Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение внушаемости в рамках психологического дискурса показывает сложное взаимодействие индивидуальных когнитивных и эмоциональных механизмов с внешними социальными и медийными влияниями. Внушаемость – склонность принимать и соответствовать убеждениям или действиям, предлагаемым другими людьми, – становится важной проблемой в области психологии и социального поведения (Preston, 2021). Данное исследование вызвано острой необходимостью понять психологические основы и общественные последствия внушаемости, особенно в эпоху распространения цифровых медиа.
Актуальность данного исследования подчеркивается растущим влиянием как традиционных, так и новых медиа на общественное мнение и процессы принятия решений отдельными людьми; это влияние формирует общественные нормы и индивидуальное поведение, зачастую не поддающееся осознанию (Zhao, Strasser, Cappella, Lerman & Fishbein, 2011). Будучи социальными существами, люди погружены в культурные и социальные контексты, которые по своей природе предрасполагают их к различным уровням внушаемости через механизмы социального сравнения и нормативного влияния, которые значительно усиливаются под воздействием СМИ.
Проблемное поле данного исследования охватывает психологические аспекты внушаемости, фокусируясь на том, как социальные контексты и СМИ оказывают свое влияние и как это влияет на индивидуальное и коллективное поведение. Эта динамика крайне важна для понимания более широких общественных сдвигов и разработки мер, направленных на смягчение негативных последствий неправомерного влияния и манипулирования.
Начиная с точных эмпирических наблюдений, таких как рост потребления цифровых медиа и его корреляция с изменениями в общественном поведении и установках, данное исследование использует как аналитический, так и фактологический подходы. Препарируя взаимосвязи между социальным влиянием, медиастратегиями и индивидуальными психологическими механизмами (познание, эмоции), это исследование вносит вклад в тонкое понимание роли внушения в формировании современного человеческого опыта.
Методы, использованные в данном исследовании и подробно описанные в последующих главах, направлены на всестороннее изучение механизмов, посредством которых действует внушаемость, с применением различных экспериментальных и наблюдательных методик для оценки взаимодействия когнитивных функций и медиа-эффектов. Благодаря такому тщательному подходу исследование призвано выявить пути повышения индивидуальной устойчивости к бесполезным внушениям и поощрения более критического отношения к медиаконтенту.
Объект исследования – психологическая внушаемость – включает в себя сложный спектр индивидуальной восприимчивости к внешним воздействиям, опосредованным как прямыми социальными взаимодействиями, так и опосредованными коммуникациями. Предметом исследования являются психологические механизмы, лежащие в основе внушения, и многочисленные внешние факторы, которые усиливают или ослабляют внушаемость, включая всепроникающую роль средств массовой информации в формировании представлений и поведения с течением времени. Цель – прояснить сложную динамику между индивидуальными психологическими особенностями и более широким социально-медийным аспектом. Одновременно с этим, задачи, разработанные для достижения этой всеобъемлющей цели, включают: анализ когнитивных и эмоциональных основ, которые предрасполагают людей к внушаемости; картирование влияния социальных иерархий и культурных контекстов на эти тенденции; критическую оценку стратегий, используемых медиа-структурами для усиления внушаемости посредством повторяющегося и эмоционально заряженного контента; и, наконец, предложение практических стратегий для укрепления людей против неправомерного влияния, тем самым повышая устойчивость общества к манипулятивным практикам.
Для достижения этих целей дизайн исследования включает в себя продольную перспективу, позволяющую проследить эволюцию медиа-эффектов во времени, в сочетании с поперечным анализом, который фиксирует непосредственное воздействие конкретных медиа-кампаний. Используя палитру передовых статистических инструментов и психологических оценок, исследование стремится отделить тонкое от явного, преходящее от непреходящего в сфере психологического влияния. Ожидается, что благодаря применению этих методологий исследование не только внесет вклад в академический дискурс, но и послужит основой для практических вмешательств, направленных на укрепление когнитивной и эмоциональной защиты в различных группах населения.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе, объединяющем идеи психологической теории, когнитивной нейронауки и медиа-исследований для формирования комплексного понимания внушаемости в современных социотехнических рамках; т.о., исследование преодолевает традиционные дисциплинарные границы, проясняя синергетические эффекты медиа и социального влияния на психологическую восприимчивость. Подчеркивая инновационный эмпирический метод, это исследование использует продольные данные в сочетании с передовыми методами нейровизуализации для определения нейронных коррелятов внушаемости, что остается недостаточно изученным в существующей научной литературе. В исследовании также представлена аналитическая модель, которая количественно оценивает влияние моделей потребления медиа на когнитивные и эмоциональные аспекты внушаемости, расширяя тем самым существующие концептуальные представления в этой области.
Выдвигая гипотезу о том, что внушаемость является не просто побочным продуктом индивидуальных психологических особенностей, а существенно модулируется внешними медиастимулами, исследование предполагает, что повышенная подверженность цифровым медиа усиливает восприимчивость к социальному влиянию, тем самым катализируя сдвиг в когнитивных стилях обработки информации в сторону менее критического, более конформистского образа мышления. Эта гипотеза ставит под сомнение преобладающие предположения о том, что внушаемость является статичной чертой, вместо этого предлагая динамичное взаимодействие между средой и познанием, которое в значительной степени опосредовано типом и интенсивностью использования медиа. Поэтому данное исследование направлено на обоснование гипотезы с помощью серии экспериментов, направленных на исследование причинно-следственных связей между воздействием СМИ, корректировкой когнитивного стиля и результирующими изменениями внушаемости, используя методологию, объединяющую отслеживание данных в реальном времени и экспериментальные манипуляции.
Методологическая основа данного исследования базируется на междисциплинарном подходе, объединяющем теоретические взгляды и эмпирические данные из целого спектра научных работ для тщательного изучения аспектов внушаемости под влиянием социальных и медийных сил. Первоначальные ориентиры взяты у С. Арифхановой и Л. Султановой, которые раскрывают личностные особенности, предрасполагающие индивидов к влиянию, предполагая сложное взаимодействие между врожденными психологическими характеристиками и внешними манипулятивными тактиками («Личностные особенности потенциальной жертвы вербовщика», World science, 2018).
Далее теоретическая база подкрепляется исследованием Л.В. Астаховой и Т.В. Харлампиевой критического мышления как защитного механизма от манипулятивных медиастратегий («Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности», М.: РАН, 2009). Эта точка зрения является ключевой для понимания когнитивных защит, которые могут быть укреплены с помощью образовательных интервенций.
Важнейшим измерением является обсуждение В.А. Баришполец всеобъемлющих структур информационно-психологической безопасности, очерчивающих системные уязвимости, позволяющие влиянию СМИ проникать в индивидуальную и коллективную психику («Информационно-психологическая безопасность: основные положения», Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии, 2013).
Работа И.Н. Горностаевой о психологической эффективности социальной рекламы представляет собой методологическую линзу, через которую можно анализировать тонкие механизмы медиавлияния, предлагая эмпирические методики, пригодные для оценки влияния конкретного медиаконтента на внушаемость («Психологические аспекты и критерии психологической эффективности социальной рекламы», Сибирский торгово-экономический журнал, 2016).
Учет взглядов Г. Грачева на взаимосвязь личности и общества подчеркивает необходимость оценки более широкого социокультурного контекста, в котором функционируют медиа, что важно для понимания того, как медиастратегии адаптируются и воспринимаются («Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита», Литрес, 2016).
Методология, полученная из этих источников, будет использовать сочетание количественных и качественных методов исследования, включая экспериментальные схемы, опросы и контент-анализ, чтобы изучить, как различные типы медиаконтента влияют на уровень внушаемости среди различных демографических групп. Использование сложных статистических инструментов поможет разобраться в тонких взаимосвязях между индивидуальными психологическими особенностями и убеждающей силой СМИ, что обеспечит тщательную проверку гипотез, выдвинутых в данном исследовании.
Интегрируя эти разнообразные методологические подходы, исследование призвано создать надежную основу для понимания нюансов того, как внушаемость может быть опосредована и модерирована, внося значительный вклад в области психологии, медиалогии и социальных наук.
Чтобы отразить всю сложность внушаемости в рамках общества и СМИ, методы, используемые в данном исследовании, переплетают теоретические выводы с эмпирической проверкой, обеспечивая тем самым всесторонний анализ явления. В теоретическом плане основой исследования является обширный обзор литературы, охватывающий психологические теории влияния и манипулирования, а также социологические взгляды на роль СМИ в формировании когнитивных и эмоциональных реакций. Как утверждают И.З. Вельвовский и Н.К. Липгарт, понимание психотерапевтических методов служит основополагающей моделью для изучения того, как медиа могут выступать в качестве терапевтического агента или манипулятивного инструмента («Психотерапия в клинической практике», СПб.: Питер, 1984).
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агапова С.Г., Гущина Л.В. Информационная война: манипулятивная стратегия на понижение // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. №3 (27). С. 27-33.
2.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы [Текст]. – М.: изд-во МГУ, 1990. – 239 с.
3.Арифханова С., Султанова Л. Личностные особенности потенциальной жертвы вербовщика // World science. – 2018. – Т. 3. – №. 7 (35). – С. 28-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-potentsialnoy-zhertvy-verbovschika (дата обращения: 15.01.2024).
4.Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности // М.: РАН. – 2009. – Т. 141. URL: https://mediaeducation.ucoz.ru/_ld/1/144__iticheskoe_mis.pdf (дата обращения: 15.01.2024).
5.Балл Г. А. О понятиях «воздействие», «действие» и «операция» / Г.А. Балл // Вопросы психологии. – 1987. – № 4. – С. 10-21.
6.Баришполец В. А. Информационно-психологическая безопасность: основные положения // Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии. – 2013. – Т. 5. – №. 2. – С. 62-104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost-osnovnye-polozheniya (дата обращения: 15.01.2024).
7.Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. – М.: Изд-во: ПЕР СЭ, 2001. – 320 с.
8.Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Издание К.Л. Риккера, Переиздание – М.: 1988. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/behtv01/txt02.htm (дата обращения: 14.10.2023).
9.Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com/311-VNUSHENIE (дата обращения: 24.10.2023).
10.Вельвовский И.З., Липгарт Н.К. и др. Психотерапия в клинической практике. – СПб.: Питер, 1984. – 160 с.
11.Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2000. – 520 с.
12.Ворошилов В.В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 496 с.
13.Ворошилова А.А. Манипуляция сознанием как объект социально-политического исследования / А. А. Ворошилова // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. – 2006. – № 6(13). – С. 296-300. – EDN IUEQZL.
14.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Эксмо. 1998. – 650 с.
15.Горностаева И. Н. Психологические аспекты и критерии психологической эффективности социальной рекламы в процессе изучения ее влияния на потребителей // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2016. – №. 1 (22). – С. 127-130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-i-kriterii-psihologicheskoy-effektivnosti-sotsialnoy-reklamy-v-protsesse-izucheniya-ee-vliyaniya-na (дата обращения: 15.01.2024).
16.Грачев Г. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. – Litres, 2016. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=l6JUDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT2&ots=bGcJQVw2-r&sig=osRpY5BvcxNwOLYU1DNMhQZ3x1g (дата обращения: 15.01.2024).
17.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномена, механизма и защиты / Е. Л. Доценко. – М. : ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. – 276 с.
18.Жебрун Я.О. Внушаемость личности в коммуникативном облике современного человека // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 5. – С. 31-35. – EDN OZNTRV.
19.Жмуров В.А. Общая психопатология. – Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1986. Ч. 2. – 280 с.
20.Жукова Д. А. Методы воздействия на общественное сознание в детских СМИ // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010. – №. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-vozdeystviya-na-obschestvennoe-soznanie-v-detskih-smi (дата обращения: 15.01.2024).
21.Зазнобин В.М. Марксизм как идеология на новом этапе глобализации // Форум Китайской академии общественных наук: 2-ой международный марксистский форум «Социализм и мир сегодня», 16-17 ноября 2013 г. – Пекин, 2013. – С. 5-10.
22.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. – 370 с.
23.Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика: Учебное пособие. – М.: Академический проект: Культура. – М., 2008. – 496 с.
24.Лебедев А. Н. Психология рекламы. – « Издательский дом»« Питер»««, 2021. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=ef8-EAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA3&ots=-r8eRnMc6v&sig=SjTYIl2KSPxU7pduLLOMQVCYeMM (дата обращения: 15.01.2024).
25.Лепехин Н. Н., Протанская Е. С. Суггестология в контексте культурогенеза как научное направление // Верхневолжский филологический вестник. – 2018. – №. 4. – С. 186-194. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suggestologiya-v-kontekste-kulturogeneza-kak-nauchnoe-napravlenie (дата обращения: 15.01.2024).
26.Лисова С. Ю. Аудитория СМИ как институт гражданского общества: к проблеме социальной перцепции // На пути к гражданскому обществу. – 2011. – №. 3-4. – С. 53-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/auditoriya-smi-kak-institut-grazhdanskogo-obschestva-k-probleme-sotsialnoy-pertseptsii (дата обращения: 15.01.2024).
27.Лыгина Н. И., Пьянова Н. В., Алекса Е. А. Психологическое воздействие рекламы на потребителей // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – №. 3 (123). – С. 117-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-vozdeystvie-reklamy-na-potrebiteley (дата обращения: 15.01.2024).
28.Мерзлякова Е. Л. АнтиЛох: не дайте себя провести. – БХВ-Петербург, 2012. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=wwQvi5T5TowC&oi=fnd&pg=PR3&ots=IhnYgv1cf3&sig=FUhwdBzleWflB945KspLPs-ZCI4 (дата обращения: 15.01.2024).
29.Пашкина А. С. и др. Взаимосвязь тревожности и жизнестойкости взрослых людей с разным уровнем внушаемости в период пандемии covid-19: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 37.03. 01-Психология. – 2020. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vital:13423/SOURCE01 (дата обращения: 15.01.2024).
30.Семакова А. И., Ильянкова Е. И. Психологические аспекты внушаемости несовершеннолетних, совершивших кражи в составе группы // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2021. – №. 1. – С. 73-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-vnushaemosti-nesovershennoletnih-sovershivshih-krazhi-v-sostave-gruppy (дата обращения: 15.01.2024).
31.Семакова А. И., Ильянкова Е. И. PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SUGGESTIBILITY OF MINORS WHO COMMITTED THEFTS AS PART OF A GROUP ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУШАЕМОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ КРАЖИ В СОСТАВЕ ГРУППЫ. – 2021. URL: https://scholar.archive.org/work/eze2f2rkvbh6raab5pgx3kis7a/access/wayback/https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-vnushaemosti-nesovershennoletnih-sovershivshih-krazhi-v-sostave-gruppy/pdf (дата обращения: 15.01.2024).
32.Столбникова Е. А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы) : дис. – Ростов-на-Дону : [Рост. гос. пед. ун-та], 2005. URL: https://mediaeducation.ucoz.ru/_ld/1/142__..pdf (дата обращения: 15.01.2024).
33.ФОЛЯ Ю. П. СООТНОШЕНИЕ ВНУШАЕМОСТИ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ. URL: http://ecopsy.com.ua/data/zbirki/2010_22/sb22_39.pdf (дата обращения: 15.01.2024).
34.Черных А. Мир современных медиа. – Litres, 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=5fCiAAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT5&ots=ghuiiq4A_b&sig=_JQiBp9Fg7IodeS20WuDLA-wUMI (дата обращения: 15.01.2024).
35.Щеголева А. Н., Новикова Е. П. Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения // Вестник Воронежского института МВД России. – 2015. – №. 1. – С. 190-196. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-viktimnosti-nesovershennoletnih-i-puti-ee-snizheniya (дата обращения: 15.01.2024).