Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность изучения оценки качества деятельности сестринского персонала обусловлена несколькими ключевыми факторами. Во-первых, качество сестринского ухода напрямую влияет на результаты лечения пациентов и их удовлетворенность медицинскими услугами [21]. В современных условиях здравоохранения, где растет сложность клинических случаев и увеличиваются требования к медицинскому обслуживанию, сестринский персонал играет критически важную роль в обеспечении эффективного и безопасного ухода за пациентами [13].
Во-вторых, оценка качества деятельности сестринского персонала необходима для идентификации областей, требующих улучшения, что способствует повышению профессиональных компетенций и уровня квалификации медицинских сестер [22]. Это, в свою очередь, обеспечивает соответствие стандартам и протоколам медицинской практики, что является важным аспектом в системе обеспечения качества в учреждениях здравоохранения [18].
В-третьих, повышение качества сестринского ухода способствует снижению числа медицинских ошибок, улучшению показателей заболеваемости и смертности, а также уменьшению продолжительности госпитализаций. Кроме того, внедрение систематической оценки деятельности сестринского персонала позволяет эффективно управлять ресурсами здравоохранения, что важно в условиях ограниченного финансирования и необходимости оптимизации затрат [27].
Наконец, удовлетворенность пациентов качеством сестринского ухода является важным индикатором общего качества медицинских услуг. Удовлетворенные пациенты более склонны следовать рекомендациям врачей, что положительно сказывается на исходах лечения и общем состоянии здоровья населения [16].
Таким образом, систематическое изучение и оценка качества деятельности сестринского персонала представляет собой значимую область исследований, направленную на улучшение общего уровня медицинского обслуживания и обеспечение устойчивого развития системы здравоохранения.
Цель исследования: провести оценку качества деятельности сестринского персонала в «Медицинском центре МЕДЭСС».
Задачи исследования:
Изучить теоретические аспекты оценки качества деятельности сестринского персонала.
Оценить удовлетворенность пациентов качеством полученной медицинской помощи в условиях «Медицинском центре МЕДЭСС».
Разработать рекомендации по улучшению качества деятельности сестринского персонала для старшей медицинской сестры.
Объект исследования: сестринский персонал, пациенты «Медицинского центра МЕДЭСС».
Предмет исследования: качество деятельности сестринского персонала в «Медицинском центре МЕДЭСС».
Методы исследования:
анализ литературных источников,
анкетирование пациентов «Медицинского центра МЕДЭСС» с применением анкеты удовлетворенности пациентов деятельности среднего персонала.
Статистический метод обработки включал описательную статистику для расчета средних значений и стандартных отклонений каждого параметра анкеты. Для анализа статистической значимости различий между средними значениями применялся t-критерий Стьюдента.
Место проведения исследования – «Медицинский центр МЕДЭСС».
Практическая значимость исследования направлена на выявление и анализ факторов, влияющих на качество работы сестринского персонала, что позволит предложить эффективные пути их оптимизации в интересах улучшения качества медицинского обслуживания в целом.
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА.
1.1 Критерии оценки качества и стандарты деятельности медицинской сестры
Оценка качества деятельности медицинских сестер является важным условием для обеспечения высокого уровня медицинского обслуживания и безопасности пациентов [14]. Качество деятельности медицинских сестер зависит от их профессиональной компетентности, которая включает знания, навыки и способности, необходимые для выполнения медицинских процедур и ухода за пациентами [17].
В последние годы был проведен ряд зарубежных и отечественных исследований, направленных на разработку и внедрение различных критериев для оценки работы медицинских сестер [7,35]. Исследования показывают, что регулярное обучение и повышение квалификации медицинских сестер являются основными факторами для поддержания высокого уровня компетентности, что способствует уменьшению количества медицинских ошибок, минимизации осложнений и повышению удовлетворённости пациентов[22, 34]. Для этого необходимо соблюдение установленных протоколов и стандартов ухода за пациентами, содержащие важные критерии оценки качества [1,2,3]. Внедрение стандартов помогает минимизировать риски и повысить безопасность пациентов [9].
В рамках стандартизации разрабатываются инструкции по осуществлению медицинских и уходовых процедур, которые должны выполняться персоналом[6]. Это включает в себя всё: от назначения лекарств до поддержания нужной гигиены и диеты пациентов. Такие меры позволяют не только предотвратить возникновение осложнений, но и сократить время пребывания в медицинском учреждении, что является экономически выгодным как для больниц, так и для пациентов [18].
На международном уровне разработаны стандарты и протоколы, направленные на обеспечение высокого уровня сестринской помощи [36]. В Соединенных Штатах Америки, например, активно используется модель "Magnet Recognition Program" от Американской ассоциации медсестер (ANA), которая аккредитует медицинские учреждения на основе высоких стандартов качества и безопасности ухода [28].
Результаты исследования Андреева Д.А. и соавт. [8] показывают, что для обеспечения высокого уровня профессиональной компетентности медицинских сестер необходимы регулярное обучение и повышение квалификации. Современные исследования подчеркивают значимость систематического образования, как формального, так и неформального, включая семинары и практические тренинги. Компетентность медсестер охватывает теоретические знания и практические навыки, критическое мышление и способность принимать обоснованные решения. Постоянное обновление знаний и совершенствование умений позволяют медсестрам соответствовать современным стандартам медицинской практики, что в свою очередь улучшает качество медицинской помощи и удовлетворенность пациентов.
Шаповалова М.А. и соавт. [27] при исследовании менеджмента сестринской помощи выяснила что регулярное обучение и повышение квалификации медицинских сестер являются важными элементами для поддержания их профессиональной компетентности. Исследование также выявило, что систематическое участие в образовательных программах, таких как семинары и практические тренинги, способствует улучшению качества медицинской помощи. Было установлено, что большинство медсестер стремятся к профессиональному росту и развитию новых навыков, несмотря на недостаточную информированность о некоторых аспектах менеджмента качества. Более половины опрошенных медсестер положительно оценили модель комплексного ухода, при которой за одной медсестрой закрепляется несколько пациентов, считая, что это улучшит качество ухода и повысит индивидуальную ответственность. Также было отмечено, что улучшение материально-технического обеспечения и условий труда медсестер положительно сказывается на качестве предоставляемой медицинской помощи.
Эффективная коммуникация играет важную роль в медицинской практике [26]. Медицинские сестры должны обладать навыками межличностного общения для взаимодействия с пациентами, их семьями и другими медицинскими работниками [32].
Согласно исследованиям, улучшение коммуникативных навыков способствует повышению удовлетворенности пациентов и снижению числа ошибок в медицинской практике [11, 31]. Соблюдение этических принципов и моральных норм является основой профессиональной деятельности медицинских сестер. Это включает в себя уважение к пациентам, конфиденциальность и беспристрастность. Исследования подчеркивают важность этического поведения для поддержания доверия пациентов и повышения качества обслуживания [13,35].
Оценка результатов работы медицинских сестер, как правило, проводится на основе анализа клинических исходов и удовлетворенности пациентов [26]. Введение систем мониторинга и анализа данных позволяет выявить области для улучшения и внедрять необходимые изменения в практику [14, 29].
Критерии оценки качества деятельности медицинских сестер являются многофакторными и включают профессиональную компетентность, качество коммуникации, соблюдение стандартов, этические нормы и оценку результатов работы [29, 35]. Регулярное обучение, стандартизация процедур и внедрение систем мониторинга способствуют улучшению качества медицинского обслуживания и повышению безопасности пациентов[25, 34].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
2. Приказ Минздрава России от 7 июля 2015 г. № 422н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи".
3. Приказ Минздрава России от 17 марта 2023 г. № 115 "Об организации работ по независимой оценке качества условий оказания услуг медицинскими организациями".
4. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 475н “Об утверждении профессионального стандарта “Медицинская сестра/медицинский брат”.
5. Национальный проект "Здравоохранение" 2019. https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie
6. Абильдинова С. К. и др. Оценка удовлетворенности профессиональной деятельностью медицинских сестер ПМСП //Медицина и экология. – 2020. – №. 2 (95). – С. 95-103.
7. Абушинов, В. В. Новые требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности: пути и инструменты их реализации в многопрофильном стационаре (сообщение второе) / В. В. Абушинов, А. В. Есипов, А. В. Алехнович // Госпитальная медицина: наука и практика. – 2021. – Т. 4, № 2. – С. 64-71. – DOI 10.34852/GM3CVKG.2021.68.75.011. – EDN YFWEMX.
8. Андреев Д. А., Завьялов А. А. Особенности проведения контроля качества и безопасности медицинской деятельности в онкологии (обзор литературы) //Здравоохранение Российской Федерации. – 2021. – Т. 65. – №. 5. – С. 492-497.
9. Ассоциация медицинских сестер России. Методические рекомендации и стандарты сестринского ухода. 2020. https://medsestre.ru/wp-content/uploads/2020/05/ustav-rams.pdf
10. Бернатович О. А. и др. Стандартные операционные процедуры как компонент системы обеспечения качества и безопасности сестринской деятельности //Менеджер здравоохранения. – 2020. – №. 3. – С. 31-36.
11. Блохина М. В., Сафина О. Г. Оценка качества сестринской медицинской помощи акушерско-гинекологической службы крупной многопрофильной больницы //Практическая медицина. – 2021. – Т. 19. – №. 4. – С. 63-68.
12. Богуш Е. А., Двойников С. И. Экспертиза сестринской помощи-основа управления качеством медицинской помощи //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2019. – Т. 27. – №. 6. – С. 1080-1085.
13. Бразовская Н. Г. и др. Пациентоориентированный подход: анализ взаимосвязи оценки пациентами результативности медицинской помощи и условий её оказания //Социальные аспекты здоровья населения. – 2019. – №. 5 (65). – С. 1.
14. Габоян Я. С., Пивкина А. И. Роль сестринского персонала в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности //Общественное здоровье. – 2022. – Т. 2. – №. 3. – С. 35-41.
15. Гостеева О. В., Шульгина И. В. Дистанционное обучение медицинских сестер в период пандемии COVID-19 при реализации последипломного образования //Global and Regional Research. – 2020. – Т. 2. – №. 4. – С. 130-135.
16. Данильченко Я. В. и др. Удовлетворенность медицинского персонала-удовлетворенность пациента качеством помощи: есть ли связь? //Социальные аспекты здоровья населения. – 2020. – Т. 66. – №. 3. – С. 3.
17. Екимова Н. А., Карасева Л. А. Удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи, оказываемой в условиях внедрения инноваций в сестринскую практику //Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. – 2020. – №. 1. – С. 143-151.
18. Калугина М. Г. Анализ практического опыта разработки и внедрения стандартных операционных процедур в деятельность среднего медицинского персонала //Менеджер здравоохранения. – 2023. – №. 10. – С. 42-48..
19. Колоколов А. В. Методологические аспекты оценки качества медицинской помощи //Вестник Университета имени ОЕ Кутафина. – 2021. – №. 8 (84). – С. 44-52.
20. Комиссаров Е. Е., Царева В. В. Оценка персонала в медицинских организациях (обзор литературы) //Педиатрический вестник Южного Урала. – 2020. – №. 1. – С. 104-110.
21. Линденбратен А. Л., Коломийченко М. Е. Анализ результатов социологических исследований качества и доступности медицинского обслуживания //Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2021. – Т. 23. – №. 6. – С. 225-231.
22. Митрофанова Р. Л. Обучения медицинских сестер-современный подход //Неделя молодежной науки-2020. – 2020. – С. 99-100.
23. Мутигуллина А. А., Рябова Т. В. Инновационная технология обучения профессионального самообразования медицинских сестер //Управление устойчивым развитием. – 2020. – №. 2. – С. 106-111.
24. Орлова О. А., Габоян Я. С., Пивкина А. И. Стандартные операционные процедуры в работе сестринского персонала как способ профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи //Медицинский алфавит. – 2021. – №. 32. – С. 48-55.
25. Рогозина, Л. А. Совершенствование организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница» / Л. А. Рогозина // Лучший исследовательский проект 2022 : Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 04 июля 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 86-97. – EDN FOOUYF.
26. Цветкова А. Б., Никишкин В. В. Оценка удовлетворенности пациентов услугами медицинских учреждений //Практический. маркетинг. – 2021. – №. 11. – С. 19-27.
27. Шаповалова М. А. Менеджмент сестринской помощи / М. А. Шаповалова, И. Н. Мороз, А. С. Ярославцев [и др.] // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2022. – № 1. – С. 15-23. – DOI 10.17238/issn1999-2351.2022.1.15-23. – EDN MBKMLK.
28. American Nurses Association. Magnet Recognition Program. Retrieved from American Nurses Association. – 2019. https://www.nursingworld.org/ana/
29. Cho S. H. et al. Nurse staffing, nurses prioritization, missed care, quality of nursing care, and nurse outcomes //International Journal of Nursing Practice. – 2020. – Т. 26. – №. 1. – С. e12803.
30. Corless A. Nursing Care in the Outpatient and Hospital Setting //Guide for Advanced Nursing Care of the Adult with Congenital Heart Disease. – Cham : Springer International Publishing, 2022. – С. 71-95.
31. Hamad Al-Qahtani A., Stirling B., Forgrave D. The impact of job satisfaction on nurses’ work lives: A literature review //QScience Connect. – 2020. – Т. 2020. – №. 1. – С. 1.
32. Jankelová N., Joniaková Z. Communication skills and transformational leadership style of first-line nurse managers in relation to job satisfaction of nurses and moderators of this relationship //Healthcare. – MDPI, 2021. – Т. 9. – №. 3. – С. 346.
33. Mlambo M., Silén C., McGrath C. Lifelong learning and nurses’ continuing professional development, a metasynthesis of the literature //BMC nursing. – 2021. – Т. 20. – С. 1-13.
34. Quinto L. Status of the Implementation of Outcomes-based education in the allied medicine programs //Laguna Journal of Multidisciplinary Research. – 2020. – Т. 4. – №. 1. – С. 1-9.
35. Rizalar S., Baltaci N. Ethical decision-making levels of nurses and it’s affecting factors //Int J Caring Sci. – 2020. – Т. 13. – №. 1. – С. 42-52.
36. Sánchez‐Almagro C. P. et al. NANDA International nursing diagnoses in the coping/stress tolerance domain and their linkages to Nursing Outcomes Classification outcomes and Nursing Interventions Classification interventions in the pre‐hospital emergency care //Journal of Advanced Nursing. – 2022. – Т. 78. – №. 10. – С. 3273-3289.