Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Введение к научному исследованию, посвященному теме «Площадь фигур» в рамках учебной программы по геометрии для средней школы (7-9 классы), требует тщательного формулирования научной проблемы и актуальности исследования. Область планиметрического образования, в частности, вычисление и концептуальное понимание площади, находится на стыке математической строгости и педагогической методологии; этот стык и составляет суть научной дилеммы, рассматриваемой в данном исследовании.
Понятие площади – фундаментальная метрика в геометрических исследованиях – в современных образовательных парадигмах служит не только мерой протяженности, но и важнейшим инструментом для пространственных рассуждений и практического применения в различных научных и инженерных дисциплинах. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, эффективное преподавание геометрической площади представляет собой сложную задачу, связанную с педагогическими стратегиями, согласованием учебных программ и вовлечением учащихся.
Актуальность данного исследования обусловлена наблюдаемым пробелом как в методологических основах, используемых в школах, так и в результатах обучения. Исследования эффективности современных образовательных практик выявили несоответствие между теоретическими знаниями, передаваемыми с помощью традиционных методов обучения, и практическими компетенциями, которые приобретают учащиеся. Это несоответствие подчеркивает необходимость систематической переоценки того, как геометрические понятия, особенно площадь многоугольников, вводятся и закрепляются в школьной программе.
Интегрируя аналитический подход с эмпирическими данными, исследование стремится очертить и проанализировать многогранные взаимосвязи между содержанием образования, учебным дизайном и результатами обучения. Такой синтез призван продвинуть вперед дискуссию об оптимизации геометрической педагогики, обеспечив ее не только соответствие образовательным стандартам, но и закономерностям когнитивного развития подростков.
Объектом данного исследования является учебный аспект планиметрии в рамках учебной программы по геометрии в средней школе, в частности, в теме «Площадь фигур». Предметом исследования являются дидактические механизмы, педагогические методики и образовательные инструменты, используемые для облегчения понимания и применения вычислений площади школьниками. Цель исследования – повысить эффективность методики преподавания геометрии путем разработки комплекса упражнений по решению задач с учетом особенностей учащихся 7-9 классов.
Стремясь преодолеть разрыв между теоретической математикой и практической педагогикой, данное исследование преследует различные цели: Во-первых, провести всестороннее изучение текущей образовательной практики, связанной с данной темой, тщательно проанализировав содержание учебных программ и педагогические стратегии, применяемые в различных образовательных учреждениях. Это исследование будет дополнено критическим анализом существующих учебников и образовательных ресурсов для оценки их соответствия современным педагогическим стандартам и математической точности.
Во-вторых, в рамках исследования предполагается разработать систему классификации наборов задач, которая не только способствует развитию логического и критического мышления, но и соблюдает принципы математической строгости. Эти наборы задач будут разработаны т.о., чтобы стимулировать применение теоретических знаний через практические, реальные задачи, обеспечивая тем самым более глубокое и интуитивное понимание понятия площади.
Наконец, в исследовании будут предложены методические рекомендации по включению этих наборов задач в стандартную учебную программу, направленные на оптимизацию результатов обучения и совершенствование педагогических подходов к преподаванию геометрии. Это предполагает использование передовых педагогических моделей и новейших образовательных технологий для обеспечения интерактивного и увлекательного процесса обучения. В результате этих усилий исследование стремится внести значительный вклад в область образовательной математики, особенно в области геометрического обучения, и заложить основу для дальнейших научных исследований в области эффективного обучения математике на уровне средней школы.
Научная новизна данного исследования заключается в методологическом подходе к синтезу наборов задач, предназначенных для раскрытия понятия площади в рамках учебной программы по геометрии для учащихся средней школы. Данное исследование является пионером в интеграции теорий когнитивного развития в создание образовательных инструментов, которые являются одновременно педагогически обоснованными и математически строгими. Используя междисциплинарные рамки, оно объединяет аспекты математической логики, психологии образования и вычислительных технологий, чтобы способствовать более глубокому пониманию учащимися планиметрических концепций.
Ключевая гипотеза, лежащая в основе данного исследования, утверждает, что учебная программа, обогащенная специально разработанными наборами задач, которые систематически классифицируются по сложности и целям обучения, может значительно улучшить способности учащихся к пониманию и применению вычислений площади в различных геометрических контекстах. Эта гипотеза бросает вызов преобладающим образовательным нормам, которые часто ставят во главу угла заучивание, а не критическое мышление и навыки решения проблем. Далее выдвигается гипотеза о том, что применение интерактивных и технологических форм обучения может повысить эффективность традиционных методов обучения, тем самым стимулируя изменение парадигмы в педагогических подходах к преподаванию геометрии.
Методологическая основа исследования «Область фигур» базируется на комплексном подходе, объединяющем устоявшиеся педагогические теории с современными образовательными практиками, в соответствии с последними требованиями, такими как приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370, утверждающий федеральную образовательную программу основного общего образования. В этом приказе подчеркивается важность включения в образовательные программы четких, измеримых результатов обучения – принцип, который является центральным для данного исследования. Опираясь на аналитический отчет о результатах ОГЭ 2023 года по математике, данное исследование направлено на устранение замеченных недостатков в понимании учащимися геометрических понятий, в частности вычисления площади. Отчет подчеркивает пробелы в применении теоретических знаний для решения практических задач, что является важнейшим моментом, на который опирается разработка наборов задач в данной диссертации. Педагогический подход, отстаиваемый В. В. Орловым в «Методике преподавания математики», подчеркивает важность логического структурирования и поэтапного развития математических понятий, что имеет большое значение для данного исследования. Аналогичным образом, работа Е.И. Лященко о лабораторно-практических методах обучения математике дает историческую перспективу педагогических приемов, доказавших свою эффективность, но недостаточно используемых в современном образовании.
Сравнительный анализ методов обучения, рассмотренный в работах В.Г. Болтянского и Б.П. Гейдмана, является важнейшей теоретической основой для оценки эффективности различных подходов к обучению понятию площади. Н-р., исследование Болтянским понятий площади и объема и подробное рассмотрение Гейдманом площадей многоугольников позволяют глубоко погрузиться в математические основы, необходимые для надежной разработки задач. Исследование также опирается на дидактические материалы и методические рекомендации Т.М. Мищенко для учителей геометрии, которые специально разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Методические рекомендации Т.М. Мищенко по геометрии, а также учебник Л.С. Атанасяна и др. служат основными ориентирами для современных образовательных стандартов и практики преподавания геометрии в средней школе. Инновационные методики обучения, предложенные В.В.Утемовым и М.М.Зиновкиной в их работах по научно-творческой педагогике, позволяют взглянуть на развитие творческих способностей и навыков решения задач в рамках учебной программы по математике с современной точки зрения. Применение методологии ТРИЗ в образовании, рассмотренное В.А. Михайловым, П.М. Горевым и В.В. Утемовым, еще более обогащает методологическую базу данного исследования, представляя методы развития инноваций в решении задач.
Решение проблем геометрического понимания в среднем школьном образовании будет осуществляться посредством синтеза теоретических и эмпирических методов исследования, что позволит обратить вспять традиционное движение от теории к практике. Через призму умозрительного анализа можно предположить, что при использовании более динамичных методик понимание учащимися сложных геометрических понятий, таких как площадь, может значительно улучшиться.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аналитический отчет результатов ОГЭ по учебному предмету МАТЕМАТИКЕ в 2023 году. (Ссылка: https://buzdroo.ucoz.ru/msoko/analiticheskij-otchet-gia-9-2023_po_matematike.pdf)
2.Болтянский, В.Г. О понятиях площади и объема. //Квант. 1977. №5. С.2-9.
3.Гейдман, Б.П., Площади многоугольников, Библиотека «Математическое просвещение», выпуск 16, (2002).
4.Геометрия. 7-9 класс. Учебник – Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.
5.Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века. Теория и практика. -М.: МГИУ, 2008. – 306 с.
6.Карасев П.А. Элементы наглядной геометрии в школе: пособие для учителей / П.А. Карасев. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1955 – 212
7.Ковалева Г.И. Теория и практика обучения будущих учителей математики конструированию систем задач: моногр. Волгоград, 2012.
8.Колягин, Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика [Текст]: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. Институтов / Ю.М. Колягин. – М.: Просвещение, 1975. – 462 с.
9.Логунов И.С. Требования к геометрическому чертежу // Современные проблемы физико-математических наук: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2016.
10.Лященко, Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики [Текст]: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. институтов / Е.И. Лященко.- М.: Просвещение, 1988.-223 с.
11.Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под науч. ред. Н. Л. Стефановой, Н. С. Подходовой. – 2-е изд, испр. – М. : Дрофа, 2008.
12.Методика обучения математике. Практикум : учебное пособие для вузов / В. В. Орлов [и др.] ; под редакцией В. В. Орлова, В. И. Снегуровой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 379 с. — (Высшее образование).
13.Михайлов В. А., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Методы конструирования новых идей на основе ТРИЗ. – М.: ЛЕНАНД, 2016. – 144 с.
14.Мищенко Т.М. Дидактические материалы и методические рекомендации для учителя по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы». ФГОС (к новому учебнику) / Т.М. Мищенко. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 174 с.
15.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223).
16.Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО: методическое пособие / авт. -сост: С.В.Фаттахова. – Казань: ИРО РТ, 2015. – 89 с.
17.Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов. М., 2002.
18.СкарбичС.Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач: учеб. пособие / науч. ред. В.А. Далингер. 2-е изд., стер. М., 2011.
19.Слета Ю.О. Обучение учащихся основной школы построению чертежа планиметрической задачи // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сб. материалов XXX Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2016. С. 28-34.
20.Слета Ю.О. Организация учителями поиска решения планиметрической задачи // Становление учителя будущего в пространстве дополнительного профессионального образования: сб. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2020. С. 140-142.
21.Слета Ю.О. Прием переформулирования на этапе анализа условия планиметрической задачи // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2017. С. 47-50.
22.Утёмов В. В. Развитие креативности учащихся основной школы: Решая задачи открытого типа. -Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 186 с.
23.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
24.Чичигин, В.Г. Методика преподавания геометрии. Планиметрия: пос. для учителей средн. школы. – М.: Государственное учебн.-педагогич. издательство министерства просвещения РСФСР, 1959. – 392 с.
25.Янтранова С.С. Роль чертежей в системе геометрической подготовки школьников // Геометрия многообразий и ее приложения: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2020. С. 325-330.