Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование неврозов, включая истерический невроз, навязчивые мысли и неврастению, остается актуальным и важным в современном обществе. Неврозы являются распространенными психическими расстройствами, которые могут серьезно повлиять на качество жизни людей и их способность функционировать в повседневной жизни. Истерический невроз характеризуется эмоциональными и физическими симптомами, которые могут имитировать физические заболевания, в то время как навязчивые мысли приводят к непрерывным и неприятным мыслям, которые трудно контролировать. Неврастения проявляется в форме хронической усталости, раздражительности и нарушения сна. Изучение этих психических расстройств помогает понять их причины и механизмы развития, а также разработать эффективные методы диагностики и лечения, что имеет большое значение для улучшения здоровья и благополучия людей.
Цель исследования - изучение теоретических аспектов неврозов.
Исходя из поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить историю развития понятия «невроз» в психологии и психиатрии.
2. Рассмотреть основные типы и формы неврозов, их клинические особенности и симптомы.
3. Проанализировать причины возникновения и развития неврозов.
4. Изучить методы диагностики и лечения неврозов, включая психотерапевтические и фармакологические подходы.
Объект исследования: психические расстройства в виде неврозов. Предмет исследования: истерический невроз, навязчивые мысли и неврастения как разновидности неврозов.
Методы исследования: в рамках данной работы будет использован анализ научных статей, эмпирические исследования, а также клинические наблюдения.
Глава 1. Теоретические аспекты неврозов
1.1. Понятие и классификация неврозов
Термин «невроз» был впервые введен в обиход в 1776 году Уильямом Кулленом (W. Cullen 1710-1790). В то время этот термин означал «генерализованное поражение нервной системы, не вызванное местным или лихорадочным заболеванием».
С первого определения сохранялось представление о неврозе как о психическом расстройстве, не имеющем чисто органической основы; в 30-е годы XX века в психиатрии получила распространение идея Фрейда III о том, что многие формы невроза имеют очевидную психологическую причину. Поэтому он назвал их психоневрозами, включая истерию, тревожные состояния и навязчивые идеи. Пытаясь определить причины психоневрозов, Фрейд пришел к выводу, что истоки многих из них также лежат в процессах, определяющих развитие личности. Эти рассуждения привели к появлению термина «невротическая личность», который описывает тип личности, сходный с неврозом. Связь между невротизмом и типами личности подчеркивали и другие исследователи (К. Ясперс, К. Шнайдер и Луфббороу). Они рассматривали невротизм как реакцию на стресс, возникающую у определенных типов личности. В связи с этим подходом появился новый термин «патологические эмоциональные реакции», хотя связь между типом личности и типом реакции далеко не однозначна [3].
Достаточно полное определение невроза, отражающее российскую психиатрическую точку зрения, дал В.А. Гиляровский: «Невроз - это тревожные, болезненные переживания в физической сфере и деградация личности в социальных отношениях».
В этом определении в качестве основных критериев выделения невроза выделяются психогенные факторы как причины, фитосоматические симптомы, личностный характер и тенденция к переработке возникшего расстройства в зависимости от социальной значимости травмы.
Невроз - это обратимое психическое расстройство, вызванное воздействием психотравмирующих факторов, проявляющееся преимущественно психогенными и соматомоторными нарушениями, без искажения отражения реального мира, хотя пациент осознает факт заболевания.
Невроз - наиболее распространенная психогенная патология. В последние годы число больных неврозами неуклонно растет, особенно в экономически развитых странах.
Невроз обычно развивается в результате длительного воздействия психологической травмы, часто на фоне переутомления, бессонницы и физического недомогания. Однако он не приводит к нарушению рефлекторной познавательной деятельности или значительным изменениям в психическом функционировании и не мешает адаптации пациента к условиям жизни [4].
Симптомы меняются при изменении межличностных отношений, например, чаще возникает депрессия. Этим объясняется рост числа депрессивных «неврозов» в современном обществе. Альфред Адлер, основатель личностного подхода в психологии, выделил невроз в отдельную категорию и писал, что, когда цели, которые человек ставит перед собой, и способы их реализации не соответствуют его возможностям, эти цели приобретают вымышленные характеристики и становятся недостижимыми неврозами. По словам Адлера, невротическая личность «заключена в тюрьму вымыслов». Симптомы невроза играют защитную роль и являются бегством от реальности. Защищая человека от соприкосновения с жизненными проблемами и не позволяя ему осознать тайну своей низкой самооценки, невроз является своего рода психологической компенсацией. Пациенты-невротики могут чувствовать себя хорошо благодаря «невидимости» реальности; по мнению К. Хорни, невроз вызван межличностными нарушениями. Хорни, считающая, что главная цель невроза - почувствовать себя в безопасности, ставит во главу угла понятия тревоги и страха. Потребность в безопасности, одна из невротических тенденций, характеризуется ригидностью. Идя по этому пути, похожему на канал, человек теряет многое из того, на что он может обратить внимание, чтобы сохранить понимание нюансов окружающего мира и психофизиологическую ценность [8].
В отечественной психиатрии всегда доминировали взгляды классической немецкой школы психиатрии на природу невроза. Невротизм рассматривался как разновидность реактивного состояния, отвечающего критериям К. Ясперса:
в его основе лежит длительная, эмоционально значимая психологическая травма, которая психологически перерабатывается, формируется и закрепляется патологический паттерн реакции [3];
сохраняется в переживаниях пациента;
после нейтрализации психологической травмы реактивное состояние исчезает.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аграновский М.Л. Психотерапия в лечении фобических расстройств у больных неврозами/ М.Л. Аграновский, Р.К. Муминов, Н.К. Сарбаева, И.Ф. Козимжонова// Экономика и социум – 2021 – с.413-418.
2. Бекмиров Т.Р. Некоторые особенности невроза и профилактика/ Academic research in educational sciences – 2023 – с.878-885
3. Бекмиров Т.Р. Психологическая травма у детей как фактор невроза/ Academic research in educational sciences – 2023 – с.739-744.
4. Бенелли А.В. Специфика неврозов у детей: этиология и симптоматика/ Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института – 2019 – с.69-73.
5. Беремукова М.А. Невроз навязчивых состояний: особенности течения/ М.А. Беремукова, Р.С. Жидков, К.А. Шаваева, М.Р. Погорова// Вопросы науки и образования – 2022 – с.45-48.
6. Бурно М.Е. Клиническая классическая психотерапия истерических расстройств в повседневной амбулаторной практике/ Профессиональная психотерапевтическая газета – 2023.
7. Ганицева Д. А. Истерический невроз как форма психогенной патологии/ Актуальные исследования» – 2022
8. Дмитриева Н.В. Невроз и конфликтность личности/ Н.В. Дмитриева, Л.Н. Антилогова, Т.А.Титоренко// Психопедагогика в правоохранительных органах – 2020 – с.150-154.
9. Ежов А.Н. Основные проявления невроза навязчивых состояний: теоретический обзор/ А.Н. Ежов, Н.А. Гончарова// Наука и образование – 2022.
10. Кенджаева З.Х. Некоторые психологические подходы в лечении невроза/ З.Х. Кенджаева, А.С. Ёрахмадов// Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин) – 2020 – с.79-83.
11. Королева Е.Г. Удельный вес семейных отношений в этиологии невроза/ Е.Г. Королева, О.М. Лапыш// Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты – 2016 – с.58-62.
12. Лямец А.М. Общая теория навязчивых мыслей и действий/ Психологическая газета – 2021.
13. Майрамукаева, В. С. Истерия. Общие сведения / Молодой ученый — 2022 — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94487/ (дата обращения: 12.05.2024).
14. Мусурмонкулова Н. Невроз и неврастения у детей/Экономика и социум – 2019 – с.532-534.
15. Погорова М.Р. Неврастения/ М.Р. Погорова, М.А. Беремукова, К.А. Шаваева, Р.С. Жидков// Вопросы науки и образования – 2022 – с.25-27.
16. Поройков С. Ю. Новые подходы в систематике неврозов (психопатологий)/ Образовательный вестник «Сознание» – 2016 – с.117-120.
17. Раупова К.С. Особенности невроза у детей и способы лечения/ Мировая наука – 2020 – с.404-407.
18. Руденко С. Л. Взаимосвязь отношения к болезни и социального восприятия у лиц с истерическим неврозом/ Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика – 2023 – с.62-66.
19. Руденко С. Л. Взаимосвязь субъективного качества жизни и социального восприятия у лиц с истерическим неврозом/ СибСкрипт – 2023 – с.625-634.
20. Руденко С.Л. Особенности социального восприятия больных неврозом навязчивых состояний/ Вестник Вятского государственного университета – 2021 – с.134-145.
21. Серкин В. П. Невроз отложенной жизни (НОЖ)/ Вестник Северного Международного университета – 2003 – с.131-136.
22. Сочивко Д. В. Сравнительно-функциональный анализ личностных состояний психически больных с диагнозом «невроз» и больных с диагнозом «шизофрения»/ Прикладная юридическая психология – 2021 – с.15-23.
23. Степанова Д. А. Обсессивно-компульсивное расстройство: причины, симптомы, диагностика/ Актуальные исследования – 2022.
24. Ткаченко Н. Т. Системный анализ клинической картины истерического невроза у женщин/ Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии – 2016.
25. Турсынов Н.И. Современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей/ Н.И. Турсынов, М.А. Григолашвили, С. Хан, Е.Д. Ким, С.У. Сопбекова, А.Д. Мухамедкалиева// Журнал «Нейрохирургия и неврология Казахстана» – 2016 – с.52-56.
26. Фесенко Ю. А. Роль семейного воспитания в развитии «школьного невроза»/ Специальное образование – 2016 – с.46-54.
27. Хлопина Е.С. Преступное поведение и невроз/ На пути к гражданскому обществу – 2018.
28. Чутко Л.С. Неврастения/ Л.С. Чутко, И.А. Баранова// Медицинский совет – 2009 – с.23-24.
29. Чутко Л.С. Неврастения у подростков. Клинические проявления и лечение/ Л.С. Чутко, С.Ю. Сурушкина, Е.А. Яковенко, Т.И. Анисимова, Е.Ю. Родионова // Педиатрия. Consilium Medicum – 2016 – с.79-82.
30. Якурнов А. В. Исследование особенностей нарушения мышления у больных неврозом/ Скиф. Вопросы студенческо