Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной социальной и образовательной среде, одних лишь экологических знаний и умений недостаточно, чтобы до конца понимать все те экологические проблемы, которые сегодня существуют в обществе. Необходима активная позиция молодёжи, в том числе, школьников и подростков, чтобы это в дальнейшем могло служить гарантом сохранения природы и окружающей среды. Для этого важно иметь экологическую культуру и экологическую воспитанность.
Перед современной образовательной средой стоит вопрос главенствующего значения экологического образования и культуры, которые бы соответствовали всем этим требованиям. Люди должны заботиться не только о своём собственном совершенствовании и благополучии. Необходимо, чтобы они как можно больше проникались бы заботой об окружающей природе, мире, человечестве.
Воспитанная и культурная личность формирует отношение к собственным экологически целесообразным действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Человек будет готов и способен ответственно относиться к окружающей среде, будет вести себя нравственно по отношению к природе только в том случае, когда в процессе экологического воспитания и культуры будет сочетаться его личное участие в природоохранной деятельности с общественным, и будет понимание пропаганды современных идей по оптимизации отношений общества и природы.
От экологической культуры и экологической образованности зависит, насколько грамотными и компетентными будет в дальнейшем российская молодёжь. Это также имеет непосредственное отношение к экологической культуре субъекта. Обществу пришлось обратить внимание на экологическую составляющую и сейчас недостаточно знать и понимать, что проблемы подобного рода существуют. Их необходимо решать всем миром. Образованная и культурная в этом вопросе современная личность, какой может являться волонтёр, сама формирует отношение к собственным экологически целесообразным действиям.
Цель работы: теоретически рассмотреть и обосновать процесс формирования экологической культуры в процессе волонтёрской деятельности у студентов СПО.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры в процессе волонтёрской деятельности у студентов СПО.
Предмет исследования: волонтёрская деятельность у студентов СПО.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия экологическая культура в современных психолого-педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть современные теоретические подходы к проблеме формирования экологической культуры.
3. Предложить методы формирования экологической культуры у студентов СПО посредством волонтёрской деятельности.
4. Описать методику диагностики формирования экологической культуры у студентов СПО посредством волонтёрской деятельности
Методы исследования: теоретические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение.
Структура работы: введение, одна глава, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Осознание экологических проблем современной цивилизацией выдвигает перед образованием и обществом новые задачи. Их целью является формирование сознательного отношения людей к экологическим проблемам окружающей среды. Каждый человек сегодня должен иметь культурную составляющую, которая бы касалась непосредственно проблем экологии. Под экологической культурой понимают составную часть общечеловеческой культуры.
Это мировоззренческая система взглядов, знаний, умений, установок и ценностей субъекта, а также, социальных отношений и норм, определяющих и регулирующих взаимоотношения человека и окружающей природной и техногенной среды [15]. Про сформированную экологическую культуру речь можно вести, если человек уже имеет определённые собственные взгляды на экологические проблемы человечества. При этом субъект владеет определёнными знаниями, умениями, навыками и компетенциями. У него сложилась своя собственная система ценностей и установок.
Всего этого ещё нельзя сказать о подростках и молодых людях, студентов, которые лишь начинают глубже понимать, что такое устойчивое мировоззрение, сформированные ценности и ценностные установки. Педагоги и психологи уверены, что чем раньше образовательная система будет обращать внимание детей и подростков на существующие в этой области проблемы, тем понятнее в будущем им станет, что такое экологическая культура в целом.
Развитие экологического образования и формирование экологической воспитанности является одной из актуальнейших задач педагогической науки. Благодаря сформированным основам экологических знаний и умений, люди смогут вывести планету из того состояния, в котором она находится на данный момент. Важность экологического образования подчеркивается во многих документах, регламентирующих педагогический процесс. Включены следующие требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования: «сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, приобретение опыта эколого-направленной деятельности» [28, с. 35].
Экологическое образование необходимо для формирования у школьников экологической культуры, осознания ими ценности экологически целесообразного поведения и поступков с целью сохранения богатства и уникальности природы окружающей среды. Такого рода процессы могут осуществляться педагогами как в урочной деятельности, так и во вне урочной.
В образовательной практике это должно пронизывать все направления деятельности, независимо от того, в какой это образовательной организации осуществляется, в школе, к примеру, или в техникуме.
Экологическая культура содержит в себе экологическое содержание, которое достаточно обширно, и позволяет заниматься экологическим воспитанием и формированием экологической культуры. Если речь идёт об экологическом образовании, здесь в первую очередь имеется в виду когнитивный аспект в образовании личности. Если речь идёт об экологической культуре, здесь рассматривается прежде всего ценностный, или аксиологический аспект. Очевидно, что всё это тесно взаимосвязано между собой. Это несомненно важно при формировании у студентов профессиональных организаций СПО экологической культуры, но этого недостаточно, для её полной сформированности.
Культура всегда подразумевает наличие ценностного аспекта в общей системе образования. Помочь решить эту проблему может системное экологическое воспитание субъектов. Это произойдёт лишь в том случае, если педагог будет целесообразно использовать в образовательном процессе и в рамках внеурочной деятельности оптимальные формы и методы работы, включая подходящие инновационные педагогические технологии. Экологическое содержание образования должно быть отражено как в основном содержании, так и в содержании дополнительного образования [23].
Само понятие образования всегда подразумевает реализацию триединой образовательной цели – это реализация в учебно-воспитательном процессе обучения, воспитания и развитие личности субъекта. При формировании экологической культуры студента, речь, прежде всего, идёт о формировании их личностных свойств и качеств, на основе экологического содержания наиболее подходящих образовательных областей. В данном контексте термины обучение и воспитание являются неразрывными. Необходимо чтобы в образовательной организации, в обязательном порядке сохранялась преемственность экологического содержания от начальной школы, до основной и полной старшей школы, и далее.
ФГОС СПО реализуется на основе компетентностного, личностно ориентированного и деятельностного подходов. Отдельно ФГОС рассматривает личностный результат, в виде сформированных общих компетенций, которые являются обязательными для реализации в целостном образовательном процессе.
В многочисленных исследованиях учёных рассмотрена важность экологического образования в образовательной организации и формирование экологической культуры [27]. В школе уже происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире и природе, способствующее становлению личности и началу формирования экологической образованности школьника (Симонова, 1998).
Сегодня перед учеными и исследователями остро стоит вопрос о необходимости изменения отношения человека к природе и обеспечение соответствующего образования и культуры нового поколения. В данном случае речь должна идти о преемственности современного образования, которое предъявляет требования не только к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), по тому, или иному предмету. Сегодня образовательная организация реализует метапредметный результат (школа), или формирует общие компетенции (колледж, техникум), где основы экологической культуры заложены практически на каждом образовательном этапе. Сегодня студент - это компетентный человек с гуманными нравственными установками.
Именно сформированность экологической культуры позволит всего этого достичь. Содержание экологического образования позволит всё это реализовывать в совокупности, что в дальнейшем позволит говорить о наличии основ экологической культуры субъекта. Очевидно, что экологическое образование является неотъемлемой частью общего и среднего профессионального образования, и несет в себе колоссальный нравственный потенциал [5].
Педагог должен стремиться формировать у каждого обучающегося знание о единстве живой и неживой природы. Он должен воспитывать ценностные ориентации экологического характера, формировать мотивы и потребности экологически целесообразного поведения, что несомненно будет относиться к экологическому воспитанию в контексте триединой образовательной цели.
У субъектов необходимо развивать способности анализа экологических ситуаций и альтернативное мышление, способствующее правильному выбору способов решения экологических проблем. Как главную цель экологического образования можно отметить формирование экологической культуры [24].
Речь идёт о совокупности экологического знания, сознания и ценностных ориентаций в области экологии. Учитывая то, что в современном образовании присутствует главный принцип «научить учиться», это может означать, что трансляции педагогом знаний по экологии будет сегодня в образовательном процессе недостаточно. Главная задача педагога при этом, уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность учеников.
Занятия по экологии должны стать неотъемлемым компонентом и в рамках внеурочной деятельности, поскольку содержательная часть экологического образования чрезвычайно широка и разнообразна.
В ФГОС СОО упоминаются понятия экология и основы экологической грамотности. Очевидно, что это должно рассматриваться в контексте содержания, какой - либо предметной области, либо в рамках внеурочной деятельности. Международное определение термина «экологическое образование» было принято на первой по этой теме конференции, которая состоялась в 1970 г. в городе Карсон-Сити (США, Невада).
В ходе мероприятия была принята следующая формулировка: «экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением.
Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексенцева, И.А. Формирование нравственной культуры школьников посредством экологического воспитания. [Электронный ресурс] // Косова Е. М. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601764/ (дата обращения: 10.05.202).
2. Асташина, Н.И. Организация и использование экологических троп в условиях перехода на новые образовательные стандарты [Текст] / Н.И. Асташина // Биология в школе. – М., 2015 – № 5. – С.48-52.
3. Бодренкова, Г.И. Добровольчество [Текст]// Г.И. Бодренкова // Социальная работа. - 2006. - № 1. – 153 с.
4. Бодренкова, Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике» [Текст]/Г.П. Бодренкова. - Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества. - Благотворительный фонд: Московский дом милосердия. Серия: Российская школа эффективного добровольчества. - 2013. – с. 320
5. Басова, Е.А. Дидактический потенциал уроков биологии и экологии при формировании функциональной грамотности учащихся [Текст] / Е.А. Басова // Биология в школе. – М., 2016 – № 9-10. – С.67-72.
6. Бородько, М.В. Каким быть экологическому образованию [Текст]/ М. В. Бородько // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 40– 56.
7. Власова, С.С. Проектная деятельность социально-экологической направленности [Текст] / С.С. Власова, С.В. Суматохин // Биология в школе. – М., 2015 – № 1. – С.51-57.
8. Волонтерская деятельность в России [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: https://alev.biz/resources/good-works/volonterskaya-dobrovolcheskaya-deyatelnost-v-rossii/ (дата обращения: 10.05.202).
9. Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников URL: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://weburok.com/2943165 (дата обращения: 10.05.202).
10. Груничева, Е.В. Развитие экологической культуры в рамках сотрудничества с родителями учащихся как субъектами образовательного процесса. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://viro.edu.ru/attachments/article/4072/Grunicheva%20E.V..pdf (дата обращения: 10.05.202).
11. Головихина, О.С. Опыт Госкорпорации «Росатом» по привлечению молодежи к информационной работе в интересах атомной энергетики [Текст] / О.С. Головихина Н.В. Горин, Д.В. Шмаков, Л.Г. Матвеева // Вестник ЧГПУ. 2018. № 1. – С. 67-77.
12. Горин, Н.В. Развитие инициативы Госкорпорации «Росатом»: образовательный проект «Зеленый квадрат» [Текст] / Н.В.Горин, О.С. Головихина, Н.Л.Абрамова, С.В. Нечаева, Л.Г. Матвеева // Педагогическое образование в России. Стратегия образования. 2018. № 12. – С. 23-28.
13. Грачев, С.В. Мастер-класс по биологической микротехнике [Текст]// Урал: природа, история, культура: материалы Межрегиональной молодѐжной НПК, проходящей в рамках Большого географического фестиваля «Моя Земля», 21 марта 2017 / ред. Янцер О.В., Ванюкова Т.В.: ФГБОУ ВО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2017. – С.137-140.
14. Дьяченко, А.П. Мастер-класс как особая форма организации обучения биологии [Текст] // Современные исследования природных и социально-экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016 – С. 42-45.
15. Ермаков, Д.С. Экологическая грамотность учащихся: теория и практика [Текст] / Д.С. Ермаков // Биология в школе. – М., 2016 – № 5. – С.52-60.
16. Захлебный, А.Н. О надпредметной функции экологического образования [Текст] / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 1. – С. 3–8.
17. Иванов, С.А. Генезис детских экологических практик: от изучения экосистем - к сенсорному взаимодействию с природой [Текст] / С.А. Иванов // Научный диалог. 2016. № 9 (57). – С. 283-296.
18. Игумнова, Е.А. Проектирование образовательного квеста на основе технологической карты [Текст] / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Биология в школе. – М., 2016 – № 6. – С.51-61.
19. Казарова, О.А. Адаптивно-инновационные возможности организации игр биологического и экологического содержания [Текст] / О.А. Казарова // Биология в школе. – М., 2017 – № 6. – С.71-78.
20. Киселева, Н.Ю. Международный экологообразовательный интернет-проект «Весна идет!» как инструмент организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников [Текст] / Н.Ю. Киселева, А.С. Варламов // Биология в школе. – М., 2016 – № 3. – С.54-60.
21. Курбатова, А.С. Влияние педагогических факторов на нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1. С.185-188. Режим доступа: https://expeducation.ru/ra/article/view?id=9416 (дата обращения: 10.05.202).
22. Курбатова, А.С. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / Ханова Т.Г. // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=25796 (дата обращения: 10.05.202).
23. Королькова, Е.О. Образовательный потенциал экологических маршрутов на болотных экосистемах ООПТ [Текст] / Е.О. Королькова // Биология в школе. – М., 2017 – № 4. – С.72-80.
24. Коростелёва, В.А. Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности // Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. URL: http://ecosystema.ru/03programs/publ/korost/1_1_2.html (дата обращения: 10.05.202).
25. Каргаполова, Ю.В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» [Текст]/Ю.В. Каргаполова. - Молодой ученый. 2014. №21. С. 575-577.
26. Кострикин. А.В. Социальная работа с молодежью и повышение социальной активности молодежи [Текст]/ А.В. Кострикин. - Второй международный психолого-социальный Конгресс: 2009. с. 10-13.
27. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности [Текст]/ В.Г. Маралов. -М.: Прометей. - 2011. - 220 с.
28. Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым) URL: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/00178.htm (дата обращения: 10.05.202).
29. Методика определения общественной активности учащихся (составлена доцентом Е.Н. Степановым) URL: https://mylektsii.ru/8-112368.html (дата обращения: 10.05.202).
30. Методика «Я - лидер» (Е.С. Фёдоров, О. В. Ерёмин, модифицирована Т.А. Мироновой) URL: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://director.edu54.ru/node/269911(дата обращения: 10.05.202).
31. Марфенин, Н.Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития [Текст] / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Россия в окружающем мире: 2005: аналит. ежегодник. – М.: Модус-К – Этерна, 2006. – С. 19–58.
32. Мингалеева, М.Т. Интерактивные методы обучения в экологическом образовании [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 4. – С.56-61.
33. Мингалеева, М.Т. Педагогические возможности информатизации экологического образования в школе [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 6. – С.50-55.
34. Мингалеева, М.Т. Экологическое образование в формировании этнической идентичности школьников [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 3. – С.59-64.
35. Мингалеева, М.Т. Этнокультурные образовательные технологии в экологическом образовании и воспитании [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 5. – С.57-61.
36. Миронов, А.В. Возможности школьной биологии в экологическом образовании школьников в свете требований ФГОС [Текст] / А.В. Миронов // Биология в школе. – М., 2016 – № 6. – С.66-72.
37. Некрашевич, П.С. Образовательный квест как форма организации урочной и внеурочной деятельности по биологии и химии // Материалы Межрегиональной молодёжной научно-практической конференции «Урал: природа, история, культура». 20-21 марта 2018 г. – С. 132- 135.
38. Огаркова, И. В. Формирование экологической культуры. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/103-682-905 (дата обращения: 10.05.202).
39. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. – 2010. - №8. – С. 23-26.
40. Пучкова, А.Н. Воспитание экологической культуры школьников через организацию внеурочной деятельности. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/524725/ (дата обращения: 10.05.202).