Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Центральная проблема исследования – многогранное развитие когнитивной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом «задержка психического развития», вызывающее значительный научный и практический интерес в связи с его последствиями для образовательных стратегий и психологической поддержки.
Теоретическое исследование базируется на синтезе классических и современных источников, которые дают многомерное представление о когнитивном развитии дошкольников с задержкой психического развития. Центральное место занимает применение теорий психологии развития Л.С. Выготского, особенно тех, которые раскрыты в его «Собрании сочинений: Проблемы развития психики» [5], которые подчеркивают социокультурные термины когнитивного развития. Интегрируя эти теоретические основы, в исследовании используется диагностико-интервенционная схема, предложенная В.И. Лубовским и Т.А. Власовой в работе «Дети с задержкой психического развития», где подробно рассматриваются психолого-педагогические нюансы, необходимые для решения проблемы нарушений обучаемости. В исследовании используются нейропсихологические взгляды А.Р. Лурии из «Основ нейропсихологии», применяя его концепции функций мозга для понимания нейробиологических аспектов умственной отсталости. Эти перспективы обогащаются результатами исследований Е.В. Бочкиной о когнитивных представлениях в работе «Особенности развития представлений о цикличности пространства и времени у детей дошкольного возраста» [3], которые подчеркивают специфические закономерности когнитивного развития в данной целевой группе. Практические аспекты интеграции информационных технологий в познавательное развитие рассматриваются в работе И.Г. Кудымовой [9], где подчеркивается роль технологических средств в повышении результативности обучения. В данном исследовании также критически оценивается вклад В.Б. Алферьевой-Термсикос, которая рассматривает тему «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» [1], интегрируя эти идеи с принципами раннего вмешательства, имеющими ключевое значение для коррекции и развития познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования обусловлена междисциплинарным подходом, объединяющим нейропсихологию, когнитивную психологию и педагогическую теорию для раскрытия сложных механизмов когнитивного развития дошкольников с задержкой психического развития. Этот синтез не только уточняет, но и расширяет концептуальные рамки, подобные тем, что были предложены Л.С. Выготским и А.Р. Лурией, в отношении влияния социальных и биологических детерминант на когнитивные функции. В частности, объединяя теории социокультурного развития Выготского и нейропсихологические идеи Лурии, исследование стремится предложить нюансы понимания того, как формируются когнитивные процессы в условиях, характеризующихся задержкой развития.
Цель исследования: на теоретическом уровне изучить и охарактеризовать особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – познавательная сфера детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР.
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Охарактеризовать особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Актуальность исследования обусловлена развитием когнитивной психологии и педагогики, которые стремятся интегрировать различные образовательные подходы с учетом уникальных потребностей детей с проблемами в развитии. Область исследований, включающая биологические, психологические и социальные аспекты, раскрывает сложное взаимодействие между врожденными способностями и влиянием окружающей среды в формировании когнитивных функций у этой категории населения.
Начиная с точных показателей нейроразвития, исследование выходит за рамки биологического субстрата и обращается к социально-психологическим основам (теории «строительных лесов», Выготские социокультурные модели), которые лежат в основе когнитивного развития от рождения до дошкольного возраста. В исследовании рассматривается эффективность раннего вмешательства и ключевая роль адаптированных педагогических технологий; по сути, эти элементы имеют первостепенное значение для смягчения отклонений в развитии, характерных для умственной отсталости.
Методы исследования. Теоретические:
-Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и обобщение литературы
-Интерпретация литературных источников
-Библиографический
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из: введения, основной части, заключения, списка используемых источников.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Понятие и особенности развития познавательной сферы в онтогенезе
Когнитивное развитие в онтогенезе, особенно у дошкольников с задержкой психического развития, разворачивается через сложное взаимодействие нейробиологических, психологических и социальных факторов, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в траекторию развития от рождения до школьного возраста. Это развитие характеризуется значимыми вехами, которые часто задерживаются или изменяются у детей с когнитивными нарушениями, что свидетельствует об отклонениях в развитии, требующих специальных педагогических и терапевтических вмешательств [8]. Основополагающая стадия когнитивного развития включает в себя приобретение основных сенсорных и перцептивных способностей, которые, по мнению Л.С. Выготского, в значительной степени зависят от социального окружения ребенка и опосредованных взаимодействий, в которые он вступает [5].
По мере продвижения детей к более сложным когнитивным функциям роль структурированной образовательной деятельности, как подчеркивает А.Л. Венгер, становится все более важной, особенно в развитии таких когнитивных процессов, как память, внимание и решение проблем [4]. Именно на этих этапах различия между типичным развитием и развитием, наблюдаемым у детей с задержкой психического развития, становятся более выраженными. Например, часто нарушается интеграция сенсорного опыта с двигательными способностями – процесс, занимающий центральное место в когнитивном развитии, – что требует целенаправленных образовательных стратегий, способных устранить эти пробелы [1].
Траектория развития также определяется познавательными интересами, которые формируются в дошкольном возрасте, когда дети начинают проявлять специфические предпочтения к определенным видам познавательной деятельности [1]. У детей с ЗПР эти интересы могут развиваться иначе, часто требуя более явной поддержки и подкрепления со стороны педагогов и воспитателей, чтобы связать их с целями развития, достижимыми в рамках ограничений их когнитивных возможностей [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алферьева-Термсикос В.Б. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 87-5. – С. 11-13. – DOI 10.18411/trnio-07-2022-165.
2.Бочкина Е.В. Особенности развития представлений о цикличности пространства и времени у детей дошкольного возраста // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2019. – № 2(48). – С. 111-123. – DOI 10.25688/20769121.2019.48.2.11.
3.Бочкина Е.В., Дороничева М.М., Шатилова H.H., Плохих Д.А. Разновидности коморбидных нарушений у детей с ЗПР // Психология Психотехника. – 2022. – № 4. – С. 1-13. – DOI 10.7256/2454-0722.2022.4.38812.
4.Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). – М.: Знание, 1984. – 80 с.
5.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 3: Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.
6.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: АКАДЕМИЯ, 2004. – 280 с.
7.Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5.
8.Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.
9.Кудымова И.Г. ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 123-124.
10.Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
11.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 144 с.
12.Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. – Смоленск, 1994. – 276 с.
13.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
14.Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 576 с.
15.Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
16.Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. Т.В. Власовой. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
17.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Коррекционная педагогика, 2001. – 192 с.
18.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2016. – 712 с.
19.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 г. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?frame=1
20.Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523/
21.Acosta W., Ramos A., Alava D., López V. Cognitive stimulation in the psychomotor development of schoolchildren // Medwave. – 2023. – https://doi.org/10.5867/medwave.2023.s1.uta179.
22.Bakay S. Some aspects of the age characteristics of the sensory-cognitive development of the child during the preparation of future educators // New Collegium. – 2023. – https://doi.org/10.30837/nc.2023.1-2.93.
23.Cheng C., Wei C., Lin Y. Design and Usability Evaluation of Visual Perception Game-Based Training System for Children with Developmental Delays // Usability and User Experience. – 2023. – https://doi.org/10.54941/ahfe1003202.
24.Cho S., Park H. Exploring changes in children with developmental delays in a mixed-age class aged 3 to 5 years // Korean Association For Learner-Centered Curriculum And Instruction. – 2023. – https://doi.org/10.22251/jlcci.2023.23.22.239.
25.Crotty J., Martin-Herz S., Scharf R. Cognitive Development // Pediatrics in review. – 2023. – Vol. 44, № 2. – P. 58-67. – https://doi.org/10.1542/pir.2021-005069.
26.Febrina F., Lawalata V., Ramli Y. Factors associated with cognitive and communication delay in children aged 0 to 3 years using the Battelle-Developmental Inventory, 2nd edition // Paediatrica Indonesiana. – 2023. – https://doi.org/10.14238/pi63.4.2023.282-9.
27.Guo Y. Children’s Cognitive Development: Early Language Learning // Communications in Humanities Research. – 2023. – https://doi.org/10.54254/2753-7064/3/20221007.
28.Kanwal S., Javaid I., Akbar S., Butt G., Ali A., Saeed S. Association Between Excessive Screen Time and Language Delay in Preschool Children // Journal of Health and Rehabilitation Research. – 2023. – https://doi.org/10.61919/jhrr.v3i2.148.
29.Kasari C., Shire S., Shih W., Landa R., Levato L., Smith T. Spoken language outcomes in limited language preschoolers with autism and global developmental delay: RCT of early intervention approaches // Autism Research. – 2023. – Vol. 16. – P. 1236-1246. – https://doi.org/10.1002/aur.2932.
30.Kaseda E., Koop J., Pardej S., Miller L., Heffelfinger A. Concordance Between Theorized Cognitive Profiles, Medical Risk Factors, and Clinical Diagnoses Within Preschool-Aged Children // Journal of the International Neuropsychological Society. – 2023. – Vol. 29. – P. 71-72. – https://doi.org/10.1017/s1355617723001595.
31.Krutsevych T., Huliuk N., Pohasii L. The effect of adaptive physical education on the development of children with speech delays in a preschool educational institution // Scientific Journal of National Pedagogical Dragomanov University. Series 15. Scientific and pedagogical problems of physical culture (physical culture and sports). – 2023. – Vol. 5(164). – https://doi.org/10.31392/npu-nc.series15.2023.5(164).19.
32.Moss S., Zhang X., Tamplain P., Gu X. Overweight/obesity and socio-demographic disparities in children’s motor and cognitive function // Frontiers in Psychology. – 2023. – Vol. 14. – https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1134647.
33.Patwardhan I., Gordon C., Mason W. Trajectories of cognitive flexibility through kindergarten and first grade: Implications for externalizing and internalizing behavior problems in the second grade // Developmental psychology. – 2023. – Vol. 59, № 10. – P. 1794-1806. – https://doi.org/10.1037/dev0001597.
34.Petretto D., Fadda R., Chin W., Wu W., Hsu J., Tang I., Yao T., Huang Y. Correlation Analysis of Attention and Intelligence of Preterm Infants at Preschool Age: A Premature Cohort Study // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2023. – Vol. 20. – https://doi.org/10.3390/ijerph20043357.
35.Said F., Pratiwi D., Nambiar N., Yati M., Wahyuni S. Cuisenaire Beam Media on Increasing Cognitive Ability of Preschool Age Children in Raudathul Atfhal Kindergarten Al-insyiroh, Kendari City // Jurnal Inspirasi Kesehatan. – 2023. – https://doi.org/10.52523/jika.v1i2.45.
36.Siphai S., Siphai S., Sakulku J. The development of Early Childhood intellectual Capacities in the Child Development Centers of the Local Administrative Organizations, Chaiyaphum // International Journal of Sociologies and Anthropologies Science Reviews. – 2023. – https://doi.org/10.60027/ijsasr.2023.3271.
37.Zannat R., Sharaque A., Sultana M., Samad S., Alam A., Noor I., Karim A. A cross-sectional study addressing the cognitive development of two-year-old children // World Journal of Biology Pharmacy and Health Sciences. – 2023. – https://doi.org/10.30574/wjbphs.2023.15.1.0309.