграничной электронной торговли в Евразийском экономическом союзе // Российская интеграция: экономика, право, политика. - 2021. - №2 (32). – С. 45-49 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-transgranichnoy-elektronnoy-torgovli-v-evraziyskom-ekonomicheskom-soyuze.
18.Макарова И. Г. Совершенствование технических средств таможенного контроля в целях цифровизации / / экономика регионов России: современное положение и прогнозные перспективы: сборник государственных материалов по Всероссийской научно-практической конференции подготовителей, аспирантов, магистрантов. - Иваново: Ивановский филиал ФГБОУ ВО « РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2021. - С. 38-34. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37532819.
19.Матвеева Е. С. Исследование системы автоматической регистрации деклараций на товары // Молодой ученый. - 2022. - №3. - С. 447-450. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28102605.
20.Павлова, Я. Информационные технологии в таможенном деле // Бюллетень инновационных технологий – 2021 - №3 (10) - С. 56-59. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37418084.
21.Панина Е.А. Проблемы и перспективы внедрения новых концепций цифровых технологий в работу таможенных органов Российской Федерации. Международная торговля и торговая политика. – 2023 - № 8(3) - С. 130-146. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-vnedreniya-novyh-kontseptsiy-tsifrovyh-tehnologiy-v-rabotu-tamozhennyh-organov-rossiyskoy-federatsii.
22.Панина Е. А., Шакало С. В. Защита интеллектуальной собственности: актуальный аспект // Международная торговля и торговая политика. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 123-138. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44883958.
23. Синяговская Е. С., Куроптев Н.Б. Проблемы системного внедрения товаров в ЕАЭС / / вопросы инновационных технологий. - 2021. - № 3 (15). - С. 33-38. - URL: https://elibrary.ru/zrdxms.
24.Сомов Ю. И., Шашаев А. Е. возможности применения новых цифровых технологий в современном деле // Вестник Российской современной Академии. - 2021. - № 1. - С. 29-41. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42551134.
25.Чупахина, Е. Н. Исследование теоретических основ применения информационных технологий в таможенном администрировании // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). – С. 124-129 - URL: https://moluch.ru/archive/464/101942/.
26.Гладкая, Л. Таможня: достижения и перспективы // Советская Белоруссия [Электронный ресурс]. – 2020. – URL: https://www.sb.by/articles/razgovor-o-sutisluzhby.html.
27.Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России - [Электронный ресурс]. // URL: http://old.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27216:- 2018-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588.