Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Попытка определить роль средств массовой информации и коммуникации в современных информационных войнах может рассматриваться как одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Органы государственного управления фактически ежедневно сталкиваются с необходимостью принимать ресурсозатратные и достаточно болезненные в социальном плане решения по совершенствованию и даже перестройке системы информационной безопасности страны[ См. Николайчук И.А. Роль СМИ в современных информационных войнах//ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ. 2021. С. 162].
Человечество с незапамятных времен сталкивалось с проблемой информационных войн на всех уровнях жизни общества, и лук, стрелы, мечи, пушки и танки, в коне концов, ядерные ракеты, только завершали физический разгром сообщества, уже потерпевшего поражение в информационной войне. Технологическая революция привела к появлению термина «информационная эра» из-за того, что информационные системы стали частью нашей жизни и изменили ее коренным образом. Информационная эра также изменила способ ведения боевых действий, обеспечив участников боевых действий беспрецедентным количеством и качеством информации. Следует различать войну информационной эры и информационную войну. Война информационной эры использует информационную технологию как средство для успешного проведения боевых операций. Тогда как информационная война рассматривает информацию как отдельный объект или потенциальное оружие и как выгодную цель. Технологии информационной эры сделали возможным прямое манипулирование информацией противника. Информация появляется на основе событий окружающего мира. Информация сама становится оружием. События должны быть восприняты каким-то образом и проинтерпретированы, чтобы стать информацией. Поэтому информация – это результат двух вещей – воспринятых данных и команд, требуемых для интерпретации данных и связывания с ними значений.
Целью данной работы является рассмотрение информационных войн в цифровых медиа.
Задачи:
- рассмотреть «новые медиа» в современном социуме и используемые технологии;
- описать сущность и специфику ведения информационной войны;
- привести пример «фейков», «вбросов» и их использования в информационной войне;
- описать дезинформирующую информацию в СМИ: взгляд Украины и России на СВО.
Объект исследования: информационные войны.
Предмет исследования: особенности медиа в условиях информационной войны
Материалы для исследования: NYTimes, BBC, Россия 1, телеграм-каналы
Методы исследования: анализ статей литературы, видеоматериалов
1 Информационные войны в современном медиапространстве: сущность, специфика
1.1 «Новые медиа» в современном социуме и используемые технологии
Манипулятивные технологии в новых медиа
Человек устроен так, чтобы быстро реагировать на внешние воздействия – это развивалось с момента появления человека разумного Homo sapiense в связи с необходимостью быстро распознать хищника и соответствующе отреагировать[ Гончаров Д.К., Григорьева С.Н. Информационные технологии информационной войны//MODERN SCIENCE. 2020. № 7. С. 281-285].
Одновременно рев хищника или сообщение другого человека были равнозначны непосредственно видимой опасности. Поэтому сейчас люди, прочитав или услышав информацию, воспринимают ее так, как будто являются непосредственными свидетелями события. Также мозг человека устроен так, что при большом потоке информации отключается рациональное осмысление и работает только эмоциональное ощущение. Это опять же связано было с необходимостью распознать опасность и отреагировать. То есть скорость реакции важнее правильности реакции.
Информационные воздействия с негативным влиянием используют психосоциальные особенности человека следующим образом:
- информационная перегрузка – полезная информация сопровождается большим количеством ненужных деталей и дополнительной неструктурированной и несогласованной информацией сбивающей с толку
- дозирование информации – сообщается только та часть, которая выгодна информатору
- стереотипизация – использование известных человек словесных конструкций и штампов, которые вызывают привычную реакцию, но противоречат рациональному смыслу информации
- сенсационность – использование образов, которые заставляют эмоционально отзываться на информацию и принимать на веру несуществующую информацию
- смешение с ложью или сообщение полностью ложной информации – хитрая и аккуратная смесь проверяемых и непроверяемых фактов, или даже наглая подача недостоверных фактов в одном сообщении может вызвать доверие у реципиентов
- замалчивание – скрывание и несообщение важной информации, особенно осуществляемое массово, позволяет манипулировать сознанием людей.
Приемов затуманивания разумов огромное количество. Инструментов – аналогично. К примеру, действенным методом влияния всегда являлась пропаганда.
По мнению Г. Лассуэлла, пропаганда – это управление коллективными установками посредством манипулирования значимыми символами. Основная функция пропаганды – устранять социальную дезорганизацию путём убеждения и аргументов, а не насилия и тирании. Демократия, по его мнению, провозгласила диктатуру демагогии, а диктатором – пропаганду[ См. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0CC8QF jAC&url=http%3A%2F%2Fstavroskrest.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Ffiles%2Fbooks%2Faronson_pratkanis.pdf&ei=EsACVZKlFovjywOCh 4KQDA&usg=AFQjCNEKZY73At_C2ztuazWyHGJ8gCCNqw&bvm=bv.88198703,d.bGQ. Дата обращения: 10.05.2024.]. Также Г. Лассуэл отличает понятия просвещение и пропаганда[ См. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – Издательство «Прогресс», Москва, 1981. с 42.]. По его мнению, просвещение направлено на объяснение научных истин, языковых правил, техник искусства и ремесла. А пропаганда направлена на искусственное создание оценочных диспозиций и установок в общественном сознании[ См. Lasswell H. D. The Theory of Political Propaganda. The American Political Science Review, Vol. 21, No. 3. (Aug., 1927), pp. 627-631]. Э. Аронсон и Э. Р. Пратканис описывают историю происхождения пропаганды и отношение к ней, сформировавшееся в Европе. В 1622 году после неудачи религиозных войн католической церковью была создана организация Sacra Congregatio de Propaganda Fide (Священная конгрегация пропаганды веры), целью которой было распространение католической религии по миру с целью добровольного принятия его людьми.
Фрагмент для ознакомления
3
1)Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0CC8QF jAC&url=http%3A%2F%2Fstavroskrest.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Ffiles%2Fbooks%2Faronson_pratkanis.pdf&ei=EsACVZKlFovjywOCh 4KQDA&usg=AFQjCNEKZY73At_C2ztuazWyHGJ8gCCNqw&bvm=bv.88198703,d.bGQ. Дата обращения: 10.05.2024.
2)Бернейс Э. Пропаганда. – [Электронный ресурс]. – URL: http://commondatastorage.googleapis.com/brainmod/book/Edward- Bernays-Propaganda.pdf. с. 4-5. Дата обращения: 10.05.2024
3)Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – Издательство «Прогресс», Москва, 1981.
4)Гончаров Д. К., Григорьева С. Н. Информационные технологии информационной войны// Modern Science. 2020. № 7-1. С. 281
5)Гребенюк А.А. Социальная технология, мягкая сила.: концепт, практика измерения и оценка эффективности. – М.; СПб: Нестор-История, 2022. С. 78. – 188 с.
6)Дорохин В.Н. Феномен политических Telegram-каналов как инновационных цифровых СМИ в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. No 1. – С. 103-105
7)Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Ручкин А. В., Симачкова Н. Н., Чупина И. П. Cовременная информационная война // Образование и право. 2022. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/covremennaya-informatsionnaya-voyna (дата обращения: 10.05.2024).
8)Минаева Л.В. Стратегическая коммуникация как инструмент продвижения национальных интересов страны // Российская школа связей с общественностью. 2021. No 20. С. 52-58
9)Михайленко Я. А. Информационные войны: историографический обзор и современная концепция на примере СВО// PR И РЕКЛАМА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: СМЫСЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 2023. С. 321-323
10)Николайчук И.А. Роль СМИ в современных информационных войнах//ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ. 2021. С. 162-165
11)Пак Е.М. Сетевые платформы как инструмент продвижения СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. No 2. – С. 128-130
12)Политтех. Идеология, пропаганда и агитация. – [Электронный ресурс]. – URL: http://polittech.org/2013/08/16/ideologiya- propaganda-i-agitaciya/. Дата обращения 10.05.2024.
13)Полянцева Е. Д. Особенности современной информационной войны в цифровом пространстве// Проблемы современной экономики и прикладные исследования: молодежные проекты: Материалы VI Международной молодежной научно-практической конференции. Автоном. некоммерч. образоват. орг. высш.образования Центросоюза Рос. Федерации «Рос. ун-т кооперации», Владим.фил.; [редкол.: К.А. Нефёдова и др.] – Владимир: «Аркаим», 2023. С. 204-208
14)Рыжков Г. М., Дубинина И. И. Дезинформация как эффективный инструмент ведения информационной войны в цифровом обществе//ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В XXI ВЕКЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 142-150
15)Руткевич, Н. А. Реконструкция образа Врага в новых условиях / Н. А. Руткевич // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 4. С. 160-165
16)Сафаров, Р. Р. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ // Скиф. 2023. №7 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-v-rossiyskoy-federatsii-vliyanie-na-obschestvennoe-mnenie-i-problemy (дата обращения: 13.04.2024).
17)Титоренко Е.Э. Современная информационная война против России// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА. Материалы симпозиума XVIII (L) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, приуроченной к 50-летию КемГУ. Том Выпуск 24 . Науч. редактор А.В. Серый. Кемерово, 2023. С. 120-125
18)Чиркин Д. Ю. Цифровые медиа как инструмент информационно-политического противоборства / Д. Ю. Чиркин. — Текст : непосредственный // Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании : 3-й молодежный конвент : материалы международной студенческой конференции (Екатеринбург, 14-16 марта 2019 г.). — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. — С. 615-620
19)Чихрадзе Д. С. Методы воздействия СМИ на общественное сознание// СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 75-80
20)Lasswell H. D. The Theory of Political Propaganda. The American Political Science Review, Vol. 21, No. 3. (Aug., 1927), pp. 627-631