Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Анализ действующего законодательства, регламентирующего правовой статус муниципальных образований 5
1.1.Определение правового статуса муниципальных образований 5
1.2.Признаки муниципальных образований 11
Глава 2.Проблемы, встречающиеся в практике преобразований муниципальных образований, изменение статуса муниципальных образований 15
2.1.Специфика преобразования муниципальных образований, изменения статуса муниципальных образований 15
2.2.Анализ различных типов муниципальных образований 19
2.2.Анализ современного законодательства относительно правового статуса приграничных муниципальных образований 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Государство и общество нуждаются в функционировании местного самоуправления, одним из основных направлений которого является реализация интересов населения. Основы местного самоуправления заложены в Основном законе нашей страны. Для реализации положений Конституции в первую очередь необходима целостная правовая база, состоящая из нормативных законов разных уровней, однако ее наличие не позволяет в полной мере реализовать систему местного самоуправления.
Местное самоуправление сочетает в себе государственное и общественное начала. На происхождение государства указывает создание правовой основы системы местного самоуправления. Публичность же характеризует деятельность населения по реализации прав местного самоуправления. На сегодняшний день отмечается преобладание государственного начала, что сводит местное самоуправление к местному контролю.
Хотя муниципальная власть обладает общими чертами публичной власти, следует отметить, что от государственной власти местное самоуправление отличает наделение муниципальных организаций публичной и социальной властью. Однако местное самоуправление подчиняется политике государства в целом и поэтому вряд ли является самостоятельным муниципалитетом.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании правового статуса муниципальных образований.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие правовой статус муниципальных образований.
Целью исследования является анализ правового статуса муниципальных образований.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть правовой статус муниципальных образований;
2.иследовать признаки муниципальных образований;
3.определить специфику преобразования муниципальных образований, изменения статуса муниципальных образований;
4.проанализировать различные типы муниципальных образований;
5.определить особенности современного законодательства относительно правового статуса приграничных муниципальных образований.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ, иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бойко Н. С., Бородин И.А., Коростелева М.В., Мункуева С.А., Овчинников И.И., Сперанский О.В., Чаннов С.Е. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ действующего законодательства, регламентирующего правовой статус муниципальных образований
1.1.Определение правового статуса муниципальных образований
Государственная и муниципальная власть имеют одно направление и один источник силы. В связи с этим деятельность местного самоуправления должна идти в ногу с государственной политикой. Историческое развитие местного самоуправления в Российской Федерации характеризуется проведением реформ "сверху", что не было последовательным и равномерным. В связи с этим трудно провести реформы в короткий срок. В современной России становление местного самоуправления далеко не завершено и требует более длительного времени. Поскольку развитие местного самоуправления происходит в рамках определенного правового пространства, модель местного самоуправления напрямую связана с правовой системой государства. В Российской Федерации существует несколько моделей местного самоуправления, закрепленных в федеральном законодательстве. Важную роль в этом играют история страны и другие особенности[ Муниципальное право России : учебник для вузов / А. Н. Кокотов [и др.] ; под редакцией А. Н. Кокотова. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. – С.102.].
В 1990-е годы в краях, областях и республиках Российской Федерации местные парламенты приняли конституционно значимый документ - Устав, определяющий статус местного самоуправления на их территориях. На выборной основе формировались представительные органы местных сообществ, население избирало глав местного самоуправления, создавалась система муниципальной службы. Быстро развивалось местное самоуправление, создавалось муниципальное законодательство, основанное на российской специфике и региональной практике. В это же время был принят Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", который положил начало формированию порядка и деятельности органов местного самоуправления. Впоследствии был принят закон, регулирующий деятельность муниципальных служащих.
Современный этап модернизации местного самоуправления характеризуется повышенным вниманием к его ключевой составляющей - муниципальному образованию. В настоящее время, когда продолжается процесс активного формирования законодательной базы местного самоуправления, формируются и внедряются новые подходы к различным его аспектам, муниципальное образование вновь становится предметом научных исследований. Это связано, прежде всего, с изменениями, произошедшими в отношениях между государством и местным самоуправлением.
Роль федерального законодательства в регулировании отношений в сфере местного самоуправления была пересмотрена в сторону его усиления. Возникла необходимость повышения эффективности функционирования муниципалитетов путем совершенствования федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации.
Эффективное функционирование муниципалитетов невозможно без единой системы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов входящих в них органов и муниципальных служб. Возросшее в последнее десятилетие значение местного самоуправления в обеспечении интересов населения увеличило потребность в компетентных муниципальных кадрах. В то же время кадровые проблемы сельских поселений очень серьезны. Эта проблема имеет два аспекта: статусно-финансовый и образовательный.
Первый заключается в том, что реальная заработная плата муниципальных служащих (сельских поселений) остается низкой. Это приводит к оттоку квалифицированных специалистов в другие сферы деятельности. Оставшиеся вакансии не всегда могут быть заполнены подготовленными работниками.[ Муниципальное право России : учебник для вузов / А. Н. Кокотов [и др.] ; под редакцией А. Н. Кокотова. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. – С.104.]
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) [Сайт]. − URL: http://constitution.garant.ru
2.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822
3.Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»// Российская газета. 04.05.1993. № 84.
Научная литература
4.Бойко, Н. С. Муниципальное право : учебное пособие для вузов / Н. С. Бойко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 430 с.
5.Бородин, И. А. Проблемы правового положения главы сельского поселения / И. А. Бородин // Эпоха науки. – 2022. – № 29. – С. 61-63.
6.Коростелева, М. В. Укрупнение муниципальных образований как основное направление реформирования территориальной организации местного самоуправления в России / М. В. Коростелева, Н. В. Коростелева // Парадигмы управления, экономики и права. – 2022. – № 1(5). – С. 114-120.
7.Мункуева, С. А. Некоторые проблемы определения правового статуса приграничных муниципальных образований / С. А. Мункуева, Д. Ц. Намжилова // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 3(219). – С. 147-149
8.Муниципальное право России : учебник для вузов / А. Н. Кокотов [и др.] ; под редакцией А. Н. Кокотова. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 406 с.
9.Овчинников, И. И. Муниципальное право : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 432 с. -
10.Сперанский, О. В. Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования как субъекты градостроительной деятельности / О. В. Сперанский // Международный научный вестник. – 2022. – № 3. – С. 41-46.
11.Чаннов, С. Е. Муниципальное право : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Чаннов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 307 с.