Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стихотворение Бориса Пастернака "Сказка" – одно из самых ярких и многогранных произведений автора. В нем, на первый взгляд, простой и незамысловатый сюжет, переплетаются с глубокой философской проблематикой, а лирический тон перекликается с народным духом. Это произведение не просто красивая история, но и сложная мозаика фольклорных мотивов и традиций, которые придают тексту особую глубину и многогранность.
В данной курсовой работе будет рассмотрено влияние фольклора на стихотворение "Сказка". Мы проанализируем ключевые фольклорные образы, символы и мотивы, а также рассмотрим использование Пастернаком традиционных фольклорных приемов в контексте его собственного творчества.
Фольклор, как совокупность устного народного творчества, хранит в себе богатейшее наследие народа, его историю, быт, мировоззрение и ценности. Он является не просто сокровищницей сказок, песен, пословиц и легенд, но и живым свидетельством культурной преемственности, передаваемой из поколения в поколение.
Изучение фольклора как научного объекта началось сравнительно недавно, но уже за этот период оформилась самостоятельная область знания - фольклористика. Она изучает происхождение, развитие, структуру и функции фольклора, рассматривает его взаимосвязь с другими формами искусства и культуры, анализирует влияние социальных, исторических и культурных факторов на фольклорные традиции.
Актуальность исследования:
В современном мире, характеризующемся глобализацией, информационными технологиями и ускоренным темпом жизни, традиции становятся особенно важными для сохранения культурной идентичности, национальной самобытности. Фольклорные традиции являются неотъемлемой частью культурного кода народа, они хранят в себе уникальные знания, ценности и опыт прошлых поколений.
Цель исследования:
Изучить историческую эволюцию понятия "фольклорные традиции" в контексте развития фольклористики.
Задачи исследования:
Проследить формирование и становление понятия "фольклорные традиции" в истории фольклористики;
Рассмотреть основные концепции и подходы к изучению фольклорных традиций в разных школах и направлениях фольклористики;
Анализировать влияние социально-исторических факторов на формирование и эволюцию фольклорных традиций;
Выявить роль фольклорных традиций в сохранении культурного наследия народа;
Определить перспективы изучения фольклорных традиций в современном мире.
Объект исследования:
Понятие "фольклорные традиции" в истории фольклористики.
Предмет исследования:
Эволюция изучения фольклорных традиций в разных школах и направлениях фольклористики, их историческая динамика и взаимосвязь с социально-историческими факторами.
Методы исследования:
Исторический метод - анализ исторического развития понятия "фольклорные традиции" и его трансформации в разные периоды;
Сравнительный метод - сравнение концепций и подходов к изучению фольклорных традиций в разных школах фольклористики;
Метод анализа текстов - изучение конкретных фольклорных произведений с целью выявления традиционных мотивов, сюжетов, жанров, стилей, а также их исторической изменчивости;
Системный метод - анализ взаимосвязей между разными элементами фольклорных традиций и их влияние на формирование культурной идентичности.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в преподавании фольклористики, в научных исследованиях, а также в работе по сохранению и развитию фольклорного наследия.
В ходе работы мы рассмотрим следующие вопросы:
Основные фольклорные мотивы и образы в "Сказке": лесной дух, русалка, царский дворец, волшебный лес.
Использование фольклорных приемов в стихотворении: диалоги, повторы, песенные вставки, мифологические мотивы.
Связь фольклорных мотивов с темой любви и смерти в "Сказке".
Сравнительный анализ "Сказки" с другими произведениями Пастернака и русской литературы, в которых используются фольклорные мотивы.
Анализ "Сказки" в контексте фольклорных традиций позволит нам лучше понять глубину и многогранность этого произведения, а также оценить мастерство Пастернака как поэта и его способность передавать через народные образы глубокие философские идеи.
Данная курсовая работа представляет собой систематизированный анализ эволюции понятия "фольклорные традиции" в историческом контексте фольклористики. Она позволяет осветить различные подходы и концепции, развитые в разные периоды, и выявить историческую динамику изучения фольклорных традиций.
Глава 1. Понятие «фольклорные традиции» в истории фольклористики
1.1. Традиционность как свойство фольклора.
Фольклорные традиции – система культурных ценностей, в которой сконцентрированы представления о мире, морали, нравственных и этических нормах, чертах и особенностях народа. С их помощью мы можем соприкоснуться с той или иной культурой, «прожить» их опыт, сохраняя эмоционально-ценностный характер отношений. Из поколения в поколение, от народа к народу воссоздавая культурные устои и нормы, формировалась база жизненного опыта с его тысячелетними традициями. Из богатства традиций возникает связь человека с природой, а также гармоническое восприятие неразрывности между духовным и материальным.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
Тексты:
1. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2010. – с. (указать общее количество страниц)
Исследования:
1. Баевский В.С. Темы и вариации. Об историко-культурном контексте поэзии Б. Пастернака //Вопросы литературы. – 1987. – №10. – С.30-59.
2. Даманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Пособие по спецкурсу (Литературный текст: проблемы и методы исследования; Приложения) / Ю. В. Даманский. – 2 изд. – Тверь: Тверской гос. ун-т, 2001. – 94с.
3. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир. – 1988. – № 1. – С. 5-10.
4. Славянские древности: этнолингвистический словарь: В 5-ти томах. / РАН. Ин-т славяноведения. – Т. 3. К (Круг) – П (Перепелка). – М.: Международные отношения, 2004. – 704 с.
5. Суханова И.А. «Тема о волках» в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» //Человек в информационном пространстве: Материалы международной научно-практической конференции (Ярославль, 20-22 ноября 2003 г.). – Воронеж-Ярославль: Истоки. 2004. – С. 217-218.
6. Суханова И.А. Взаимодействие текстовых семантических полей в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Язык русской литературы XX века. – Ярославль: ЯГПУ, 2004. – Выпуск 2. – С. 113-121.
7. Суханова И.А. Еще раз о лейтмотиве свечи в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 3. – С. 39-46.
8. Суханова И.А. Лейтмотив весны в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» в связи с композицией стихотворной главы //Текст в фокусе литературоведения, лингвистики и культурологии. – Ярославль: ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2002. – С.107-116.
9. Суханова И.А. Лейтмотив оврага в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 1-2. – С. 20-26.
10. Энциклопедия символов / Сост. В.М. Рошаль. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 1007 с.
11. Волкова Т. Н. Тема русского народа в поэзии Б. Л. Пастернака // Б. Л. Пастернак: Пластикофилософские исследования. — Пермь, 1990.
12. Кольцов В. В. Из стародавних времен…: О стихах Б. Пастернака // Пастернак и мир русской поэзии. — М.: Советский писатель, 1988.
13. Краснов В. В. К дагестанским мотивам в стихах Пастернака // Пастернак и его время. — Л.: Наука, 1979.
14. Ярыгина Н. Л. Поэзия Бориса Пастернака как отражение народного эпоса // Жизнь и власть. — Тамбов: Грамота, 2012.
15. Ганцевич Й. И. Пастернак и народная поэзия: Этнографические сообщения. — М.: Восточная литература, 2006.
16. Хорезмов К. Т. Поэзия и реальность: Мотивы и сюжеты в стихотворениях Пастернака // Литературное наследие. — М.: Наука, 1977.
17. Пастернак Л. Б. Фольклорные истоки в поэзии Б. Пастернака // Современные исследования поэзии. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
18. Лелекова Т. И. Сказочность как фольклорный прием в стихах Пастернака // Поэтика Б. Пастернака. — Л.: Искусство, 1966.
19. Мирская И. В. Тема русской народной поэзии в стихах Б. Л. Пастернака // Литературные памятники. — М.: Наука, 1981.
20. Коршунова В. А. Мифологические мотивы в поэзии Пастернака // Славянское наследие. — М.: Искусство, 1959.