Фрагмент для ознакомления
2
Феномен девиантного поведения у детей беспокоит родителей и педагогов и вызывает научный и практический интерес у педагогов и исследователей. Девиантные дети легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и учителями всегда натянуты и неясны.
Девиантность оказывает негативное влияние на личностное развитие и процессы социализации детей в следующем возрасте, часто является причиной школьной неуспеваемости. Проблема девиантного поведения школьников подросткового возраста стала основным направлением нашего исследования.
Проблема девиантного поведения широко обсуждается в отечественной и зарубежной социологической литературе. Следует отметить, что такой аспект, как подростковая девиация, пока малоизучен.
Подростковое девиантное поведение – явление сложное, поэтому изучение этой проблемы актуально и междисциплинарно.
Степень разработанности проблемы исследования. Методологические основы изучения девиантного поведения и девиантологии, в отечественных теориях, представлены в трудах Я.И. Гилинского, B.C. Афанасьева, М.Е. Поздняковой, Б.М. Левина; в работах Ю.В. Кудрявцева, В.П. Кaзимирчука, В.Н. Кудрявцева, а также в трудах И.А. Невского, В.Ф. Лeвичевой, В.Т. Лисовского, А.C. Харчeва.
Процесс адаптации и социализации обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей личности в социуме. Анализ работ ученых, занимавшихся этими проблемами обучающихся (Ю. А. Александровский, С. А. Беличева, Р. Берне, СМ. Громбах, Д. В. Колесников, К. Левин, А. В. Петровский, Э. Стоуне, Г. И. Царегородцев, В. А. Ядов и др.), определяет наиболее значимые направления проявлений дезадаптации: психологические, педагогические, социологические. Следует отметить не только о проявлении какого-то фактора дезадаптации, а об их комплексном негативном воздействии на обучающегося (Н. Г. Лусканова, Г. Н. Сердюкова). Специфика школы определена тем, что именно в ней закладываются основы будущего личности. В процессе обучения подросток реализует себя в различных видах деятельности во взаимодействии с окружающей действительностью. В зависимости от того, как у подростков происходит приспособление к социальной среде, условиям обучения в школе, можно говорить об успешной или неуспешной реализации себя в жизни.
Методологические основы гендерного анализа в психологической науке были разработаны зарубежными и отечественными исследователями такими как: Ш. Берн, К. Бьерквист, К. Дьюкс, А. Игли, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон, К. Уэст и Д. Зиммерман, Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, Е. Здравомыслова, А. Темкина, И.С. Клецина, Л. Попова, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и др.
Социально-психологический аспект влияния адаптации на процесс социализации девиантных подростков исследован в работах С. Э. Артемова, Д. А. Андреевой, С. Д. Агарелян, Ю. С. Бабахан, Ф. Б. Березина, А. А. Гордон, О. И. Зотовой, И. К. Кряжевой, М. А. Галагузовой, Ю. Н. Галагузовой и др.
В современном мире становится все больше проявлений девиантного поведения среди подростков обоих полов. Исследование девиантного поведения позволяет открыть гендерный подход.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью выявления причин и особенностей проявления девиантного поведения среди девочек и мальчиков подросткового возраста.
Цель исследования – рассмотреть склонность к девиантному поведению у девочек и мальчиков подросткового возраста.
Объект исследования – девиантное поведение среди подростков.
Предмет исследования - склонность к девиантному поведению у девочек и мальчиков подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию «девиантное поведение»;
2. Выделить особенности адаптации как фактора проявления девиантного поведения;
3. Рассмотреть склонность к девиантному поведению у девочек и мальчиков подросткового возраста.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что представленный в настоящей работе материал может быть полезен классным руководителям, педагогам-психологам, социальному педагогу в работе с детьми подросткового возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
1. Понятие о девиантном поведении в психолого-педагогических исследованиях
Вопросы, затрагивающие проблему возникновения девиантного поведения в психологической науке, были рассмотрены в трудах Э. Дюркгейма, З.К. Леонгарда, З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Эриксона, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, В.В. Ковалева, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейна, Т.И. Шульге и др.
Концепция девиантности в конце 19 - начале 20 веков развивалась на основе двух подходов: функционального и нозоцентрического. Эти понятия являются концепциями биогенетической или социогенетической интерпретации.
Во второй половине XX века в результате смены парадигмы в науке проблема девиации стала изучаться с помощью комплексного мультимедийного анализа.
В настоящей работе мы использовали концепцию С.Т. Гаврилова. По мнению исследователя, девиация – это многогранное явление жизни в социальной среде, социальных отношений в устойчивых формах человеческой деятельности, несоответствия нормам и ожиданиям общества. Девиация может быть положительной и служить прогрессу общества, а может быть и отрицательной - тормозить развитие общества. Это стереотип поведенческой реакции, связанный с нарушениями соответствующих возрасту социальных норм: побегом из дома и одиночеством, ранним алкоголизмом, наркоманией, суицидом, сексуальными девиациями. Такое поведение возникает не только по социальным, но и по биологическим причинам, таким как болезнь, адаптация и дезадаптация [12, c. 89].
С.А. Беличева выделила социальный тип девиантного поведения. Он познает эгоистическое направление: воровство, агрессивное направление – поддразнивание и хулиганство; социальный пассивный тип, т.е. избегание гражданской ответственности, исключение из активной общественной жизни [8, c. 94].
В.Д. Платонов обнаружил следующие формы девиантного поведения: социальные (деструктивные, аморальные, политические преступления) и делинквентное (криминальные) и паранормальные [9, c. 145].
В.Д. Менделевич выделяет такие клинические проявления отклонений от нормы как – аддиктивноe, дeлинквентное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспосоностей. При этом он подчеркивал, что при психопатологических типах дeвиантного поведения значение ситуативных факторов нивалируется [23, c. 41].
Отечественные исследователи А.А. Александров, В.В. Королев, В.Д. Менделевич, В.Г. Степанов считают, что целесообразно разделять девиантное поведение на преступное – криминальное. Криминальная личность это та личность, которая совершила преступление (В.Н. Кудрявцев, В.Ф. Пирожков). Одни ученые утверждают приоритетность эндогенности, говоря, что «преступниками не рождаются, а становятся», другие же (Айзенк, Кречмер, Ломброзо, Шелдон) – доказывали значимость эндогенных причин, когда отклонения генетически «запрограммированы»[2, c. 54].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Урал. унта, 1986. - 150 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1996. - 384 с.
3. Арутюнян М. Ю. «Кто я» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков. М. : МЦГИ, 1992. - 175 с.
4. Ахметзянова А. И., Кедрова И. А., Рудакова Е. В. Психологические особенности личности подростков, детерминирующих девиантное поведение // Акмеология. - 2016. - № 4. - С. 201 – 209.
5. Ахметова О. А. Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 4. - С. 36–44.
6. Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Л. : Наука, 1981. - 381 с. 8
7. Белкин А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию. М. : Изд-во Моск. унив-та, 1975. - 790 с.
8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. -- М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
9. Берковиц Л. Агрессия: причина, последствия и контроль. СПб. : Прайм-Еврознак, 2019. - 512 с.
10. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - 64-69 с.
11. Бурминская Т. В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций. Ставрополь : СГПИ, 2004. - 199 с.
12. Гаврилова Т.П. Организация интеллектуально-игровой деятельности подростков с отклоняющимся поведением с целью предупреждения их девиаций / Гаврилова Т.П., Грицких Е.Н. // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 6. - С. 88-92.
13. Гурьева В. А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия. М. : Медицинское информационное агентство, 2007. - 22 с.
14. Дворянчиков Н. В., Логунова, О. А., Решетова, Д. В. Взаимосвязь некоторых личностных особенностей и характеристик криминального поведения подростков // Психология и право. - 2011. - № 1. - С. 65- 71.
15. Жмуров Д. В. Криминальная агрессия несовершеннолетних. Иркутск : Изд-во «Репро-центр», 2009. - 162 с.
16. Завражин С. А. Феноменология девиантного поведения: избранные труды. Владимир : ВГГУ, 2008. - 348 с.
17. Ипатов А. В. Аутодеструктивное поведение подростков в контексте отклоняющегося развития личности // Акмеология. - 2018. - №4 (68). - С. 25–31.
18. Каган В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - 65-69 с.
19. Кириллова Е. Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению. СПб. : ФГКОУ ВО «АУ МВД РФ», 2019. - 231 с.
20. Личко А. Е. Подростковая наркология. Л. : Медицина, 1991. - 301 с.
21. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2006. - 218 с.
22. Мельникова М .Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков. Екатеринбург : Нева, 2017. - 193 с.
23. Менделевич В. Д., Садыкова Р. Г. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов. Йошкар-Ола : Марево, 2002. - 239 с.
24. Пономарева Т. А. Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект // Инновационная наука. - 2017.- № 3. - С. 254-257.
25. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – М.: Академия, 1996. – 378 с.
26. Тормосина Н. Г. Психологическое исследование гендерных и возрастных особенностей аутодеструктивного поведения. Вестник Университета. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-issledovanie-gendernyhivozrastnyh-osobennostey-autodestruktivnogo-povedeniya/ (дата обращения: 17.05.2024).
27. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2014. - 351с.