Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сиднейский оперный театр выполнен в архитектурном стиле экспрессионизм. Это один из наиболее выразительных стилей архитектуры в современности, позволяющий создавать уникальный облик зданий. Что очень востребовано в наши дни, поскольку архитектура все больше стремится отойти от унификации и утилитарности к узнаваемости и персонифицированности зданий и сооружений.
В дальнейшем будет разрабатываться макет данного здания: выполненное в уменьшенном масштабе объемно-пространственное изображение в материале. Для изготовления макета Сиднейского оперного театра будет использован акрил, пластик, картон и другие материалы.
Макетирование дает наглядное представление проектируемого или существующего здания, позволяя создателю макета изучить объемно-пространственные и конструктивные решения досконально и за счет этого понять часть проблем, с которыми столкнулись авторы в процессе создания здания.
Несмотря на широкое применение 3D-визуализаций, архитектурное макетирование – ценный навык, формирующий у архитектора реалистичное пространственное мышление, конструкторский взгляд, представление о конструктивных параметрах проекта.
Цель курсовой работы: разработать архитектурный макет здания Сиднейского оперного театра.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы архитектурного макета здания.
2. Провести анализ аналогов.
3. Определить особенности разработки архитектурного макета здания.
4. Разработать план архитектурного макета здания.
Объект исследования: здание Сиднейского оперного театра
Предмет исследования: разработка архитектурного макета здания Сиднейского оперного театра.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО МАКЕТА ЗДАНИЯ СИДНЕЙСКОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА
1.1 История стиля экспрессионизм
Экспрессионизм – один из наиболее ярких стилей, родившийся из одноименного художественного движения в XX веке. Он формировался в Австро-Венгрии и Германии 20-х благодаря революционному для того момента, взгляду на искусство немецких, чешских и французских художников.
Впервые стиль обрел имя на выставке берлинского Сецессиона, и достаточно быстро распространился на все визуальные искусства, включая архитектуру. В основе лежала идея противопоставления натурализму, подчеркнутая выразительность форм, порой гротескное выражение конфликтности, крика, эмоциональности.
Предпосылками к появлению стиля была политическая и социальная обстановка в Европе: атмосфера обреченности, подготовки к войне, конкуренции, агрессии, тоски по ушедшим классическим идеалам и спокойным временам. Европа 20-х годов XX века находилась в массовом историческом кризисе, что сказывалось на художниках всех направлений и подталкивало их к поиску новых форм, материалов, сочетаний, для того, чтобы выразить то, что чувствовали все.
Старые стили архитектуры также не могли удовлетворить изменившимся задачам и веяньям, поэтому архитектура последовала за художниками, найдя в стиле экспрессионизма поле для выражения.
Основными элементами визуального дизайна являются: линия, фигура, цвет, насыщенность, форма, текстура и пространство. Для архитектурного стиля экспрессионизм стало характерно усиление элементов линии, фигуры, насыщенности, пространства.
Иными словами, здания выполненные в стиле экспрессионизм, это здания, чей облик рассчитан на эмоциональное восприятие. Для чего используются элементы линии, фигуры и насыщенности, создающие эмоционально окрашенное пространство.
Наиболее часто в теории архитектуры экспрессионизм привязан к 1920-1930-м годам, однако, ряд теоретиков прослеживает его развитие до 1950-х.
Экспрессионизм связан с поисками художественного образа архитектурного произведения. Ориентирован на активную пластику форм, скульптурность, выражение экстравагантности через баланс рациональных и иррациональных начал.
В архитектурной критике термин также достаточно распространен и трактуется исследователями по-разному.
Академик архитектуры А. В. Иконников дает достаточно узкое и конкретное определение термину, ограничивая его временное распространение и связывая его с революционными настроениями буржуазной цивилизации; характеризует экспрессионизм как тенденцию в искусстве. «Э. отразил смятенность человека в мире, потрясаемом катаклизмами, протест против социальных механизмов, подавляющих личность, уродств буржуазной цивилизации. Ницшеанская субъективность в идеях и практике Э. соединялась с верой в возможность преобразования жизни художественным творчеством и пророческую миссию художника» [6].
В. Г. Власов (автор словаря «Стили в искусстве»), напротив, трактует экспрессионизм достаточно широко. Он рассуждает об экспрессии как о качестве художественного образа. И подчеркивает ее присутствие в различных исторических архитектурных стилях: «Экспрессия-качество наиболее острой, максимально яркой выразительности художественного образа, часто приводящей к деформации, динамике, экзальтации, надломленности, гротеску, фантастике. В этом смысле экспрессионистическими стилями являются Маньеризм и Барокко, в значительной степени искусство Северного Возрождения»; «Термин «экспрессионизм» в западноевропейском искусствознании понимается широко. Разновидностью экспрессионизма является течение «абстрактного экспрессионизма», начатое В. Кандинским в «Синем всаднике» и распространившееся затем в Европе и США в 1930-1950-х гг. В архитектуре экспрессионизмом часто называют поздний символизм Модерна - «пластицизм» А.Гауди; оригинальный стиль, созданный австрийским философом Р. Штайнером в его «Гетеануме», сочетающий строгую геометрию с пластикой «органических форм» и космологической символикой. Подобный экспрессионизм послужил Ф.Л.Райту в качестве основы его «органической архитектуры» и «нового экспрессионизма Ле Корбюзье» [5].
О. В. Орельская рассматривает экспрессионизм в ряду направлений (течений) в искусстве и архитектуре как противоположность функционализму в рамках модернизма, подчеркивая его связь с кризисными периодами в развитии общества:
«Экспрессионизм — направление в изобразительном искусстве и современной архитектуре, которое является противоположностью функционализма. Экспрессионизм передавал тревожное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов и волнений. Его отличают поиски
способов выражения экспрессивности, ориентация на активную пластику форм. Особенно ярко оно проявилось в Германии и Австрии» [66].
Анализируя теоретические подходы в понимании термина «экспрессионизм» в архитектуре, можно выделить два основных толкования этого явления, в зависимости от широты его понимания.
Термин «экспрессионизм» чаще всего применяется для обозначения стилистического направления в архитектуре таких европейских стран, как революционной Германии и Нидерландов 1910-х - 1920-х годов (конкретно-историческая точка зрения). Когда архитекторы в своих произведениях изображали реальность искаженную так, чтобы выпукло выразить свои внутренние видения, идеи или эмоции [8]. Основными деятелями этого стилистического течения считаются архитекторы Э. Мендельсон (1887-1953), Б. Таут (1880-1938), Г. Пёльциг (1869-1936) [8].
Тем не менее, современные теоретические дискуссии указывают на проявление экспрессионизма и в других периодах и контекстах архитектуры [6]. Здесь проявляется более широкое понимание термина экспрессионизм (имманентный подход) - он представляет собой постоянный, основной фактор всех стилистических направлений во все периоды. Так, можно проследить, что в истории архитектуры в разных странах периодически встречаются произведения, несущие в своем образе яркий эмоциональный заряд.
После паузы почти в четверть века, экспрессионизм в архитектуре вновь появляется в его «нео» - варианте в середине 50-х годов XX века, как реакция на уже широко распространенный в мире функционализм [9]. С этого момента и до настоящего времени, в архитектуре экспрессионисты имеют дело не с подчеркнутой функцией во внешнем облике сооружения, а с созданием свободных, мощных, скульптурных форм, часто в виде кристалла,
иногда и с острыми углами в виде сталактитов или, наоборот, с криволинейными, динамическими, округлыми и пластичными формами.
В данной работе мы опираемся следующее понимание экспрессионизма в архитектуре: экспрессионизм - стилистическое течение в архитектуре, ориентирующееся на поиски усиленной эмоциональной выразительности путем использования пластических возможностей архитектуры. Экспрессионизм проявляется в истории архитектуры наиболее ярко в периоды социальных кризисов и является индикатором революционных изменений в различных сферах жизни.
Наиболее яркими представителями стиля принято считать здания:
1. Астрофизической лаборатории Эйнштейна в Германии архитектора Э. Мендельсона, 1917-1921 гг. (приложение А, рисунок А.1);
2. Капеллы в Роншане, архитектора Ле Карбюзье, 1950-1951гг. (приложение А, рисунок А.2);
3. Чилихаус в Гамбурге, архитектора Ф.Хегера (1922-1924гг.), 1997-2003 гг. (приложение А, рисунок А.3).
4. Гетеанум, архитектора Р. Штейнера (приложение А, рисунок А.4);
5. Стеклянный павильон, архитектора Б. Таута (1914г) (приложение А, рисунок А.5)
6. Церковь Грундтвига в Копенгагене, архитектора П.Клинта (1914-1940гг. (приложение А, рисунок А.6)
Характерные внешние характеристики стиля экспрессионизм:
- динамичная ассиметрия, отсутствие симметрии;
- контраст ортогональности и криволинейности;
- эмоциональная выразительность композиции;
- подражание органическим формам;
- наличие контрастных деталей, профилей, малых форм;
- отказ работать с привычной тектоникой
1.2 История здания Сиднейского оперного театра
Сиднейский оперный театр – одно из наиболее узнаваемых зданий мира, символ Австралии и главная достопримечательность континента. Располагается в Сиднейском заливе (Приложение А, рисунки А.7 – А.9).
Характерная особенность, формирующая облик - уникальные парусообразные монолитные оболочки, образующие крышу и кровлю.
Перед архитектором изначально ставилась задача создания достопримечательности, поскольку до появления Сиднейского оперного театра, в городе было только одно известное строение – мост Харбор-Бридж, открытый в 1932 году.
В 1954 был объявлен конкурс проектов для здания оперы, в котором приняло участие более 1000 работ из 32 стран мира. В финал вышло 220 проектов, которые мало отличались друг от друга в плане выразительности, поскольку были выполнены в классическом стиле.
Фрагмент для ознакомления
3
Электронный ресурс (сайт):
1. https://architectureguru.ru/sydney-opera-house-australia, дата обращения: 03.05.2024г
2. https://architecturalidea.com/architecture-blog/sidneyskiy-opernyy-teatr, , дата обращения: 03.05.2024г
3. https://maistro.ru/articles/arhitektura-gradostroitelstvo-dizajn/voploshhenie-fantazii-kulturnyj-centr-gejdara-alieva-ot-arhitektora-zahi-hadid, дата обращения: 02.05.2024г
4. https://adcitymag.ru/v-stolice-saudovskoj-aravii-er-riyade-otkrylsya-issledovatelskij-centr-po-proektu-zaxi-xadid, дата обращения: 02.05.2024г
Книга:
5. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных пространств: учеб, пособие. Допущено УМО по образованию в области архитектуры Минобрнауки РФ/А.Л. Гельфонд. — Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2013. - 265 с.
6. С. Ходж. Главное в истории архитектуры. Стили, здания, элементы, материалы.– М., Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2002. – 224с.
7. Ч. Франсис. Архитектура. Форма, пространство композиция. - М., Изд-во ОГИЗ, 2023. – 448с.
8. С. Дядков: Архитектура промышленных и большепролетных зданий: учеб, пособие.– М., Изд-во АСВ, 2008. – 560с.
9. М. Кушнер «Будущее архитектуры. 100 самых необычных зданий». – М., Изд-во Corpus, 2016. – 176с.
10. С. Кавтарадзе: Анатомия архитектуры. – М., Изд-во Дом ВШЭ, 2023, 472с.
11. Н. Вандышева, В. Карташова: Объемно-пространственная композиция с элементами макетирования. Учеб, пособие. – М. Изд-во Лань, 2024г, 92с
12. Ю. Янковская: Изображение архитектурного замысла при проектировании средствами архитектурной графики. Учеб, пособие. - М. Изд-во Лань, 2024г, 104с