Фрагмент для ознакомления
2
Социальное обеспечение занимает одно из важнейших мест в жизни общества, напрямую зависит от уровня экономического развития и тесно связано с государственной политикой и социальным обеспечением. Содержание, виды и масштабы социального обеспечения постоянно меняются и формируются под влиянием развития системы социального обеспечения страны (социальной защиты) .
На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с множеством проблем, связанных с содержанием пожилых людей, инвалидов и детей. В первобытнообщинных системах люди все еще боролись за пропитание, больные и слабые в семье были обречены на смерть, а община не могла поддержать больных. Беременные женщины и маленькие дети, пытающиеся содержать семью, имели преимущество. В рабовладельческий период забота о стариках, женщинах и детях была в первую очередь обязанностью семьи. Дети, достигшие определенного возраста, должны были заботиться о своих старых родителях, а за маленькими детьми присматривали их родители.
В первом веке до нашей эры в Риме зародился прообраз социального обеспечения. В то время для свободных римских средних и бедных слоев населения существовали так называемые "коллегии самопомощи". Средства этих организаций использовались для распределения среди больных, престарелых и раненых. Эти "общественные организации помощи гражданам" или "коллегии самопомощи" были основаны на личной поддержке самих работников, и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.
В период римского рабовладения было достаточно много войн, порабощение народов, завоевание и разграбление регионов и целых стран процветало в этот период. В результате многие погибли, а их жены и дети остались без кормильцев. Именно здесь зародились первые пособия. Они выплачивались раненым, вдовам и сиротам после смерти воина. Вдовам и сиротам выплачивалось пособие в виде земли. Вдовам и сиротам выдавались привилегированные акты, освобождающие их от налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Этими льготами пользовались и бывшие военные, то есть бывшие воины и их семьи.
За рабовладельческим периодом последовал феодальный период, характеризующийся преимущественно самодостаточной экономикой. Основой этого периода была семья. Семья отвечала за материальное обеспечение пожилых и немощных людей. В этот период возникло своего рода социальное пособие. Оно распространялось на тех, кто был не способен к труду и не имел какого-либо хозяйства.
Это "пособие" не было декретировано. Позже появились и другие денежные пособия, но они носили характер наград и наказаний. Они выдавались важным сановникам, епископам, префектам и т.д., которые оказали монарху определенные услуги. Вероятно, это был первый прообраз пенсий. Таким образом, появилась и выплачивалась первая социальная помощь и первые пособия для граждан. Следует отметить, что ни один из прообразов современного социального обеспечения не был официально прописан в правовых источниках.
Изучение процесса развития законодательства о социальном обеспечении граждан, имеющих детей, до Советского Союза показывает, что государственные пособия на детей были довольно слабо развиты в России в XVII-XIX веках, благодаря развитию частных и общественных систем пособий на детей, представлявших собой систему социальных услуг. Впервые она упоминается в XVIII веке.
Первое упоминание о нем появилось только в XVIII веке, когда 4 ноября 1714 года Петр I издал Указ о нуждающихся младенцах, который предусматривал денежное пособие для младенцев в размере трех рублей в день на ребенка и трех рублей в год и пол-унции хлеба в месяц для женщин, ухаживающих за ними. Эту политику продолжила Екатерина II, которая в 1772 году рекомендовала горожанам принимать незаконнорожденных детей, брошенных родителями на зиму, и платить 10 рублей за двухлетнего, 18 рублей за трехлетнего, 24 рубля за четырехлетнего и 30 рублей за пятилетнего.
В XVIII веке были установлены первые социальные отношения в виде денег между теми, кто брал на воспитание детей, и государством в лице Департамента социального обеспечения. Первые выплаты физическим лицам, размер которых зависел от возраста ребенка, стали началом современных ежемесячных и единовременных государственных пособий для семей с детьми. Однако тогда они еще не назывались пособиями .
В конце XVIII и в XIX веках государственная помощь детям оказывалась в самых разнообразных формах, основанных как на государственных, так и на частных хосписах. Характерным было, с одной стороны, сословное, а с другой - сословное проявление идеи государственной помощи несовершеннолетним независимо от их происхождения. Центральным элементом этой идеи были учреждения для незаконнорожденных детей и сирот, созданные как специальные учреждения для этих категорий и как обычные учреждения, где последние были лишь частью общины. Чтобы эти учреждения хорошо функционировали, они должны были напрямую зависеть от контроля и внимания высшей власти.
Практика выдачи пособий вдовам и детям солдат продолжала развиваться и в начале XX века. В результате Русско-японской и Первой мировой войн были созданы пособия на содержание детей, родители которых погибли, и семей с детьми, мобилизованных на фронт; с возникновением капитализма в России в конце XIX - начале XX века было введено социальное страхование работников; в 1912 году был принят "Федеральный закон о страховании рабочих по болезни", в котором было введено страхование по беременности и родам для работниц. Впервые определив беременность и материнство как страхование социальных рисков, была заложена правовая основа для позитивного развития советского законодательства, которое предусматривало страхование детей и материнства и появление других льгот для граждан, имеющих детей.
Это было социальное страхование, построенное в соответствии с ленинской программой страхования и декретами, принятыми в первые годы Советской власти: 28 декабря 1917 года "Об учреждении Комитета охраны материнства и детства" и 31 декабря 1917 года "Об охране материнства и детства в Советской республике", которые были совместимы с существующими отношениями капитализма, основанного на частной собственности на средства производства.
В "Положении о социальном обеспечении трудящихся" вводилось социальное обеспечение в виде страховых взносов для "всех трудящихся, единственным источником существования которых является собственный труд, исключая эксплуатацию других", а также определялись размеры и условия выплаты пособий по беременности и родам, пособий кормящим матерям и пособий по уходу за новорожденными детьми.
Пособия по беременности и родам выплачивались в размере полной заработной платы в течение восьми недель до и шести недель после родов для женщин, занятых ручным трудом, и в течение шести недель для всех остальных женщин. Пособия кормящим матерям выплачивались в размере четверти от полного размера пособия по беременности и родам в течение семи месяцев после прекращения выплаты пособий для женщин, занятых физическим трудом, и в том же размере в течение 7,5 месяцев для всех остальных женщин.
В течение 1920-1930-х годов условия и размеры пособия по беременности и родам неоднократно менялись. Так, в 1927 году для борьбы со злоупотреблениями женщин, ранее не работавших, но временно трудоустроенных с целью получения долгосрочных пособий, обязательным условием стал шестимесячный стаж работы непосредственно перед отпуском по беременности и родам; с 1930 года для домашних работниц - один год работы, включая шесть месяцев непосредственно перед началом отпуска по беременности и родам; для крестьянок предъявлялось более строгое требование - не менее шести месяцев работы в течение двух предыдущих лет.
Конституция СССР 1936 года укрепила систему охраны материнства и детства и подготовила почву для ее дальнейшего развития. В целях обеспечения многодетных семей и разводов были приняты постановления ЦИК и СНК СССР "О запрещении абортов, об увеличении материальной помощи роженицам, об установлении государственной помощи многодетным семьям, о расширении сети родильных домов, яслей и детских садов, об усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и о некоторых изменениях в законе о разводе". Хотя в нем изложены права семей на помощь в случае одиноких матерей.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 октября 1948 года) // Российская газета. - 1995. - № 67.
2. Конституция Российской Федерации // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст.3.
4. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"//СЗ РФ. – 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст.18
5. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // СЗ РФ. – 1995. - № 21. - Ст.1929
6. Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"// СЗ РФ. – 2022. - № 48. - Ст.8322
Литература
7. Выплачивается ли иностранному гражданину единовременное пособие при рождении ребенка? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
8. Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
9. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в РФ / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
10. Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 92.
11. Как выплачивается единовременное пособие супругам в связи с юбилеем их совместной жизни? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
12. Как назначаются и выплачиваются детские пособия? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
13. Как получить пособия и другие выплаты при рождении ребенка? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
14. Какие выплаты положены при рождении первого ребенка? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
15. Касаткина А.Ю. Семья в РФ: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 7 - 9.
16. Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 92 - 102.
17. Крашенинников П.В. Поддержка института семьи: конституционные поправки / П.В. Крашенинников, Е.В. Бадулина // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 19 - 24.
18. Павлюткин И.В. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей / И.В. Павлюткин, М.А. Голева // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 106 - 117.
19. Спор о взыскании пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2023.
20. Тарусина Н.Н. Семья как общеправовая конструкция / Н.Н. Тарусина // Lex russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 4 (161). С. 21 - 33.